Что такое воспитание
консультация (средняя группа) на тему

Клёшина Надежда Александровна

Что такое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_vospitanie.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое воспитание? Нам представляется, что это «питание» души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородными прекрасным -«питание» Красотой. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. Сегодня воспитание становится проблемой спасения под знаком SOS. То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьезные и решительные меры, и немедленно.

Что же мы можем сделать? Одним махом, раз и навсегда ничего сделать невозможно. Нужны каждодневные и повсеместные решительные действия. Они должны быть глубоко продуманы и прочувствованы. Прежде всего это касается воспитания самых маленьких членов общества.

Главное - знать причину болезни, найти корень. А причина одна -упадок нравственности, Культуры в самом широком понимании этого слова. Причина - в самом человеке. Деградация человека неизбежно приводит к деградации общества и государства, к глобальной катастрофе. Недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнешь»...

Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как твой воспитанник уже взрослый. Какой он? Что делает? Как живет? Может быть, что-то доброе вынес из детства? Может быть что-то из тех времен сохранил в себе? Быстро летит время. Потому-то и медлить нельзя! Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают!

Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы, именно мы и сейчас, заложим в сознание и сердце детей. Воспитание Красотой не просто красивые слова - это опыт человечества, это единственный путь. При этом Культура и Красота должны быть поняты во всей их глубине и широте. Это не просто этикет и хорошие манеры, не чисто внешняя красивость, не эрудированность; Культура и Красота -понятия глубинные, прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека, с его мыслями, чувствами. Николай Заболоцкий писал:

 …что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

И как бы из глубины времен Николай Добролюбов отвечает: «Красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том жизненном смысле, который в нем заключается» И еще один писатель -Михаил Зощенко пишет: «Подлинно культурный человек - это не только образованный человек Культура - это не только образование. Это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того, кто не руководит своими инстинктами, его нельзя назвать культурным человеком».

Культура, если она впитана с детства, становится - обязательно становится неотъемлемым достоянием человека. Она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками.

В чем же красота? Как она влияет на ребенка? Где ее искать и как нести детям? Красота многолика, многопланова, многомерна, если угодно. Нет и не может быть единого стандарта Красоты, единого эталона. Нет пределов совершенству, как и нет пределов формам и качествам Красоты. Сколько людей, столько и понимания и восприятия Красоты.

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - как говорили древние греки. Поэтому мы должны окружить ребенка красотой- всем прекрасным, чем только сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература- все это, в меньшей или большей мере, может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках.

  Мы должны постоянно совершать усилие, чтобы замечать красоту вокруг себя, чтобы ее чувствовать, фиксировать в своем сознании и конечно, чтобы суметь творить красоту. Если нам это удастся, то мам удастся воспитать детей Красотой - передавать им свою любовь к Красоте, помогать замечать Красоту и создавать Красоту своими руками.

  Направить взгляд ребенка, произнести призывное «Смотри!» - одна из важных задач воспитателя. Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.

  Развивать внимание можно на самых обиходных предметах и самыми простыми способами. Можно поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребенок. Можно предложить ему, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента. Можно каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т.д. Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.

У маленьких детей, особенно до пяти лет, от природы природная свободы, потребность в самостоятельном действии. Если эта природная потребность нами поощряется и развивается, ребенок развивается и воспитывается естественнее и полноценнее. К сожалению, часты случаи, когда в семье и в детском саду эта самостоятельность не развивается и даже тормозится.

Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать, которая всегда рядом, которая возникает - и должна возникать - и в нас, и в детях при встрече с Красотой, в процессе свободного творческого самовыражения.

Задача воспитателя - создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств, переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом - это проверено жизнью.

Мы должны говорить ребенку, объяснять ему значение Красоты для людей, ее ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважение к ценностям Культуры и искусства, воспитывать их как защитников Красоты.

Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших и доступных музеев, выставок, концертов, книг - всего, что несет в себе Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование. Красота должна жить в наших домах, вокруг нас, в детских садах и школах. Мы должны стремиться как можно лучше украсить места пребывания детей, сделать все возможное, чтобы они видели живую природу, могли приблизиться к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое воспитание?

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В....

Что такое воспитание?

В этой статье я хочу рассказать родителям о том, что такое воспитание.  Какие воспитательные задачи мы решаем в детском саду и каким способом....

Что это такое -воспитание половое?

Проблема полового воспитания во все времена являлась и остается одной из самых актуальных. От того, как мы станем ее решать, зависит будущая жизнь наших детей...

"Что такое воспитание?" #КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022

Что такое воспитание?Воспитание – это передача имеющихся знаний от старших к младшим. Имеющиеся знания — это передача умений, способов мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы,...

СТАТЬЯ "Что такое воспитание?"

Размышления автора о воспитании и эмоциональном интеллекте как его непосредственном объекте воздействия....

Что такое воспитание?

Что такое воспитание?Воспитание – это целенаправленное влияние на развитие человека в процессе его взросления и социализации, позволяющее привить ему определённые взгляды и ценностные устан...