Что такое воспитание?
методическая разработка
Что такое воспитание?
Воспитание – это целенаправленное влияние на развитие человека в процессе его взросления и социализации, позволяющее привить ему определённые взгляды и ценностные установки, подготовить его к жизни и труду, обеспечить почву для дальнейшего самостоятельного развития. У слова «воспитание» есть два основных значения:
- сам процесс внешнего влияния на развитие индивида;
- результат этого влияния (совокупность привитых взглядов, жизненных ценностей, манер и прочих приобретённых черт личности).
У воспитания нет задачи изменить природу воспитываемого. Оно лишь помогает ему максимально приспособиться к существованию в обществе.
Наиболее существенную роль в воспитании индивида играют его родители, ближайшие родственники и педагоги. От того, каким именно будет воспитание в детстве, сильно зависит формирование личности и вся будущая жизнь взрослого человека. Современная теория полагает, что основа воспитания заключается не столько в целенаправленном воздействии педагога на воспитанника, сколько в социальном взаимодействии между ними.
В литературе слово «воспитание» может принимать одно из трёх значений:
- широкое (социальное) — подразумевается воздействие на личность с целью максимально адаптировать её для жизни в обществе. По сути, воспитание здесь отождествляется с социализацией;
- педагогическое — это формирование навыков и убеждений, привитие ценностей, выработка стремления к самоактуализации и саморазвитию;
- локальное — это целенаправленное решение конкретных воспитательных задач. К примеру, воспитание может быть моральным, духовным, умственным, нравственным, эстетическим, физическим, культурным, трудовым и т. п.
Слово «воспитание» – это отглагольное существительное, образованное от слова «воспитать». Этот глагол, согласно этимологическому словарю Фасмера, образован от слова «питать» (в значении «кормить») добавлением приставки «вос». Таким образом, изначально это слово было синонимом слова «вскормить» (вырастить), но позже обрело самостоятельный смысл.
Цели воспитания
В современной педагогике в качестве основных называются такие цели воспитания как:
- формирование личности, обеспечение её целостности и всесторонней развитости;
- привитие эстетических и нравственных качеств;
- развитие воли, обеспечение эмоциональной устойчивости;
- привитие социальных, культурных и духовных ценностей;
- формирование патриотичного отношения к своей стране;
- выявление, развитие и реализация личных способностей;
- создание предпосылок для дальнейшего саморазвития;
- создание почвы для разных видов познавательной деятельности;
- формирование способности адаптироваться к разным обстоятельствам.
Для реализации данных целей важно участие в воспитательном процессе родителей и воспитателей, а также заинтересованность самих детей.
Принципы воспитания
Современная система воспитания опирается на ряд принципов, которые призваны обеспечить единство методов, применяемых педагогами:
- Индивидуальный подход. Процесс воспитания всегда должен строиться с учётом индивидуальных особенностей восприятия ребёнка, чтобы обеспечить формирование и развитие его как уникальной личности. В частности, должны быть учтены его склонности и таланты.
- Связь с жизнью. Получаемые воспитанником знания должны находить практическое применение в повседневной жизни и помогать ему справляться с различными жизненными ситуациями.
- Опора на положительные примеры. Нельзя недооценивать важность примера для подражания. Особенно важен этот момент для развития таких черт как нравственность, ответственность и целеустремлённость. Положительный пример всегда действует эффективнее, чем акцентирование внимания воспитанника на его собственных недостатках и ошибках.
- Единство воспитательного процесса. Важно, чтобы и дома, и в школе использовались одни и те же методы воспитания. Благодаря этому у ребёнка будет вырабатываться единая шкала ценностей, и ему будет проще соответствовать предъявляемым ожиданиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое воспитание?
Воспитание – это целенаправленное влияние на развитие человека в процессе его взросления и социализации, позволяющее привить ему определённые взгляды и ценностные установки, подготовить его к жизни и труду, обеспечить почву для дальнейшего самостоятельного развития. У слова «воспитание» есть два основных значения:
- сам процесс внешнего влияния на развитие индивида;
- результат этого влияния (совокупность привитых взглядов, жизненных ценностей, манер и прочих приобретённых черт личности).
У воспитания нет задачи изменить природу воспитываемого. Оно лишь помогает ему максимально приспособиться к существованию в обществе.
Наиболее существенную роль в воспитании индивида играют его родители, ближайшие родственники и педагоги. От того, каким именно будет воспитание в детстве, сильно зависит формирование личности и вся будущая жизнь взрослого человека. Современная теория полагает, что основа воспитания заключается не столько в целенаправленном воздействии педагога на воспитанника, сколько в социальном взаимодействии между ними.
В литературе слово «воспитание» может принимать одно из трёх значений:
- широкое (социальное) — подразумевается воздействие на личность с целью максимально адаптировать её для жизни в обществе. По сути, воспитание здесь отождествляется с социализацией;
- педагогическое — это формирование навыков и убеждений, привитие ценностей, выработка стремления к самоактуализации и саморазвитию;
- локальное — это целенаправленное решение конкретных воспитательных задач. К примеру, воспитание может быть моральным, духовным, умственным, нравственным, эстетическим, физическим, культурным, трудовым и т. п.
Слово «воспитание» – это отглагольное существительное, образованное от слова «воспитать». Этот глагол, согласно этимологическому словарю Фасмера, образован от слова «питать» (в значении «кормить») добавлением приставки «вос». Таким образом, изначально это слово было синонимом слова «вскормить» (вырастить), но позже обрело самостоятельный смысл.
Цели воспитания
В современной педагогике в качестве основных называются такие цели воспитания как:
- формирование личности, обеспечение её целостности и всесторонней развитости;
- привитие эстетических и нравственных качеств;
- развитие воли, обеспечение эмоциональной устойчивости;
- привитие социальных, культурных и духовных ценностей;
- формирование патриотичного отношения к своей стране;
- выявление, развитие и реализация личных способностей;
- создание предпосылок для дальнейшего саморазвития;
- создание почвы для разных видов познавательной деятельности;
- формирование способности адаптироваться к разным обстоятельствам.
Для реализации данных целей важно участие в воспитательном процессе родителей и воспитателей, а также заинтересованность самих детей.
Принципы воспитания
Современная система воспитания опирается на ряд принципов, которые призваны обеспечить единство методов, применяемых педагогами:
- Индивидуальный подход. Процесс воспитания всегда должен строиться с учётом индивидуальных особенностей восприятия ребёнка, чтобы обеспечить формирование и развитие его как уникальной личности. В частности, должны быть учтены его склонности и таланты.
- Связь с жизнью. Получаемые воспитанником знания должны находить практическое применение в повседневной жизни и помогать ему справляться с различными жизненными ситуациями.
- Опора на положительные примеры. Нельзя недооценивать важность примера для подражания. Особенно важен этот момент для развития таких черт как нравственность, ответственность и целеустремлённость. Положительный пример всегда действует эффективнее, чем акцентирование внимания воспитанника на его собственных недостатках и ошибках.
- Единство воспитательного процесса. Важно, чтобы и дома, и в школе использовались одни и те же методы воспитания. Благодаря этому у ребёнка будет вырабатываться единая шкала ценностей, и ему будет проще соответствовать предъявляемым ожиданиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...