НАВЫКИ И УМЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа) на тему
Материалы для консультации или оформления папки-передвижки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyki_i_umeniya.docx | 64.51 КБ |
Предварительный просмотр:
НАВЫКИ И УМЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Навыки и умения составляют основу поведения детей раннего возраста.
Много лет назад детские врачи определили основные вехи развития ребенка. Например, к шести месяцам малыш должен уметь сидеть, к девяти произносить «мa-мa» и «па-па»; в год - начать ходить.
В настоящее время на эти стандарты продолжают ориентироваться, но их границы раздвинулись и каждый раз педиатр анализирует возрастные достижения ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, наследственных и социальных факторов.
Через 1-2 месяца после рождения младенец обретает относительную власть над своим телом. Дети, прежде всего, учатся поднимать и поворачивать голову, и в этом заключен глубокий смысл - без устойчивого поля зрения нельзя скоординировать зрительные и двигательные функции и развить чувство равновесия, а без этого ребенок не сможет ни ползать, ни ходить.
- Примерно в 3 месяца младенец уже опирается на предплечья. Плечи и верхние части рук начинают повиноваться ему раньше, чем руки от локтя и ниже, кисти - раньше, чем пальцы, а верхние части ног - раньше, чем ступни.
- Ребенок никогда не сможет самостоятельно сесть, если он не держит головку. Он не сможет встать, не научившись сидеть, и конечно, не сделает ни один шаг, не пройдя последовательно все этапы владения мышцами тела.
- В возрасте от двух до шести месяцев малыш овладевает сложным искусством переворачиваться. Для этого ему надо уметь изгибать спину, чему он учится с первых дней жизни, суча ножками. И, наконец, ему удается переместить центр тяжести тела так, что инерция этого движения позволяет ему переворачиваться. Затем ребенок начинает осваивать и более сложные навыки - садиться и ползать.
- К 7-8 месяцам, научившись садиться и сидеть, кроха вскоре пробует перевалиться вперед и; встав на четвереньки, пытается ползти. Однако около 15% детей вообще минуют «стадию четверенек» и сразу начинают ходить. Это обычно происходит между 10 и 17 месяцами.
- К 2 годам дети могут перешагивать через небольшие препятствия, а к 3 годам даже перепрыгивают через них.
- В 4 года дошкольники умеют подпрыгивать на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед.
- В 5 лет появляется способность подпрыгивать на одной ноге, а к 6 годам ребенок умеет прыгать с места в длину, показывая результат нe менее 70 сантиметров.
Способность к совершенствованию тонких движений почти точно совпадают с умением ребенка перерисовывать образцы геометрических фигур. В З года малыш может более или менее успешно скопировать круг, в 4 - крест, в 4,5 - квадрат, в 5 - треугольник, в 6 - горизонтально расположенный ромб, в 7- вертикально расположенный ромб. Обычно дети в возрасте от 4 до 5 лет могут нарисовать человечка с тремя частями тела, а когда им исполняется 5 лет и 3 месяца, они изображают человечка уже с шестью частями тела.
Эти и другие способности детей исследуют и врачи, и педагоги, и психологи при определении готовности ребенка к поступлению в школу («школьной зрелости»).
В последующие годы двигательные навыки продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием различных социальных факторов, а самое главное, в процессе школьного обучения.
Чтобы хорошо адаптироваться к сложным социальным изменениям, эффективно обучаться и быстро развиваться, малыш должен освоить азбуку общения с окружающими людьми. Чтобы все это проходило успешно, взрослые должны знать, как ребенок осваивает навыки общения, как у него развиваются те или иные стороны психической жизни и т.п.
v В месяц младенец может не только узнать по голосу мать или отца, но и установить с ними зрительный контакт.
v В 3 месяца начинает по-особому плакать, когда из комнаты уходит мать. Может своим вниманием выделять определенных людей.
v В 6 месяцев проявляет недовольство при появлении незнакомых людей. Доброжелательно относится к окружающим его близким.
v К 9 месяцам демонстрирует свою привязанность и теплое отношение к членам семьи (целует и обнимает их). Неохотно остается в одиночестве. Может играть в простые игры со знакомыми людьми.
v К 12 месяцам начинает понимать, какие его действия нравятся окружающим, а какие нет. Может начать самоутверждаться перед братьями и сестрами. Любит имитировать различные звуки и жесты.
v К полутора годам адекватно реагирует на обращения родителей, если его хвалят - начинает улыбаться, если ругают - может заплакать. В гневе может замахнуться или ударить окружающих.
v К 2 годам хорошо общается с детьми, даже более старшего возраста. Может дать игрушку другому малышу. Появляются признаки ревности по отношению к младенцу, появившемуся в семье.
v К 2,5 годам большую роль в повседневной жизни начинают играть браться и сестры. Любит играть в компании, начинает осознавать понятие «дружба». Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
v К З годам понимает, что живет в семье, может испытывать жалость или сочувствие родным. Хочет быть всегда в центре внимания. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослых.
Ребенок с нормальным уровнем развития познавательных процессов в 2 года должен понимать короткий рассказ взрослого и уметь отвечать на простые вопросы. В 3 года ребенок должен знать и называть свое полное имя и фамилию, в 4 - показать на рисунке, где расположены 2 линии разного размера, какая из них короче, а какая длиннее. В 4,5 года дети уже должны освоить навыки последовательного счета, в 5 - знать цвета предметов и буквы. В 5,5 лет малыш должен помнить дату своего рождения и домашний адрес.
В раннем возрасте быстрыми темпами у детей развивается память. Уже в месяц некоторые дети безошибочно определяют момент предстоящего кормления. В 4 месяца узнает мать в группе людей, уверенно выделяет знакомые лица близких. В 20-24 месяца малыш в состоянии вспомнить знакомый предмет или знакомого человека, он может выполнять простые просьбы.
В 3 года больше внимания уделяет рисованию и рассматриванию картинок (знакомых и незнакомых). Может отличать детей одного с собой возраста, но не может запомнить, например, сколько времени продолжается год.
Не всегда просто и быстро дети усваивают необходимые навыки опрятности.
Большая часть детей начинает проситься на горшок не раньше 15 -18 месяцев, хотя и родителям, и врачам известны случаи освоения навыков опрятности даже в 2-3 месяца. В 18-24 месяца малыш говорит матери заранее, что хочет на горшок.
В 2-2,5 года он сам может снимать трусы, идти в туалет или садиться на горшок. В 2,5 года две трети детей остаются сухими всю ночь. Девочки обычно быстрее мальчиков осваивают все навыки опрятности. Временно многие дети «неожиданно» могут отказаться от пользования туалетом или горшком. Такие эпизоды чаще всего связаны с прорезыванием зубов, заболеваниями или изменениями в окружающей ребенка среде. К счастью, они проходят через 2-3 дня.
В развитии ребенка важнейшая роль принадлежит игре. Играя с простыми предметами и подражая взрослым, дети познают окружающий мир, обучаются навыкам поведения, накапливают знания, развивают любознательность, уверенность в себе и самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...
Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Консультация для педагогов и родителей...
Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)
Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...
Педагогический проект по здоровьесбережению для детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Приобщение детей к ЗОЖ...
Программа взаимодействия с родителями II группы раннего возраста «Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов...