Работа педагога – психолога с родителями агрессивных детей в ходе консультирования.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В ходе консультирования родитель начинает понимать, что корни агрессии чаще всего скрываются в семье, а точнее - в нарушении родительской привязанности. Мы вместе с родителями разбираемся в том, какой тип привязанности сформировался у ребенка; разъясняем, что поведение привязанности особенно ярко проявляется в детском возрасте, но оно необходимо для выживания и здорового функционирования на протяжении всей жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_pedagoga-psihologa_s_roditelyami_v_hode_konsultirovaniya.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа педагога – психолога с родителями агрессивных детей в ходе консультирования.
В практике своей работы мы встречаемся чаще и чаще с жалобами родителей на агрессивное поведение детей. Если агрессивное поведение ребенка дома частично скрывается родителями, то в детском коллективе такое поведение ярко проявляется, родители не могут скрыть этого, и начинают искать причины агрессии, приходят с данными вопросами к психологу.
В ходе консультирования родитель начинает понимать, что корни агрессии чаще всего скрываются в семье, а точнее - в нарушении родительской привязанности. Мы вместе с родителями разбираемся в том, какой тип привязанности сформировался у ребенка, разъясняем, что поведение привязанности особенно ярко проявляется в детском возрасте, но оно необходимо для выживания и здорового функционирования на протяжении всей жизни. Поведение привязанности – это желание находиться рядом, подражать, положительно оценивать и доверять, просить о помощи и дорожить общением с объектом привязанности. С возрастом степень проявления таких чувств уменьшается, но во время болезни или страха, в ситуации опасности, тревоги, дискомфорта (боли, холода), во время стресса, эти чувства вновь обостряются. При близости объекта привязанности, чаще всего это мама, негативные эмоции исчезают. Особенно способствует этому позитивное общение, прикосновения, объятия. Если объект привязанности рядом, ребенка ничего не беспокоит, он изучает окружающий мир, активно взаимодействует с ним.
Разбирая с родителями дошкольников причины агрессивного поведения, мы подчеркиваем, что психологи выделяют три типа привязанности: уверенную, тревожно-требующую привязанность, тревожно-избегающую привязанность. Мы рассказываем подробно родителям об особенностях поведения детей с различными типами привязанности.
Если дети, у которых сформирована уверенная привязанность, позитивно реагируют на незнакомых людей в присутствии матери, огорчаются ее уходу и быстро успокаиваются после прихода, то дети с тревожно-требующей привязанностью стремятся находиться только рядом с матерью, пугаются нового человека. Они требуют, чтобы мать находилась рядом с ними.
Тревожно-избегающая привязанность, сформированная у детей, приводит к тому, что дети не ищут близости с матерью, когда находятся с ней вместе, не огорчаются уходу, не радуются приходу. Создается впечатление, что они безразличны к ее присутствию или же избегают привязываться, чтобы не почувствовать боль, когда их покинут.
Если у ребенка сформирована уверенная привязанность, то он проявляет доверие к взрослому и чувство защищенности в его присутствии, взаимодействует с детьми в присутствии взрослого, редко плачет, понимает справедливость распределения внимания взрослого между всеми детьми. Получив ласку, ребенок дает возможность родителю уделить внимание другому, не ревнует к другим. Данный ребенок хорошо взаимодействует с воспитателями, на занятиях спокоен и внимателен, слушает взрослого, в игре с другими детьми не конфликтует. У него складываются хорошие отношения с детьми и взрослыми.
Если сформирована тревожно-требующая привязанность, то ребенок боится потерять контакт со взрослым, стремится к взрослому, не может насытиться телесным контактом, обижается на невнимание, ревнует к другим детям, с которыми не взаимодействует, сам от взрослого не уходит. Отказывается прекращать контакт, обижается, цепляется, плачет, на занятиях невнимателен, неусидчив. Часто конфликтует с детьми, без всяких видимых причин толкает, бьет детей. В этом случае появляется агрессия к сверстникам.
При формировании тревожно-избегающей привязанности ребенок не хочет тактильного контакта со взрослым, особенно контакта глаз. В случае активности взрослого ребенок сжимается в комочек или легонько отталкивает руки взрослого, выкручивается, не обращает внимания на уход и приход взрослого, остается как бы в стороне. На занятиях такой ребенок выкрикивает, привлекая внимание. Часто бывает невнимательным, не всегда выполняет задание. С детьми играет шумно, с конфликтами. Такие дети тоже склонны к проявлению агрессивного поведения.
Вот так мы вместе с родителями разбираемся в том, какой может быть привязанность между родителем и ребенком. После этого мы вместе с родителями, опираясь на выделенные особенности поведения детей в разных ситуациях, стараемся определить тип привязанности у данного ребенка к маме. Если мама обратилась с запросом проявления агрессивного поведения, то чаще всего нам приходится констатировать наличие тревожно-требующей или тревожно-избегающей привязанности. Вместе с мамой мы уточняем это. Далее делаем упор на то, что возможна компенсация нарушения привязанности при создании соответствующих условий воспитания. Вместе с мамой обсуждаем создание опыта в данной семье стабильных межличностных отношений. Мы рекомендуем мамам формировать такое общение, которое включает в себя улыбки, беседы, игры, возможность поделиться чувствами друг с другом, называть чувства своими «именами». Мы стараемся донести до родителей, что созданная между ребенком и мамой возможность делиться своими чувствами, является не менее важной, чем удовлетворение физических потребностей ребенка. При такой искренности отношений ребенок чувствует себя нужным, любимым, значимым для родителей. Увеличивается самоуважение дошкольника, появляется уверенность в поведении, улучшается интеллектуальное развитие.
В работе с родителями, у которых дети не получают тепла, внимания, достаточного общения, растут в строгости авторитарного влияния, мы подчеркиваем особенности использования наказаний для таких детей. На детей, не получающих душевного тепла, не действуют дисциплинарные меры. Дети, у которых есть проблемы привязанности, имеют другую систему ценностей. Ребенок, переживший частые разлуки с родителями, оставление у родственников, приравнивает разлуку к близости. Чтобы защитить себя от боли частых и долгих разлук или некачественного общения с родителями, он старается преодолеть эту боль, создавая барьер между собой и любым взрослым, избегает эмоциональной близости, что является в дальнейшем и причиной отставания в развитии ребенка. Такие дети в ожидании, что их отвергнут, как и всегда было в их личном опыте, специально провоцируют взрослых на резкое поведение. Наказание отстранением, отвержением ребенка за плохое поведение – это то, чего добивался ребенок, который уже привык избегать теплых отношений. У детей в таких случаях формируется убеждение, что они ничего хорошего не достойны, поэтому даже редкие награды за хорошее поведение не радуют их. В таких случаях мы советуем родителям постараться изменить взаимоотношения с ребенком: чаще быть рядом с ребенком, позитивно оценивать его хорошие поступки, концентрировать внимание не на плохом поведении, а на положительных ожиданиях, которые возлагают на ребенка. «Я знаю, как хорошо ты рисуешь», «Я верю, что можешь дружно играть с ребятами»,- подобные высказывания помогут поверить в себя, почувствовать поддержку родителей. Мы стараемся убедить взрослых, что их дети всегда должны быть уверены: внимание и заботу они могут получить, «не зарабатывая». Мы обсуждаем, какой может быть безусловная любовь к ребенку. Обсуждаем умение родителей сократить ненужные запреты. Объясняем, что важнее поддержать желание ребенка что-то делать, даже поучаствовать в этом деле, чем использовать запрет как наказание. Запретами родители стараются облегчить жизнь себе, но тем самым подталкивают любознательных, активных детей сделать желаемое тайно, то есть, ослушавшись родителей. Вновь возникает необходимость наказаний, новых запретов.
Для развития эмоциональной близости мы советуем родителям, забирая ребенка из детского сада, интересоваться не только тем, что ел ребенок, но и тем, какие игры ему понравились, с кем ему интересно было играть, какую роль он выполнял, какую книгу читали детям, что запомнил из этой книги. Дома вечером мы рекомендуем родителям вместо просмотра телевизора организовать спокойные игры, совместные дела, не забывать использовать теплые слова и объятия. Именно такое близкое взаимодействие способствует налаживанию доброжелательных отношений. Взрослый не должен лишать ребенка такого общения даже в те дни, когда ребенок вел себя плохо. Если родители серьезно настроены на изменение поведения ребенка, то они изменяют в первую очередь свое отношение к ребенку. Постепенно ребенок, отвечая на истинную любовь и заботу матери, снимает внутренние барьеры общения, начинает лучше развиваться, проявлять сочувствие к другим людям, сам становится эмоционально доступным, более открытым, реже проявляет агрессивные выходки, учится доверять другим людям. Несговорчивость ребенка, импульсивность, сопротивление контролю постепенно уменьшаются, если родитель строго следит за собой, не возвращается к прежнему авторитарному стилю поведения, в котором преобладали критика, холодность, суровые наказания лишением общения, навешивание ярлыков («плохой», «гадкий ребенок», «бессовестный»), отречение от ребенка («не нужен мне такой плохой сын», «больше тебя не буду любить»). Для эффективности работы над собой мы советуем родителям вести краткий дневник своих успехов в налаживании нового стиля общения с ребенком, отмечать в нем ситуации, когда удается родителям перестроиться. Вслед за этим советуем отметить изменение поведения ребенка, когда ему не надо будет бояться родителей, скрывать от них правду, злиться, конфликтовать со всеми, своим трудным поведением мстить миру и родителям за неприятие. Работая с родителями агрессивных детей, мы нацеливаем их, что в одночасье все не изменится, нужно терпеливо стараться ежедневно заботиться о внутреннем мире детей, и тогда ребенок почувствует себя в безопасности, отпадет необходимость «воевать», появится доверие к окружающему миру. Поведение взрослых, укрепляющее в ребенке адекватную самооценку, приводит к развитию самостоятельности ребенка, способности к сотрудничеству с другими людьми. Конфликты постепенно исчезают.
Таким образом, знание особенностей развития привязанностей к родителям со стороны ребенка помогает осознать родителями тот факт, что агрессивное поведение ребенка исчезнет если перестроить отношение родителя к ребенку, наладить с ним не эпизодические позитивные взаимоотношения, а ежедневные, постоянные, непрерывающиеся позитивные отношения, стать для ребенка эмоционально доступными родителями. Родители всегда должны помнить, что дети – это самый главный их проект, их будущее. И чтобы возложенные надежды оправдались, дети должны получать не только материальные ценности, но и более важное - открытые и честные отношения, уважение, поддержку их детских дел и интересов. Для этого надо порой выключить компьютер, открыть любимую книгу, рассказать притчу или вместе вылепить, раскрасить и обжечь горшочек из глины, а потом пофантазировать, чем ценным, интересным его можно наполнить. Вот именно тогда возникнет уверенная привязанность между родителями и ребенком, которая поможет вырасти детям смелыми, успешными, инициативными, добрыми и нужными обществу.
Литература.
1.Хухлаева О., Бубнова Г. Привязанность. Психологическая поддержка дошкольников в свете теории привязанности. 2006г.
2.Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. 2005г.
3.Шипицына Л.М. Психология детского воровства. С.-Петербург. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Работа педагога-психолога с родителями агрессивных детей в ходе консультирования"
Полезная и интересная статья для педагогов -псхологов ДОУ...
Презентация "Работа педагога -психолога с родителями детей подготовительных групп"
Подготовка родителей к "Школьному обучению"...
"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"
В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....
Детско-родительский клуб «Мама - рядом», как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено в различных как научных, так и популярных источниках. В ...
ДОКЛАД на тему: «Стратегия работы педагога-психолога с гиперактивными, агрессивными детьми»
Повышенная гиперактивность, агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, врачей, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, ...
презентация к выступлению на пед. совете или методическом объединение по теме: "Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ и « группы риска»".
материалы презентации содержат рекомендации в работе педагога-психолога с родителями "особых" детей....
Духовно-нравственное воспитание в совместной работе педагога - психолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ.
Духовно-нравственное воспитание в совместной работе педагога - психолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ. Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основ: общеобраз...