Речевое развитие детей 4-5 лет
методическая разработка

Шевко Людмила Викторовна

Речевое развитие детей имеет большое значение для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_4.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Речевое развитие детей 4-5 лет

 У детей на пятом году жизни  отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» - «царапнул»). В их речи все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные - голубой, темный, оранжевый, начинает появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-за, из-под, около, появляются собирательные существительные (посуда, мебель и др., однако употребляет их ребенок еще очень редко.

Свои высказывания ребенок четырех лет строит из 2-х – 3-х и более простых распространенных предложений, все чаще использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде, допускают нарушения в структуре предложений).

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они правильно усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказывать текст прочитанной сказки, рассказа.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать на заданный звук слова.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

- исчезает смягченное произношение согласных,

- многие звуки произносятся более правильно и четко,

- исчезает замена шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ свистящими: С, З, Ц,

- исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т, Д.

Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят все звуки, в том числе сложные звуки Л, Р, РЬ, шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, отчетливо произносят многосложные слова, сохраняя слоговую структуру. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков, особенно в трудных многосложных словах (например: свистящих и шипящих - в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно). Слова, насыщенные близкими по артикуляции звуками, выговаривают с ошибками («раборатория» вместо «лаборатория», «саше» вместо «шоссе»). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.

Если у ребенка к концу 5 года жизни наблюдается искаженное произношение свистящих звуков С, З, Ц (с просовыванием кончика языка между зубами- межзубные, звук Р произносится не за счет колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого неба или маленького язычка («французское произношение», звук Л произносится как В, то такие дети нуждаются в специальной логопедической помощи. Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут. Таким детям поможет логопед, который используя индивидуальный подход и помощь родителей, научит ребенка правильно произносить звуки, различать и правильно употреблять сходные звуки.

Таким образом, к пяти годам ваш малыш:

* Обладает словарным запасом около 3000 слов.

* Знает свой адрес.

* Пользуется предложениями из 5-6 слов.

* Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными («Мама мыла посуда, а я рисовал домик», «Мы с мамой не гуляли, потому что шел дождик»)

* Умеет пересказывать короткие рассказы и сказки.

* Определяет право - лево у себя, но не у других.

* Знает простые антонимы («большой - маленький», «твердый - мягкий»).

* Пользуется прошедшим, настоящим, будущим временем.

* Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны («Это мячик, им играют, его кидают, пинают, он из резины - резиновый»).

* Звукопроизношение обычно полностью сформировано.

* Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...