«Математические игры для детей младшего дошкольного возраста»
консультация на тему
Как уже было сказано, элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние дети, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие этих: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Тогда выход один – ИГРА! Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, я использую необычные режимные моменты
Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Игровые действия всегда включают в себя развивающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение развивающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же дает и наибольшее удовлетворение. Содержание развивающей задачи может быть самым разнообразным: выложи из фигур такую же картинку, выбери нужную картинку, укрась фигурами платочек и т.д. Вот некоторые игры , которые я предлагаю детям:
1 РАЗДЕЛ. КОЛЛИЧЕСТВО И СЧЕТ.
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать умение пересчитывать предметы и отвечать на вопрос: «Сколько всего?», умение классифицировать по определенным признакам.
Материал: Мешочек, в котором по 3, 4, 5 разных игрушки знакомых детям.
Содержание:
Воспитатель показывает детям мешочек. Рассматривает его вместе с детьми и предлагает отгадать что в мешочке. Выслушав предположения детей, воспитатель предлагает каждому ребенку достать из мешочка предмет, поставить его на стол и назвать его. Если попадется предмет, который уже есть на столе, нужно поставить эти предметы рядом друг с другом.
Дети выполняют задание. После его выполнения, воспитатель обращает внимание детей на то, что у нас несколько матрешек, мишек, чашек и т.д.
- давайте узнаем по сколько их. Что для этого нужно сделать? Правильно, посчитать.
Дети считают сначала одни игрушки и отвечают на вопрос «сколько всего?», затем другие игрушки.
- молодцы, ребята. У нас много игрушек. Давайте сложем их обратно. О сначала только мишек, затем только…
2 РАЗДЕЛ. ВЕЛИЧИНА.
«Поможем бабушке собрать урожай»
Цель: Развитие восприятия цвета, формы, величины. Развивать умение классифицировать фигуры или предметыпо величине.
Материал: кукла би-ба-бо, блоки Дьенеша, изображение дерева.
Содержание:
Воспитатель вносит в группу куклу би-ба-бо (бабушку). Бабушка говорит, что у нее в саду растет дерево. Это дерево необычное, «волшебное» и растут на нем фрукты различной формы и величины. Бабушка просит детей помочь собрать фрукты в корзины: большие – в большую корзинку, маленькие – в маленькую корзинку.
3 РАЗДЕЛ. ФОРМА.
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие восприятия формы, закрепление словесного обозначения эталонов формы.
Материал: мешочек, в котором детали детского мелкого строителя.
Содержание:
Чебурашка приносит детям мешочек и спрашивает: «Как вы думаете, что там?» — дети отвечают.
Затем Чебурашка загадывает загадки о геометрических фигурах:
- он круглый (шар)
- он квадратный (кубик)
Чебурашка достает каждый предмет и показывает его детям и называет. После этого , складывает предметы обратно в мешочек и просит детей самих достать и назвать любую фигуру.
4 РАЗДЕЛ. ЦВЕТ.
«Чудесный мешочек»
Цель: Развитие зрительного восприятия цвета, закрепление названий основных цветов.
Материал: мешочек и в нем игрушки (однотонные) основных цветов, Петрушка или любая игрушка, силуэты игрушек черного цвета.
Содержание:
В гости к детям приходит Петрушка.
- Здравствуйте, ребята! Как много у вас игрушек! У меня тоже есть игрушки, но они черные, не интересные, не то что ваши – разноцветные. Я даже не знаю как правильно называются цвета, в которые ваши игрушки раскрашены. А , мне так хочется поиграть красивыми игрушками.
- дети, давайте подарим Петрушке игрушки.(воспитатель)
- У нас есть чудесный мешочек. Вы, ребята, по очереди будете доставать из мешочка игрушку и заодно подскажете Петрушке, какого она цвета. Так Петрушка получит и подарок, и научится называть цвета.
Дети достают и называют игрушку и цвет. В конце игры Петрушка называет цвета игрушек сам и благодарит детей.
5 РАЗДЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
«Железная дорога для зверей»
Цель: Развитие восприятия пространства, величины. Развитие воображения. Развитие умения анализировать, сравнивать. Совершенствование грамматического строя речи, развитие мелкой моторики.
Материал: игрушки зверей, вагоны, счетные палочки, карточки-схемы.
Содержание:
Собрались как-то раз звери в лесу и захотелось им побывать в городе и посетить там цирк или кино, или зайти в гости. А как туда добраться? Только по железной дороге на поезде. А её в лесу – нет. Давайте, ребята, построим для зверей железную дорогу. Дети рассматривают схемы и строят из палочек железную дорогу, воспитатель подсказывает детям где и куда поворачивают рельсы. Дети повторяют слова воспитателя. После того, как железная дорога будет построена, зверей усаживают в вагоны и они едут по дороге в город, заранее выстроенный воспитателем. Во время поездки, дети называют, куда повернул поезд.
Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В тоже время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры.
Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только на занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Но если игра совсем незнакома детям и требует от них довольно высокого уровня умственного напряжения, ее следует непременно проводить утром, в часы, отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.
Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по разному, и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
Во время игры все ее участники должны быть активны. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.
Играя с ребенком в математические развивающие игры нужно помнить, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, при организации развивающих игр нужно помнить некоторые правила:
- не давать малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будут проводиться игры, чтобы у него не пропал интерес к ним;
- во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша;
- игры должны быть достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно. Но всегда нужно стремиться, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого, можно сменить игру на новую, тогда внимание
ребенка снова оживет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_igry_dlya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_konsultatsiya.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Математические игры для детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов
Подготовил: Суркова О.Ф.
«Математические игры для детей младшего дошкольного возраста»
Как уже было сказано, элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние дети, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие этих: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Тогда выход один – ИГРА! Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, я использую необычные режимные моменты
Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Игровые действия всегда включают в себя развивающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение развивающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же дает и наибольшее удовлетворение. Содержание развивающей задачи может быть самым разнообразным: выложи из фигур такую же картинку, выбери нужную картинку, укрась фигурами платочек и т.д. Вот некоторые игры , которые я предлагаю детям:
1 РАЗДЕЛ. КОЛЛИЧЕСТВО И СЧЕТ.
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать умение пересчитывать предметы и отвечать на вопрос: «Сколько всего?», умение классифицировать по определенным признакам.
Материал: Мешочек, в котором по 3, 4, 5 разных игрушки знакомых детям.
Содержание:
Воспитатель показывает детям мешочек. Рассматривает его вместе с детьми и предлагает отгадать что в мешочке. Выслушав предположения детей, воспитатель предлагает каждому ребенку достать из мешочка предмет, поставить его на стол и назвать его. Если попадется предмет, который уже есть на столе, нужно поставить эти предметы рядом друг с другом.
Дети выполняют задание. После его выполнения, воспитатель обращает внимание детей на то, что у нас несколько матрешек, мишек, чашек и т.д.
- давайте узнаем по сколько их. Что для этого нужно сделать? Правильно, посчитать.
Дети считают сначала одни игрушки и отвечают на вопрос «сколько всего?», затем другие игрушки.
- молодцы, ребята. У нас много игрушек. Давайте сложем их обратно. О сначала только мишек, затем только…
2 РАЗДЕЛ. ВЕЛИЧИНА.
«Поможем бабушке собрать урожай»
Цель: Развитие восприятия цвета, формы, величины. Развивать умение классифицировать фигуры или предметыпо величине.
Материал: кукла би-ба-бо, блоки Дьенеша, изображение дерева.
Содержание:
Воспитатель вносит в группу куклу би-ба-бо (бабушку). Бабушка говорит, что у нее в саду растет дерево. Это дерево необычное, «волшебное» и растут на нем фрукты различной формы и величины. Бабушка просит детей помочь собрать фрукты в корзины: большие – в большую корзинку, маленькие – в маленькую корзинку.
3 РАЗДЕЛ. ФОРМА.
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие восприятия формы, закрепление словесного обозначения эталонов формы.
Материал: мешочек, в котором детали детского мелкого строителя.
Содержание:
Чебурашка приносит детям мешочек и спрашивает: «Как вы думаете, что там?» — дети отвечают.
Затем Чебурашка загадывает загадки о геометрических фигурах:
- он круглый (шар)
- он квадратный (кубик)
Чебурашка достает каждый предмет и показывает его детям и называет. После этого , складывает предметы обратно в мешочек и просит детей самих достать и назвать любую фигуру.
4 РАЗДЕЛ. ЦВЕТ.
«Чудесный мешочек»
Цель: Развитие зрительного восприятия цвета, закрепление названий основных цветов.
Материал: мешочек и в нем игрушки (однотонные) основных цветов, Петрушка или любая игрушка, силуэты игрушек черного цвета.
Содержание:
В гости к детям приходит Петрушка.
- Здравствуйте, ребята! Как много у вас игрушек! У меня тоже есть игрушки, но они черные, не интересные, не то что ваши – разноцветные. Я даже не знаю как правильно называются цвета, в которые ваши игрушки раскрашены. А , мне так хочется поиграть красивыми игрушками.
- дети, давайте подарим Петрушке игрушки.(воспитатель)
- У нас есть чудесный мешочек. Вы, ребята, по очереди будете доставать из мешочка игрушку и заодно подскажете Петрушке, какого она цвета. Так Петрушка получит и подарок, и научится называть цвета.
Дети достают и называют игрушку и цвет. В конце игры Петрушка называет цвета игрушек сам и благодарит детей.
5 РАЗДЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
«Железная дорога для зверей»
Цель: Развитие восприятия пространства, величины. Развитие воображения. Развитие умения анализировать, сравнивать. Совершенствование грамматического строя речи, развитие мелкой моторики.
Материал: игрушки зверей, вагоны, счетные палочки, карточки-схемы.
Содержание:
Собрались как-то раз звери в лесу и захотелось им побывать в городе и посетить там цирк или кино, или зайти в гости. А как туда добраться? Только по железной дороге на поезде. А её в лесу – нет. Давайте, ребята, построим для зверей железную дорогу. Дети рассматривают схемы и строят из палочек железную дорогу, воспитатель подсказывает детям где и куда поворачивают рельсы. Дети повторяют слова воспитателя. После того, как железная дорога будет построена, зверей усаживают в вагоны и они едут по дороге в город, заранее выстроенный воспитателем. Во время поездки, дети называют, куда повернул поезд.
Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В тоже время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры.
Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только на занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Но если игра совсем незнакома детям и требует от них довольно высокого уровня умственного напряжения, ее следует непременно проводить утром, в часы, отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.
Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по разному, и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
Во время игры все ее участники должны быть активны. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.
Играя с ребенком в математические развивающие игры нужно помнить, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, при организации развивающих игр нужно помнить некоторые правила:
- не давать малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будут проводиться игры, чтобы у него не пропал интерес к ним;
- во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша;
- игры должны быть достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно. Но всегда нужно стремиться, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого, можно сменить игру на новую, тогда внимание
ребенка снова оживет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Математические игры для детей младшего дошкольного возраста"
комплекс математических игр для детей младшей, средней группы...
Конспект занятия по развитию математических представлений в процессе игры у детей младшего дошкольного возраста "Курочка Ряба в гостях у детей"
Используя игровые приёмы и дидактический материал, а так же куклы-игрушки и сюрпризные моменты, закрепить у малышей понятия величин: много - мало, большой - маленький, один - несколько, и счёт до пяти...
методическая разработка математические игры для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка математических игр...
Презентация ""Математические игры для детей младшего дошкольного возраста"
Что такое игра?Игра-это ведущая деятельность у детей в дошкольном возрасте. Иными словами, игра- это то, чем и в чем наши дети живут с рождения и, как минимум, до школы. А раз игра и жизнь у детей вол...
Математические игры для детей младшего дошкольного возраста
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых...
Математические игры для детей младшего дошкольного возраста
Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с...
Презентация "Логико-математические игры" для детей младшего дошкольного возраста
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования.Усвоению математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей з...