методическая разработка математические игры для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

методическая разработка математических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

методическая разработка Математические игры для детей младшего дошкольного возраста

методическая разработка Математические игры для детей младшего дошкольного возраста

Математические игры для детей младшего дошкольного возраста

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Игровые действия всегда включают в себя развивающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение развивающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же дает и наибольшее удовлетворение. Содержание развивающей задачи может быть самым разнообразным: выложи из фигур такую же картинку, выбери нужную картинку, укрась фигурами платочек и т.д. Вот некоторые игры , которые я предлагаю детям:

1 РАЗДЕЛ. КОЛЛИЧЕСТВО И СЧЕТ.

«Чудесный мешочек»

Цель: развивать умение пересчитывать предметы и отвечать на вопрос: «Сколько всего?», умение классифицировать по определенным признакам.

Материал: Мешочек, в котором по 3, 4, 5 разных игрушки знакомых детям.

Содержание:

Воспитатель показывает детям мешочек. Рассматривает его вместе с детьми и предлагает отгадать что в мешочке. Выслушав предположения детей, воспитатель предлагает каждому ребенку достать из мешочка предмет, поставить его на стол и назвать его. Если попадется предмет, который уже есть на столе, нужно поставить эти предметы рядом друг с другом.

Дети выполняют задание. После его выполнения, воспитатель обращает внимание детей на то, что у нас несколько матрешек, мишек, чашек и т.д.

- давайте узнаем по сколько их. Что для этого нужно сделать? Правильно, посчитать.

Дети считают сначала одни игрушки и отвечают на вопрос «сколько всего?», затем другие игрушки.

- молодцы, ребята. У нас много игрушек. Давайте сложем их обратно. О сначала только мишек, затем только…

2 РАЗДЕЛ. ВЕЛИЧИНА.

«Поможем бабушке собрать урожай»

Цель: Развитие восприятия цвета, формы, величины. Развивать умение классифицировать фигуры или предметыпо величине.

Материал: кукла би-ба-бо, блоки Дьенеша, изображение дерева.

Содержание:

Воспитатель вносит в группу куклу би-ба-бо (бабушку). Бабушка говорит, что у нее в саду растет дерево. Это дерево необычное, «волшебное» и растут на нем фрукты различной формы и величины. Бабушка просит детей помочь собрать фрукты в корзины: большие – в большую корзинку, маленькие – в маленькую корзинку.

3 РАЗДЕЛ. ФОРМА.

«Чудесный мешочек»

Цель: развитие восприятия формы, закрепление словесного обозначения эталонов формы.

Материал: мешочек, в котором детали детского мелкого строителя.

Содержание:

Чебурашка приносит детям мешочек и спрашивает: «Как вы думаете, что там?» — дети отвечают.

Затем Чебурашка загадывает загадки о геометрических фигурах:

- он круглый (шар)

- он квадратный (кубик)

- она треугольная (призма)

Чебурашка достает каждый предмет и показывает его детям и называет. После этого , складывает предметы обратно в мешочек и просит детей самих достать и назвать любую фигуру.

4 РАЗДЕЛ. ЦВЕТ.

«Чудесный мешочек»

Цель: Развитие зрительного восприятия цвета, закрепление названий основных цветов.

Материал: мешочек и в нем игрушки (однотонные) основных цветов, Петрушка или любая игрушка, силуэты игрушек черного цвета.

Содержание:

В гости к детям приходит Петрушка.

- Здравствуйте, ребята! Как много у вас игрушек! У меня тоже есть игрушки, но они черные, не интересные, не то что ваши – разноцветные. Я даже не знаю как правильно называются цвета, в которые ваши игрушки раскрашены. А , мне так хочется поиграть красивыми игрушками.

- дети, давайте подарим Петрушке игрушки.(воспитатель)

- У нас есть чудесный мешочек. Вы, ребята, по очереди будете доставать из мешочка игрушку и заодно подскажете Петрушке, какого она цвета. Так Петрушка получит и подарок, и научится называть цвета.

Дети достают и называют игрушку и цвет. В конце игры Петрушка называет цвета игрушек сам и благодарит детей.

5 РАЗДЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

«Железная дорога для зверей»

Цель: Развитие восприятия пространства, величины. Развитие воображения. Развитие умения анализировать, сравнивать. Совершенствование грамматического строя речи, развитие мелкой моторики.

Материал: игрушки зверей, вагоны, счетные палочки, карточки-схемы.

Содержание:

Собрались как-то раз звери в лесу и захотелось им побывать в городе и посетить там цирк или кино, или зайти в гости. А как туда добраться? Только по железной дороге на поезде. А её в лесу – нет. Давайте, ребята, построим для зверей железную дорогу. Дети рассматривают схемы и строят из палочек железную дорогу, воспитатель подсказывает детям где и куда поворачивают рельсы. Дети повторяют слова воспитателя. После того, как железная дорога будет построена, зверей усаживают в вагоны и они едут по дороге в город, заранее выстроенный воспитателем. Во время поездки, дети называют, куда повернул поезд.

( для строительства города перед игрой можно привлечь детей и проговорить куда мы укладываем кубики крупного строителя – на кубик, рядом, спереди, около)

Соблюдая принципы последовательности и постепенности введения материала, я предлагаю развивающие математические игры в течении года преподносить детям в следующей последовательности:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАИЯ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ГОД

месяц

Лексическая тема

игра

Программные задачи, реализуемые в данный период

сентябрь

обследование

Осень

деревья

«Дерево» (счетные палочки)

«Поможем бабушке собрать урожай»

«Чудесный мешочек»

«Найди такую же фигуру»

«Угадай, кого загадали»

«Сложи узор»

Развивать умение выделять и называть один предмет и много предметов, классифицировать предметы по этому признаку. Развивать умение понимать и называть пространственные отношениия на, под.; выделять и называть шар, кубик.Развивать умение различать и классифицировать предметы по величине (большой, маленький) Развивать умение выкладывать изображение предмета по образцу и по представлению из 4 кубиков.

октябрь

Фрукты

овощи

«Поможем бабушке собрать урожай»

«Когда это бывает?»

«Птички»

«Чудесный мешочек»

«Найди все фигуры как эта1» — Дьенеш

счетные палочки «Морковка»

палочки Кюизенера «Яблоко»

«Сверни ленту»

«сбор урожая»

Развивать умение выделять и называть один предмет и много предметов, классифицировать предметы по этому признаку. Развивать умение понимать и называть пространственные отношениия на, под.; выделять и называть шар, кубик.Развивать умение различать и классифицировать предметы по величине (большой, маленький), считать до 2; определять ленточку длиннее, короче.

ноябрь

Игрушки

Одежда

обувь

Блоки Дьенеша «Мишка», счетные палочки «Машина»;

«Сверни ленту»

«Собери неваляшку»

«Бусы в подарок…»

Продолжить знакомство с понятиями «один», «много»; развивать умение считать до 2; различать круг, квадрат; определять полоски длиннее, короче; классифицировать предметы по определенным признакам

декабрь

Мебель

Зима, зимние забавы

Новый год

«счетные палочки «Кроватка»

блоки Дьенеша «Снеговик»

«Чудесный мешочек»

«Давайте посчитаем»

«Бусы в подарок»

«мебель для игрушек»

Развивать умение различать круг и шар; формировать навыки счета до 3; формировать представление о пространственных отношениях: на, над, под; формировать представление о понятиях «высокий», «низкий»

январь

Дикие животные

Домашние животные

Блоки Дьенеша «зайка»

Палочки Кюизенера «собаки»

«Построй избушку для зайчика»

«Давайте посчитаем»

«Чудесный мешочек»

«Коврик для кошечки»

Развивать умение различать круг и шар; формировать навыки счета до 3; формировать представление о пространственных отношениях: на, над, под; формировать представление о понятиях «высокий», «низкий»; Формировать умение различать основные цвета и называть их.

февраль

Зимующие птицы

Посуда

транспорт

Блоки Дьенеша «Грузовик»

«Что катится»

«Угадай, кого загадали»

«Чудесный мешочек»

«Железная дорога для зверей»

«Воробушки и автомобиль»

Формировать навыки счета до 4; формировать представление о квадрате и кубе; формировать пространственные отношения: на, над, под, сверху, снизу, впереди, сзади

март

Весенние цветы

Перелетные птицы

«палочки Кюизенера, блоки Дьенеша «Цветок»; «сложи квадрат»

«Воробушки и автомобиль»

«Сверни ленту»

«Найди такую же фигуру»

«Железная дорога для зверей»

«Чудесный мешочек»

Формировать умение считать до 5; формировать пространственные отношения: на, над, под, сверху, снизу, впереди, сзади, справа, слева, посередине; формировать умение различать и называть квадрат, куб, круг, шар, овал; закрепить умение различать предметы по длине, высоте.

апрель

Домашние птицы

Домашние животные и их детеныши

Палочки Кюизенера «Птичий двор»

Блоки Дьенеша «Кошечка»

«коврик для кошечки»

«Чудесный мешочек»

«давайте посчитаем»

«один, два, три»

«железная дорога для зверей»

Закрепить навыки счета до 5; формировать навыки порядкового счета; развивать умение выделять и называть круг, шар, квадрат, куб, овал, прямоугольник; формировать пространственные отношения: на, над, под, сверху, снизу, впереди, сзади, справа, слева, посередине; формировать представление о величине:большой-маленький, низкий-высокий, длинный-короткий

май

Наш город

Моя улица

насекомые

«Чудесный мешочек»

«давайте посчитаем»

«один, два, три»

«сложи квадрат»

«Воробушки и автомобиль»

«Сверни ленту»

«Найди такую же фигуру»

«Железная дорога для зверей»

«Что катится»

«Угадай, кого загадали»

блоки Дьенеша «гусеница», «Бабочка»

Закрепить навыки счета до 5; формировать навыки порядкового счета; развивать умение выделять и называть круг, шар, квадрат, куб, овал, прямоугольник; формировать пространственные отношения: на, над, под, сверху, снизу, впереди, сзади, справа, слева, посередине; формировать представление о величине:большой-маленький, низкий-высокий, длинный-короткий; узкий-широкий.

Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В тоже время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры.

Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только на занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Но если игра совсем незнакома детям и требует от них довольно высокого уровня умственного напряжения, ее следует непременно проводить утром, в часы, отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.

Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по разному, и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.

Во время игры все ее участники должны быть активны. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

Играя с ребенком в математические развивающие игры нужно помнить, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, при организации развивающих игр нужно помнить некоторые правила:

- не давать малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будут проводиться игры, чтобы у него не пропал интерес к ним;

- во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша;

- игры должны быть достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно. Но всегда нужно стремиться, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого, можно сменить игру на новую – тогда внимание ребенка снова оживет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мишку разбудили" Методическая разработка музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста

Это занятие было разработано ко "Дню открытых дверей" для показа родителям младшей группы смешанного состава. Это итоговое занятие блока "Весеннее настроение", поэтому оно было задумано и проведено в ...

методическая разработка "Математические игры для детей младшего дошкольного возраста"

комплекс математических игр для детей младшей, средней группы...

Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»

Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»...

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста: Математический турнир «Знатоки математических наук»

Данная методическая разработка направлена выявить и обосновать использование дидактической игры в формировании математических представлений старшего дошкольного возраста.Основная идея: формирован...

Методическая разработка дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста: «Для человека какой профессии это нужно»

Описание. Дидактическая игра состоит из нескольких заданий.  Данный комплект заданий  можно использовать для детей 3-4 лет. Подборка игр и упражнений поспособствует развитию активного и пасс...

Методическая разработка " Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через формирование основ сюжетно-ролевой игры"

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь...

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста : «Математические матрешки».

Дидактические игры способствовующие в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста....