"Я всё умею делать сам..." (развитие самосознания у детей дошкольного возраста)
консультация на тему
Знания о развитие самосознания ребёнка даст родителям возможность правильно воспитывать его опираясь на методы и способы учитывая психологические способности малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_vsyo_umeyu_delat_sam.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Почти все признают, что воспитание ребёнка требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённые способности и умение, т.е. навык; но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания» - К.Д. Ушинский. Знания о развитие самосознания ребёнка даст родителям возможность правильно воспитать его опираясь на методы и способы учитывая психологические способности малыша. А Я НЕ ЗНАЛ, ЧТО Я РАСТУ ВСЁ ВРЕМЯ, КАЖДЫЙ ЧАС. РАСТУ, КОГДА ГЛЯЖУ В ОКНО, РАСТУ. КОГДА СИЖУ В КИНО, КОГДА СВЕТЛО, КОГДА ТЕМНО, РАСТУ, РАСТУ Я ВСЁ РАВНО …. А. Б АРТО
Представление о своих возможностях начинает складываться у ребёнка уже на первом году жизни. Он совершает какие-то целенаправленные действия, видит изменения в окружающем мире, которые он производит. В связи с накоплением опыта предметных действий изменяется отношение ребёнка к себе. Оно зависит от результата: достиг его, значит, хороший; не достиг – плохой. Развивается уверенность в своих силах : «Я могу! Я умею !» Помощница. У Танюши дел, немало, Вот у Тани сколько дел: У Танюши много дел: Таня ела, чай пила, Утром брату помогала – Села, с мамой посидела, Он с утра конфеты ел. Встала, к бабушке пошла. Перед сном сказала маме: - Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу, Я вам завтра помогу. А. Барто
Сама. Снимает Оля сапожки В лапшу изорвёт бумажку Сама. Сама . Под краном помоет ложки В конфеты насыплет соли Сама. Сама . Уронит мамину чашку Вот сколько у нашей Оли Сама . Ума. З. Александрова Активность – стремление ребёнка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию – начинает формироваться уже у младенца. Главная черта активности – это инициативность , когда малыш действует по своему собственному побуждению, а не потому, что этого требуют взрослые. С активностью связана и самостоятельность ребёнка. На третьем году жизни малыш начинает настойчиво говорить: «Я сам!»
С развитием активности и самостоятельности у малыша появляются новые мотивы поведения: стремление проверить свои возможности («смогу я это сделать или нет?»); узнать новое об окружающем мире («что это такое?», «что получится, если …»). Ребёнок ещё не знает, что можно, а что нельзя. Поэтому не торопитесь с ходу оценить поступок малыша. Подумайте, почему он так поступил. Поддержите проявление любознательности, направьте её в соответствующее русло. Покажите ребёнку , где он может проявить свою самостоятельность и активность.
В конце третьего года жизни ребёнок открывает для себя взрослого, как образец для подражания. Малыш стремиться к тому, чтобы быть взрослым, выполнять всё, как взрослый. Возникает чувство взрослости: «Я большой!» Ребёнок постоянно сравнивает свои поступки и действия с поступками и действиями взрослого. Он ищет опоры, поддержки. Родителям важно не только заметить, что он сумел сделать, но и обязательно доброжелательно, заинтересовано и в тоже время объективно оценить достигнутый результат, подчёркивая его значимость. Я уже большая. Я выросла большая! Карандаши цветные Кто скажет, что мала? Возьму я и альбом Я достаю до края И кукол и посуду Огромного стола. Я спрячу под кровать Могу я, как большие, И плакать я не буду - Р аботать за столом. Я буду рисовать! С. Капутикян Помните , что у дошкольника обострено чувство собственного достоинства и он особенно чувствителен к признанию своих действий.
Гордость за собственные достижения даёт новый толчок для осознания себя . Ребёнок всё больше гордится теми достижениями, которые значимы для других людей. Малыш начинает регулировать своё поведение в соответствии с требованиями взрослого, Сам. Я всё умею делать сам: Не опоздала вся родня! Сам просыпаюсь по утрам, Сам чищу ваксой башмаки, Сам говорю: - Пора вставать! – Сам завяжу на них шнурки, Сам застелю свою кровать! Как следует, без узелка, Я сам! Я первый на ногах, А это целых два шнурка! С ам одеваюсь впопыхах, И вот иду я в детский сад - Чтоб никуда из-за меня Я сам! Не то что год назад! К. Мурзалиев т.е . его действия становится произвольными.
Большой я или нет? Мне через месяц будет пять. - Серёжа, ты уже большой, Я по слогам могу читать, Учись один играть. Водить велосипед. Но, как назло, по вечерам, Но очень трудно мне понять – Когда идёт кино, Большой я или нет? Мне говорят, что малышам Прошу я маму в выходной: В постель пора давно. Немножко поиграй со мной. Как будто после десяти Но отвечает мать: Я начинаю вниз расти …. Е. Ушан Оценивая достижения ребёнка, необходимо занять устойчивую позицию . Только при этом условии у него сформируется чувство собственного достоинства . В противном случае дошкольник начинает приспосабливаться к изменяющимся требованиям, у него появляется лицемерие .
Вот когда я взрослым стану. Вот когда я взрослым стану Сам потру живот и спинку, И купаться захочу И веснушки на носу. Влезу сам Заверну себя В большую ванну, В простынку Оба крана И в кроватку отнесу. Откручу В. Приходько С развитием самостоятельности ребёнка связано умение предвидеть результат своих действий, ставить цель деятельности. Инициативность в сочетании с целеустремлённостью позволяет малышу управлять своим поведением. Стоит помнить, что потребность быть взрослым , самостоятельным – важнейший фактор развития личности.
Наташа хозяйничает. Сестрёнку Наташа А бабушка тоже Чтоб ветер не дул, Поит молоком. Придёт через час. Помыла две ложки, Сегодня Наташе Наташа поможет Подвинула стул. Поручен весь дом: В хозяйстве сейчас. Повесила платье Игрушки убрать Ведь лет ей немало. И, кончив дела, И стереть со стола … Наташе семь лет! Двух маленьких братьев Наташина мать На цыпочки встала - К себе позвала. На работу ушла. Прикрыла окошко, З. Александрова Р ебёнок с удовольствием выполняет «ответственные» поручения. Они позволяют ему почувствовать свою значительность, поддерживают чувство собственного достоинства . Очень ценно для малыша доверие взрослого. Поэтому, поручая ему что-нибудь, подчеркните серьёзность задания, его значимость для других людей; принимая решение, советуйтесь с ребёнком, прислушивайтесь к его мнению. Тогда у него возникает чувство ответственности за порученное дело .
Научу обуваться и братца. Я умею обуваться, Этот – с правой ножки. Если только захочу. Если дождичек пойдёт, Я и маленького братца Наденем галошки . Обуваться научу. Эта – с правой ножки, Вот они - сапожки. Эта – с левой ножки. Этот – с левой ножки, Вот как хорошо! Е. Благинина. Осознав свои умения, ребёнок стремится не только их продемонстрировать, но и передать. Кому? Ну конечно, младшему братику или сестрёнке. При этом формируется заботливое отношение к младшему, желание ему помочь, устанавливаются тёплые дружеские взаимоотношения. Поддержите в нём такое стремление, подчеркните важность его действий, покажите, что нуждаетесь в его помощи, доверяете ему. И тогда вы можете быть уверены в том, что дети всю жизнь будут опорой друг для друга.
Постепенно ребёнок начинает осознавать не только своё настоящее (что я делаю сейчас), прошлое (что я только что сделал), но и будущее, т.е. временную перспективу . Сначала она очень близкая (что я буду делать сейчас), а затем становится всё более и более отдалённой (что я буду делать, когда вырасту). Прежде всего осознание будущего связано у малыша с выбором профессии как отличительного признака мира взрослых. Отнеситесь со вниманием к ответу вашего ребёнка на стандартный вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», помня, что профессиональное самоопределение начинается именно в дошкольном возрасте. Пока я буду подрастать. Сестрёнке А вы - Хочется в балет, Старайтесь не болеть А я – Пока я буду подрастать! Врачом решила стать П. Синявский
Но это происходит только в том случае, если в дружбе дети равноправны, если она не основана на руководстве и подчинении. Дружу с мальчишкой. Я дружу с мальчишкой Борей Боря лучше всех танцует, Не ругаюсь с ним, Боря лучше всех рисует Не спорю, Лошадей, ворон и коз … В паре с Борею хожу, Знает сказок целый воз. Крепко за руку держу. Он весёлый и послушный, Меньше всех он Подарил мне шар воздушный, В группе нашей, По бревну учил ходить … Видно, ел он мало каши. Интересно с ним дружить. Потому я и свою Кашу Боре отдаю. Г. Ладонщиков Общение со сверстником – одно из важнейших средств нравственного воспитания . Наряду с развитием умения ребёнка оценивать свои возможности, результат своих действий формируется способность оценивать сверстника. Дети проявляют симпатию друг к другу, которая перерастает в приятельские отношения, а затем в дружбу. Дружеские взаимоотношения учат понимать и любить другого, формируют важные нравственные качества и чувства: взаимопомощь, заботливость, чуткость, сопереживание.
Взаимоотношения детей развиваются только в совместной деятельности, особенно в игре. Здесь у ребёнка складываются умения и навыки, которые обеспечивают установление контактов в общении: способность принять точку зрения другого, пойти на компромисс, достигнуть общего результата. Ведь, организуя игру, нужно распределить роли, выбрать, во что, где и как играть. Если у вашего ребёнка нет друзей, постарайтесь понять, в чём тут дело: не умеет играть? Не делиться игрушками? Хочет выполнять только главные роли? Причин может быть много. Научите малыша играть , если он не умеет; делиться игрушками , если жадничает; идти на компромисс , если упрямится. Тогда дети примут его в совместную игру и у вашего ребёнка непременно появятся друзья. Приходи ко мне играть . Пригласил Серёжа Таню: И дом с трубою Приходи ко мне играть! Мы построим из песка. Если дождик перестанет, - Ладно! - Будем лодочки пускать. Таня отвечала. - Я люблю играть с тобою, Я не против гаража. Ты не вруша, Только мы с тобой сначала Не пискля. Б удем куклу наряжать …. И гараж Г. Ладонщиков
При формировании самооценки ребёнок «открывает» свои недостатки, замечает свои негативные поступки и действия. Отрицательная самооценка связана с сильным эмоциональным переживанием, проявлением чувства стыда. Здесь малыш ищет вашей поддержки. Объясните ребёнку, что это не он сам плохой, а просто поступил плохо. Покажите, что вы верите в случайность проступка, в то, что он больше не повторится. Плохая девочка. Ходит Оленька , вздыхая. Кашу манную не ела. Что с тобою! Быть хорошей надоело! Я плохая! Не пора ли Оле спать, Я ногой толкнула кошку, Чтоб опять хорошей стать! На пол бросила картошку, З. Александрова.
В становлении самооценки ребёнка важна роль не только взрослых, но и сверстников, младших детей. Ровесник воспринимается не как образец, а как равный. Оценивая другого, малыш учится оценивать и себя. Стремясь казаться взрослым в глазах малышей, желая быть принятым в игру сверстников, ребёнок вырабатывает более объективную оценку самого себя. Света думает. Утром сад в сиянье, в блеске Говорит сердито братцу На кустах горит роса. Света, старшая сестра: Над коляской занавески - Подрастёшь, Он лежит, глядит вокруг … Не вздумай драться, Мы в саду забудем книжку Например, как мы вчера! Или влезем на забор – Поглядит на нас братишка, Будет брать пример с сестёр» А. Барто
Ребёнок оценивает не только сверстника, но и взрослого. Помните об этом. Дети очень внимательны к вашим поступкам и действиям. Особенно задевает их то, что с появлением в семье второго ребёнка ему меньше начинают уделять внимания. Это взрослые понимают, что подобное поведение вызвано объективной необходимостью ухода за младшим. А старший ребёнок думает, что он больше не нужен, что его меньше стали любить. Одна из наиболее частых ошибок в воспитании второго ребёнка состоит в отсутствии единых требований. И этим родители сами побуждают его приспосабливаться, ловчить, использовать такую ситуацию в корыстных целях. Младший брат. Он любимый сын и внук – Станет бабушка защитой, Всё ему прощается. Если мама упрекнёт, Словно спутники, вокруг Папа на руки возьмёт. Взрослые вращаются. А воспитывать ребёнка Если дедушка сердитый Только я могу – сестрёнка. В. Азбукин
Во взаимоотношениях между людьми важную роль играет эмпатия , т.е. умение человека понять другого, сочувствовать ему, проникнуть в его внутренний мир. Эмпатия начинает складываться в дошкольном детстве. Это происходит сначала в отношениях с близкими ребёнку людьми, и прежде всего с мамой. Малыш просит маму пойти погулять, а она только что усталая вернулась с работы. Объясняйте ребёнку свои поступки, действия, состояние, чтобы у него появилась потребность считаться с вами, потребность понять вас и ваши переживания . Мама поёт. Мама по комнатам Мне улыбнуться Но по – иному поёт. В фартуке белом Не забывает Голос знакомый Неторопливо пройдёт, И напевает. С особенной силой Занята делом Но вот сегодня Вдруг зазвучал в тишине И, между делом, Голос знакомый Доброе что - то Поёт. Словно совсем и не тот, В сердце вносил он … Чашки и блюдца Мама по – прежнему Не разреветься бы мне! Перемывает , Ходит по дому, А. Барто
Содержание игр детей изменяется с возрастом. В 5 – 7 лет у них появляется желание играть в «школу». Прежде всего ребёнку интересна роль учителя. Он «учит» игрушки, животных, младших детей. Это говорит о том, что малыш осознаёт сущность школьного обучения: в школе учат тому, что ещё не знаешь Я играю в школу. Я до ста считать могу, - Как не совестно тебе?! - Сам букварь читаю Крикнул я сердито. И с барашком на лугу - Бэ! – сказал барашек . В школу я играю. - Бэ - э! – И, нагнувшись, вдруг боднул Начертил я на листочке Листик с алфавитом. Буквы, чёрточки и точки Глупый вышел первоклашка Повторяй за мной: «А»! Из упрямого барашка. Бэ! - Кричит барашек. Ладно, отдохни пока, Нет, не «Б», а букву «А»! Поучу теперь щенка. Бэ! – твердит барашек. Е. Ушан
Как правило, ребёнок 5 - 7 лет хочет учиться в школе. Но мотивы этого желания различны. Чаше малыш стремится к обучению в школе, так как его привлекают внешние атрибуты ученика: новый ранец, красивые ручки, пенал и пр. Понятие психологической готовности к школьному обучению достаточно сложное и включает несколько компонентов. К личностной готовности относятся мотивы стать школьником, понимание сущности учения как приобретения новых знаний. Ребёнок должен уметь подчиняться требованиям взрослого: сейчас будем писать, хотя очень хочется рисовать; считать, хотя хочется петь. Скоро в школу. Слыхали радостную весть? И счётных палочек не счесть, Мне скоро будет ровно шесть! И он читать старается, А если человеку шесть То, значит, он (вернее - я), И у него тетрадки есть, То, значит , он (точнее - я), И ранец есть, и форма есть, Он в школу собирается! И. Токмакова .
Интеллектуальная готовность предполагает, что ребёнок не только имеет некоторые знания, но умеет сравнивать, обобщать, наблюдать, быть внимательным. Коммуникативная готовность составляют навыки общения: умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Психологическая готовность к школе представляет собой как бы итог дошкольного детства. В нею входят основные его достижения. Главным мотивом обучения в школе должно стать стремлением ребёнка к получению новых знаний: узнавать то, чего он ещё не знает. Ребёнок встаёт на позицию ученика, а во взрослом видит не равноправного партнёра и не просто старшего товарища, а учителя – источник знания. О формировании новой внутренней позиции в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту свидетельствует: ребёнок предпочитает обучение в школе индивидуальным занятиям дома; выбирает занятия школьного типа – чтение, письмо занятиям дошкольного типа – физкультура, пение, рисование; ориентируется на школьный с пособ оценки его успехов – отметку, а не на подарки, игрушки, конфеты.
Дошкольный и младший школьный возраст соединяет переходный период, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё не вполне ученик. Он очень гордится своим новым положением в обществе: стал учеником. Но игра по-прежнему для него привлекательна. Облегчить ребёнку непростой переход в новое качество в ваших силах. Отведите игре место в режиме дня, поиграйте вместе с ним, разрешите взять в школу любимую игрушку. Я выросла. Мне теперь не до игрушек – Он отдаст её мальчишкам Я учусь по букварю. Или бросит под кровать. Соберу свои игрушки Паровоз отдать Серёже? И Серёже подарю. Он плохой, без колеса … Деревянную посуду И потом, мне нужно тоже Я пока дарить не буду. Поиграть хоть полчаса! Заяц нужен мне самой – Мне теперь не до игрушек - Ничего, что он хромой, Я учусь по букварю … А медведь измазан слишком … Но я, кажется, Серёже Куклу жалко отдавать: Ничего не подарю. А. Барто
Вопросы для родителей на определения развития самосознания у ребёнка. В чём проявляется у вашего ребёнка активность и самостоятельность? Как вы их развиваете? Осознаёт ли он себя большим? Какие признаки взрослости выделяет? Что делаете вы, чтобы малыш почувствовал себя большим? На кого из взрослых ваш ребёнок стремиться быть похожим? Осознаёт ли ваш малыш свои дела, поступки, свои нравственные качества? В чём это проявляется? Как можно помочь ребёнку в их осознании? Гордится ли он своими достижениями? В чём это проявляется? Как и зачем взрослый должен поддержать в ребёнке чувство гордости?
6. Умеет ли ваш ребёнок правильно оценивать себя, сверстника, взрослого? Как вы формируете у него самооценку и оценку у других? 7. Хочет ли ваш малыш учиться в школе? Как он объясняет это желание? 8. Какова роль взрослого и сверстника в развитии самосознания дошкольника?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста.
Основным социальным институтом, формирующим самосознание ребенка, является его семья. Именно здесь закладывается фундамент личности ребенка. Приобретается опыт общения ребенка и взаимоотношений с роди...
"Развитие самосознания у детей старшего возраста при подготовке к обучению в школе"
По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е.Е Кравцова одной из составляющих психологической готовности к ...
Развитие самосознания у детей дошкольного возраста
Развитие самосознания у детей дошкольного возраста У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях нака...
Формирование этнического самосознания у детей дошкольного возраста на современном этапе
Формирование этнического самосознания у детей дошкольного возраста на современном этапе...
Консультация "Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края"
Консультация для педагогов...
«Расширение историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания у детей дошкольного возраста, через музейную педагогику»
Обобщенный педагогический опыт включает в себя позитивное видение воспитателя проблемы, нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательное развитие? Идея создания детского мини...
«Формирования гражданского патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через предметно – пространственную среду»
данный материал поможет воспитателям правильно организовать предметно пространственную среду по патриотическому воспитанию...