Формирование этнического самосознания у детей дошкольного возраста на современном этапе
консультация (старшая группа)
Формирование этнического самосознания у детей дошкольного возраста на современном этапе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasileva_l.v._statya_formirovanie_etnicheskogo_samosoznaniya.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Лилия Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ Подсинский детский сад «Радуга», с. Подсинее Алтайского района;
Александрова Оксана Алексеевна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ Подсинский детский сад «Радуга», с. Подсинее Алтайского района.
Формирование этнического самосознания у детей дошкольного возраста на современном этапе
Дошкольный возраст является сензитивным периодом к усвоению разнообразного общественно - исторического опыта, о чем свидетельствуют исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Г.Н. Волкова, С.А. Козловой и др. Проблема знакомства детей с малой и большой Родиной, развитие представлений об этнической принадлежности и национальной культуре не нова. Вместе с тем, вопрос взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур остается одним из наименее разработанных. Результатом вышесказанного является возникновение конфликтных ситуаций на национальной почве уже в дошкольном возрасте, проявление негативного отношения к людям других национальностей, нежелание интересоваться их культурой.
Отличительная особенность формирования этнического самосознания заключается в том, что оно зависит как от этапов психофизического развития ребенка, так и от региональной специфики, обусловленной своеобразием этнической ситуации, историческими особенностями региона, миграционными процессами. Онтогенестическое развитие происходит в условиях этнической культуры. Усвоение этнокультурной информации, в процессе которого формируется этническое самосознание, может осуществляться как осознанно, так и стихийно. Основными условиями формирования этнического самосознания выступают семья, и социокультурное окружение, это обусловлено тем, что первоначально культура выступает для ребенка абстрактно. Она проявляется в конкретном общении со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности, в данной ситуации ребенок, взаимодействуя со взрослыми людьми, как носителями этнокультурной информации, подражает им, тем самым, приобщаясь к этнокультуре.
Ведущим механизмом формирования этнического самосознания, так же как и личностного самосознания, выступает противопоставление. Сущность заключается в том, что знание ребенка о себе самом образуется на основе многочисленных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми. Результатом рада противопоставлений и сравнений является осознание этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков (т.е. признаков, способствующих объединению с определенной этнической общностью и отделением своей этнической общности от других). Формирование этнического самосознания происходит с восприятия этнодифференцирующих признаков, и только затем этноинтегрирующих признаков этнических общностей. Отмечается, что дети пользуются стереотипным знанием до того, как осознают собственную идентичность. В данном случае, это соотносится с мнением Л.С. Выготского о том, что осознание сходства требует более развитой способности обобщения и концептуализации, чем осознание различий.
Ж.В. Топоркова утверждает, что у детей старшего дошкольного возраста этническое самосознание находится в стадии активного формирования , так как современные дети существуют в условиях полиэтнического общества. В данном возрасте дети уже знают свою этническую принадлежность и выделяют её значимые признаки, но при этом, констатируется факт, что дети в возрасте 7-8 лет еще не выделяют актуальной этническую принадлежность.
Следует отметить, что на протяжении многих лет, в России, центральной идеей патриотического воспитания являлась идея народности, основанная на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма. Данная педагогическая позиция, относительно сущности процесса патриотического воспитания основана на методологических положениях Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.П. Зинченко, Г.Н. Волкова о том, что к концу дошкольного возраста предметом деятельности ребенка становится не только его внутренний мир, но и от части, его собственный мир. В 60-70 годы XX века появились психолого-педагогические исследования направленные на формирование чувства патриотизма у дошкольников на основе эмоционального отношения к явлениям окружающей действительности.
Однако, анализ особенностей организации педагогического процесса в целом, и процесса патриотического воспитания в частности, позволяет нам говорить о том, что в современных дошкольных образовательных учреждениях недостаточно внимания уделяется формированию этнического самосознания. А так же воспитанию у ребенка чувства гордости, осознания принадлежности к определенной этнической группе, знакомство с другими национальными группами и их культурой с целью воспитания толерантного отношения к людям разных этнических групп. Наиболее часто воспитатели считают, что патриотическое воспитание может ограничиваться традиционной схемой ознакомления дошкольников с собственным домом, городом, республикой, страной.
Модель развивающей среды, способствующая формированию начал этнического самосознания детей дошкольного возраста.
Современные исследования (Г.А. Ковалев, Н. Максимова, Н.Н. Поддъяков, Н. Тарловская, М.И. Васильева и др.) доказывают, что изменение содержания и организации деятельности дошкольников через вовлечение среды будет способствовать эмоциональному развитию детей, в частности, расширению эмоциональных впечатлений, эмпатии, преодолению отрицательных эмоциональных состояний. Обогащение опыта взаимодействия дошкольников с объектами возможно на основе его специального насыщения и дифференциации. Под насыщением среды понимается предоставление детям различных пространств, отличающихся друг от друга следующими характеристиками: открытостью-закрытостью; вербальностью-постоянством; полуфункциональностью-монофункциональностью; трансформируемостью-статичностью. Насыщение пространства может достигаться путем усиления этнокультурного потенциала отдельных пространств за счет, с одной стороны, включения новых объектов, с другой стороны - за счет его специального структурирования.
Руководствуясь положением о том, что полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его мира, что для него нужен выход в широкий мир природы, взрослые должны предоставить детям возможность действовать в макро пространстве эколого-этнической культуры. В помещении детского сада можно расширить пространство коридоров, задействовать лестничные площадки для создания больших экологических скульптур по природе Хакасии. В рекреациях можно оформить панораму степи и леса, которая содержала бы в себе макеты и барельефы животных среди растительности. Возможно использование модулей из природного материала или игрушек, изображающих природные объекты и явления. Вращение модулей в воздухе может создавать эффект ветра (движение воздуха в пространстве), подвешенные модули на лестничном марше позволяют детям рассматривать объекты в разных ракурсах. На участке рекомендуется создавать условия для действий в разномасштабном пространстве. Для общения детей с макро пространством природы вне территории детского сада следует проводить экскурсии, походы в лес, на поле, луг, водоем. В целом, создавая в среде детского сада разномасштабную среду, необходимо руководствоваться рекомендациями психологов о том, что ребенку психологически необходимо иметь опыт взаимодействия с пространством разного масштаба. Тем самым организация экологического пространства родной природы способствует формированию содержательных представлений о малой Родине.
Одним из путей усиления этнического потенциала пространств в детском саду является их специальное структурирование. В организации этнического центра важно использовать принцип комплексирования и гибкого зонирования. Благодаря тому, что помещение центра включает в себя несколько зон: зону образовательной деятельности, место для выставки детских работ, библиотеку, зону народных дидактических игр, зону народных промыслов, зону национальной символики (республика, страна), зону национальной культуры (возможно юрта, изба), дети будут иметь возможность выбора поведения в зависимости от способа структурирования пространства.
Конструирование этнического уголка в групповых комнатах.
Правильная организация уголка национальной культуры предполагает возможность сосредоточения детьми внимания на не большом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое усвоение знаний. Дошкольники имеют возможность знакомиться с народными сказками, символикой, костюмами, предметами быта, промыслами. Экспозиции должны меняться раз в 2 недели. Ежедневно воспитатель включает в совместную деятельность один из этнокультурных элементов: рассматривание тематического альбома, дидактические игры, продуктивные виды деятельности, рассматривание предметов народной культуры, изучение промысла, подвижные игры и т. д. Работа в уголке обязательно закрепляется в других формах работы. Национальные куклы и костюмы привлекаются при театрализованных играх, в процессе познавательной деятельности акцентируется внимание на природе родного края, достопримечательностях, фотографии которых представлены в галерее или альбомах и т.п.
Данная система работы по формированию этнического самосознания в процессе патриотического воспитания, через обогащение социального опыта, знакомство с национальной культурой русских и хакасов, а также представителей других этнических групп, проживающих на территории Хакасии, обогащение предметно – пространственной среды элементами национальной культуры, позволяет на наш взгляд сформировать основы этнического самосознания, способствовать воспитанию интернациональных чувств и толерантного отношения к людям других национальностей.
Литература
1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
3. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе. Вопросы философии 1988 №7, с. 16-28.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М. 1999г.
5. Выготский Л.С. Психология. М. 2002г.
6. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической
эдентичности. Вопросы психологии. 1997, №4, с. 75-76.
7. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.
Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...
Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...
ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы....
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"...
Формирование этнического мировоззрения у детей дошкольного возраста через праздничную культуру.
ознакомлению детей дошкольного возраста с обычаями и традициями русского и хакасского народов...
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, стане...
Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе
В современном обществе, для возрождения и поддержания духовно-нравственных ценностей и ориентиров детей дошкольного возраста необходима консолидация социальных институтов, оказывающих непосредственное...