"Элементарное музицирование"
консультация на тему
Консультация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementarnoe_muzitsirovanie_s_detmi.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
"Элементарное музицирование с дошкольниками"
Идея «элементарного музицирования» - в его самом прямом проявлении – это неразрывное единство речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизированном и обязательно радостном общении с музыкой.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «испытать её, не «догадываясь о ней», а «прибывая в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. В работе с детьми всегда нужно исходить и руководствоваться интересами детей, правилами, которые устанавливали они сами, стремясь услышать в их предложениях голос природы.
Дети любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым родители и педагоги не имеют права пренебрегать. Один из самых замечательных принципов гуманистической педагогики «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М.Монтень).
Элементарное музицирование с инструментами, как одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности, практикуется много лет. Главное в этой работе считается желание детей «общаться с музыкой». Главный принцип – «от простого - к сложному». На практике, системное проявление принципа от «простого к сложному» означает, что мелодия, начинаясь с ритмизованной речи, затем, переходит к декламации: шумовой аккомпанемент предшествует самому простому звуковысотному; восприятие музыки в тесной связи со словом и движением предшествует её чистому восприятию; музыкальные понятия формируются постепенно, как обобщение чувственного опыта.
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить – такую способность подарила им сама природа с великой целью: служить способом познания мира. Даже самые маленькие дети способны импровизировать. Рожденная фантазией их музыка проста и чудесна, как сама страна детства.
Из металлофона рождается мерцающий свет светлячка, простые колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат под ногами осенние листья. Ребёнку легко услышать музыку бумажных шелестов, узнать в ней разговор ночных мотыльков, а затем найти способ его музыкально выразить. Он может представить, что неуправляемый вначале шум детских музыкальных инструментов – это звучание Вселенной, и в этом хаосе услышать «позывные» природы. Очень важно создать игровое общение на занятия.
Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенком, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения. «Элементарное музицирование с дошкольниками» предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Как известно, разнообразие шумовых инструментов велико.
Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляции являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.
Разнообразие шумовых и ударных инструментов, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, бубны, деревянные коробочки, ложки, ручные барабаны, маракасы. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков, дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами идея их создания и использования в детском музицировании принадлежит Карлу Орфу. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая легкость игры на шумовых инструментах и орфовских инструментах, их способность тотчас же откликается на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые и орфовские инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.
Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, умение сотрудничать и взаимодействовать, а затем умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя, знакомые «слова».
Учебное музицирование – ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа и в речевых упражнениях, используя для этого звучащие инструменты. Точно двигаться в чётных размерах. Использовать слова как основу для «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек.
Концертное музицирование предполагает исполнение ансамбля детей на детских праздниках одно - два произведения жанровой музыки в шумовом оркестре. Элементарное музицирование это развитие природной музыкальности, а также эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации в дальнейшем как личности. И мы все педагоги делаем всё, чтобы открыть каждому ребёнку свою дорогу в музыку.
Первые музыкальные инструменты появились еще в I-II веке. Погремушки, трещотки, свистульки из дерева, кости, металла издавна развлекали ребенка, развивали его музыкальные способности. Опыт применения музыкальных инструментов и игрушек постоянно накапливался. Выяснилось, что для детей они представляют большой интерес, позволяют даже замкнутым детям проявить себя. Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма деятельности. Это и самостоятельное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр. Музыкальные инструменты могут быть использованы в сюжетно-ролевых и диагностических играх. Они помогают детям развивать музыкальные способности, побуждают к творчеству. Часто ребенок, который не может выразить свои чувства словами, движениями, с удовольствием делает это с помощью музыкальных инструментов, поэтому в музыкальных уголках каждой группы обязательно должны быть музыкальные инструменты. Они должны находиться в доступном месте, чтобы ребенок мог самостоятельно взять интересующий его музыкальный инструмент. Исключение составляют духовые инструменты: рожки, свистульки и т.п. Эти музыкальные инструменты должны подвергаться санитарной обработке и использоваться только под наблюдением взрослых. Экспериментируя со звуками, ребенок начинает по иному воспринимать окружающей мир. Благодаря игре на музыкальных инструментах дети раскрепощаются, легче вступают в контакт с другими детьми и взрослыми. Разнообразить ассортимент музыкальных инструментов в вашей группе очень легко. Ведь многие из них можно сделать своими руками. 1. Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты, лишь изображают инструмент. Их назначение – способствовать созданию игровой ситуации. Несмотря на отсутствие звука, эти игрушки привлекают и воодушевляют детей. Они представляют себя артистками, имитируя игру на музыкальном инструменте. (Пианино с немой клавиатурой, гитара, балалайка). 2. Озвученные музыкальные игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты – это, так называемые ударно-шумовые (деревянные или пластмассовые палочки, погремушки, маракасы, барабан, треугольник и т.п.) Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках, не надо ничего специально знать и уметь. Музыкальные инструменты очень притягательны для детей, и они хотят играть сами; дети познают мир через игру, поэтому нужно им дать в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые, - погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики. Такие инструменты-игрушки можно сделать дома, вместе с детьми. Ведь все, что нас окружает, может звучать: пустая картонная коробка с деревянными палочками – барабан; пластмассовая коробочка или футляры из-под яиц (киндер-сюрприз), наполненные любой крупой, – это погремушка, маракас; пустая баночка из-под йогурта, внутри которой подвешена на нитке бусина – это колокольчик; трубочки для коктейля разного размера, закрытые с одной стороны и склеенные между собой – это свирель, дудка.
Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношения родителей с детьми более интересными и плодотворными. Используя самодельные инструменты, дети лучше понимают, откуда берется звук, и легче находят способы звукоподражания сказочным персонажам, звукам природы, животным: барабан – это гремит гром или идет медведь; колокольчик – капли дождя, капель; шуршание бумаги – ветер или падающие листья; расческа – жужжание пчел; пластмассовый стаканчик, если его мять рукой будет звучать как звук сломанной ветки; терка с наперстком – звук пилы. Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка. Если ваш ребенок, как и большинство других детей, обожает шуметь, стучать и барабанить, направить его «шумную» энергию в творческое русло можно, сделав своими руками маленькому музыканту домашний оркестр. Вот какие могут получиться музыкальные инструменты: Гитара из обувной коробки. Берем прямоугольную коробку, в центре крышки острым ножом вырезаем круглое отверстие. Крышку клеим к основанию. Потом берем десяток резиночек (можно купить в хозяйственном магазине), разных по цвету и ширине, и натягиваем их поперек отверстия. Для лучшего звучания подложите прямо у отверстия под резиночки небольшой кусочек толстого картона – так, чтобы струны были слегка приподняты над коробкой. И не забудьте разрисовать гитару. Можно сделать это вместе с ребенком. Кстати играть на такой гитаре можно чем угодно: и руками, и ложкой, и карандашом. Маракасы. Берем небольшие пластиковые бутылки из-под водички и заполняем их горохом, фасолью, гречкой, пуговицами, бисером, в общем, всем, на что способна ваша фантазия. Бутылки с содержимым закрываем очень плотно, чтобы маленький шалун не открыл и не проглотил мелкие предметы, которые мы насыпали. Звук у маракасов получается разным, в зависимости, от наполнения. Духовой инструмент «Буль-Буль» В литровую стеклянную банку наливаем до половины воды. Затем даем ребенку соломинку для коктейля с большим сечением. Инструмент готов. По сигналу дирижера (папа или бабушка) карапуз будет булькать в такт. Отлично развивает чувство ритма. Ксилофон. Эта игрушка немного сложнее предыдущих. Зовем на помощь папу или дедушку. Нам понадобится одежная вешалка с плечиками, рыболовная леска, или тонкие капроновые нитки. Теперь берем болты, винтики, ключи, маленькие ложки, т.е. все металлическое, что есть под рукой. Затем привязываем леску к металлическим предметам и подвешиваем их к вешалке. Играть на таком ксилофоне малышу будет интересно столовой ложкой. Барабан. У вас на кухне случайно не завалялась старая кастрюля? Вроде и ненужна, и выбросить жалко. Подарите ее крохе. Вместе превратите кухонную утварь с помощью клеенки и скотча в прекрасную и полезную вещь – барабан.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"
Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...
Элементарное музицирование с дошкольниками
Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах...
Занятия элементарным музицированием в старшей группе.
Презентация по музыкальному музицированию в старшей группе по занятиям.Даны - содержание занятия, оборудование, програмный материал и методика проведения....
Учусь творить.Элементарное музицирование: музыка, речь, движение.
Конспект музыкального веерного занятия....
Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста с применением ИКТ и технологии элементарного музицирования "Трусливый заяц"
АннотацияКонспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Музыка»Автор: Усольцева Ольга Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 38» г.Березники, Перм...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование в условиях ознакомления с русским народным фольклором
Стендовый доклад...
Развитие эмоциональной сферы детей в процессе элементарного музицирования
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Особенно остро она встает в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся поступать ...