ЭССЕ «Инициатива и индивидуальность ребёнка: поддержка, развитие и проблемы»
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
В работе затронуты современные проблемы поддержки и развития инициативы и индивидуальности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
«Инициатива и индивидуальность ребёнка: поддержка, развитие и проблемы»
Сергеева Людмила Павловна,
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 1 «Солнышко»,
п. Некрасовское, Ярославская область.
2017 год
ЭССЕ
«Инициатива и индивидуальность ребёнка: поддержка, развитие и проблемы»
«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы.»
Ральф Эмерсон
Как же вырастить поколение думающих, инициативных людей, готовых к новым великим открытиям?
Трудно говорить о поддержке инициативы детей, если сам педагог пассивен; говорить о развитии индивидуальности, если сам педагог не является индивидуальностью. Именно это, на мой взгляд, есть первоначальная проблема, над которой стоит задуматься.
Для многих педагогов, родившихся в Советском Союзе, проблема индивидуальности особенно актуальна. Вспомним своё пионерское детство: «не выскакивай», «не выделяйся», «будь, как все во всем – в поведении, в одежде». Напрашивается вопрос: «Просто ли стать и быть индивидуальностью, если эти слова на протяжении многих лет ты слышал практически каждый день?» Ответ: «Не просто!» А профессия уже выбрана: ты решил стать педагогом и других вариантов не рассматриваешь. Как быть? В твоих руках судьбы детей, и это не громкие слова. Ведь оттого, какие педагоги будут рядом с ребенком на его жизненном пути, во многом зависит, насколько интересным и инициативным человеком станет он сам. А мы знаем, что индивидуальность и инициативу надо поддерживать и развивать, только тогда это станет жизненной позицией человека. Вот и рождается решение – меняться самому. На это уходит немало времени. Но надо идти в ногу с этим временем, если хочешь сыграть значимую роль в жизни своих воспитанников.
Ты учишься, в чем-то «ломаешь» себя ради поставленной цели, может быть, даже страдаешь, ведь все новое рождается в муках. Проходит время, и начинаешь замечать, что уже можешь высказывать смело свое мнение, вносить свои предложения и не боишься ошибиться, не боишься осуждения, как это было раньше, там, в СССР. Уже можешь надеть то, что раньше – никогда! Постепенно происходит смена сознания. Меняются взгляды на жизнь и на все, что тебя окружает. Ты становишься для себя новым, совсем другим человеком. Жизнь начинает играть яркими красками. И первые, с кем ты делишься этой разноцветной палитрой, - дети. Научившись без страха и оглядки выбирать сам, ты учишь этому детей: «Выбери, каким способом мы с тобой сегодня будем составлять сказку, - прошу я ребенка, - коллаж, трафареты или кляксы?» И ребенок выбирает то, что его наиболее заинтересовало, то, где, возможно, он может лучше себя реализовать и проявить.
На занятии по развитию коммуникативных способностей и мелкой моторики в подготовительной к школе группе я предлагаю детям выбрать вид деятельности, который их больше заинтересовал. Дети выполняют коллективную работу «Подарок Деду Морозу», изготовление открытки, на бумажной основе которой изображено большое сердце, сделанное из пластилина: кто-то стал прикреплять пуговицы на пластилиновую основу, другие выбрали фигурные дыроколы, а третьи стали приклеивать разноцветные фигурки, украшая бумажную часть открытки.
А вот индивидуальное занятие по автоматизация звука. Подготовлен план проведения занятия, игры на закрепление данного звука. Но вот приходит ребенок, и ты видишь, что настроение у него совсем не такое, как ты ожидал, и эмоционального отклика на предложенную ему игру нет. Что делать? Приходится перестраиваться на ходу. И ты говоришь ему: «Во что бы ты хотел поиграть сегодня?»
- А заниматься не будем? – спрашивает ребенок.
- Не будем, - отвечаю я, - будем играть. Ты согласен?
Восторгу ребенка нет предела. Но я-то знаю, что те игры, которые он сам сейчас выберет, позволят мне решить все поставленные задачи по данной проблеме: произойдет и закрепление звука, и его дифференциация. Все это обязательно случится, так как все игры и пособия, которые есть в кабинете, легко адаптируются на решение любой задачи. Но ребенку это неведомо, и он самозабвенно погружается в игру, веря в то, что он просто играет, а педагог играет вместе с ним.
… Последняя песчинка в песочных часах, отсчитывающих время занятия, падает вниз.
- А можно я не пойду в группу и еще немного поиграю? – спрашивает ребенок…
Не это ли та лакмусовая бумажка, которая показывает, что здесь ребенку комфортно, здесь считаются с его мнением, слышат его желание, позволяют ему быть самим собой.
Ситуация успеха – это один из стимулов поддержки у дошкольников интереса к деятельности. Педагогу необходимо создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Именно в такой ситуации успеха оказывается ребенок, погружаясь в мир игры, где главным помощником педагога является среда. Поэтому нам, педагогам, необходимо помнить о тех важных четырёх параметрах, которые выделяются как главные в статье Т.Г.Шмиса «Среда как третий учитель».
А. Асмолов сказал: «Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают. " Но ребенок-дошкольник ещё не умеет отстаивать свою индивидуальность. Поэтому родители, педагоги - все взрослые, которым не безразлична его судьба, должны помогать ему в этом и поддерживать его.
Когда ребёнок чувствует себя свободным в своих высказываниях, имеет возможность выбора, видит одобрительные жесты педагога, получает похвалу, не боится задавать вопросы, выходя за рамки заданной на занятии ситуации – при условии такого взаимодействия педагога с детьми мы можем верить в то, что будущее нашей страны – в руках небезразличных и инициативных людей.
Очень хочется, чтобы те взрослые, кто имеет хоть малейшее отношение к воспитанию и развитию детей, помнили строки из стихотворения Лориса Малагуцци, психолога, педагога, основателя Реджио-педагогики, педагогики, которая позволяет детям не только развивать свою индивидуальность и инициативу, но и делает их счастливыми открывателями мира:
«У ребенка
сто языков,
сто рук,
сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто способов слушать,
восхищаться,
любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать
сто миров,
чтобы совершать открытия.
У ребенка
сто языков,
но у него крадут
девяносто девять из них.
Школа и культура
отделяют голову от тела.
Они учат:
думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат:
открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребенок говорит: сотня есть».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...
Индивидуальный план поддержки развития ребёнка
Индивидуальный план поддержки развития ребёнка...
Индивидуальный план поддержки развития ребёнка Хакимова Анита
Индивидуальный план поддержки развития ребёнка Хакимова Анита...
Индивидуальный план поддержки развития ребёнка
Индивидуальный план поддержки развития ребёнка...
Индивидуальный план поддержки развития ребёнка
Индивидуальный план поддержки развития ребёнка...