ЭССЕ «Инициатива и индивидуальность ребёнка: поддержка, развитие и проблемы»
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
В работе затронуты современные проблемы поддержки и развития инициативы и индивидуальности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
«Инициатива и индивидуальность ребёнка: поддержка, развитие и проблемы»
Сергеева Людмила Павловна,
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 1 «Солнышко»,
п. Некрасовское, Ярославская область.
2017 год
ЭССЕ
«Инициатива и индивидуальность ребёнка: поддержка, развитие и проблемы»
«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы.»
Ральф Эмерсон
Как же вырастить поколение думающих, инициативных людей, готовых к новым великим открытиям?
Трудно говорить о поддержке инициативы детей, если сам педагог пассивен; говорить о развитии индивидуальности, если сам педагог не является индивидуальностью. Именно это, на мой взгляд, есть первоначальная проблема, над которой стоит задуматься.
Для многих педагогов, родившихся в Советском Союзе, проблема индивидуальности особенно актуальна. Вспомним своё пионерское детство: «не выскакивай», «не выделяйся», «будь, как все во всем – в поведении, в одежде». Напрашивается вопрос: «Просто ли стать и быть индивидуальностью, если эти слова на протяжении многих лет ты слышал практически каждый день?» Ответ: «Не просто!» А профессия уже выбрана: ты решил стать педагогом и других вариантов не рассматриваешь. Как быть? В твоих руках судьбы детей, и это не громкие слова. Ведь оттого, какие педагоги будут рядом с ребенком на его жизненном пути, во многом зависит, насколько интересным и инициативным человеком станет он сам. А мы знаем, что индивидуальность и инициативу надо поддерживать и развивать, только тогда это станет жизненной позицией человека. Вот и рождается решение – меняться самому. На это уходит немало времени. Но надо идти в ногу с этим временем, если хочешь сыграть значимую роль в жизни своих воспитанников.
Ты учишься, в чем-то «ломаешь» себя ради поставленной цели, может быть, даже страдаешь, ведь все новое рождается в муках. Проходит время, и начинаешь замечать, что уже можешь высказывать смело свое мнение, вносить свои предложения и не боишься ошибиться, не боишься осуждения, как это было раньше, там, в СССР. Уже можешь надеть то, что раньше – никогда! Постепенно происходит смена сознания. Меняются взгляды на жизнь и на все, что тебя окружает. Ты становишься для себя новым, совсем другим человеком. Жизнь начинает играть яркими красками. И первые, с кем ты делишься этой разноцветной палитрой, - дети. Научившись без страха и оглядки выбирать сам, ты учишь этому детей: «Выбери, каким способом мы с тобой сегодня будем составлять сказку, - прошу я ребенка, - коллаж, трафареты или кляксы?» И ребенок выбирает то, что его наиболее заинтересовало, то, где, возможно, он может лучше себя реализовать и проявить.
На занятии по развитию коммуникативных способностей и мелкой моторики в подготовительной к школе группе я предлагаю детям выбрать вид деятельности, который их больше заинтересовал. Дети выполняют коллективную работу «Подарок Деду Морозу», изготовление открытки, на бумажной основе которой изображено большое сердце, сделанное из пластилина: кто-то стал прикреплять пуговицы на пластилиновую основу, другие выбрали фигурные дыроколы, а третьи стали приклеивать разноцветные фигурки, украшая бумажную часть открытки.
А вот индивидуальное занятие по автоматизация звука. Подготовлен план проведения занятия, игры на закрепление данного звука. Но вот приходит ребенок, и ты видишь, что настроение у него совсем не такое, как ты ожидал, и эмоционального отклика на предложенную ему игру нет. Что делать? Приходится перестраиваться на ходу. И ты говоришь ему: «Во что бы ты хотел поиграть сегодня?»
- А заниматься не будем? – спрашивает ребенок.
- Не будем, - отвечаю я, - будем играть. Ты согласен?
Восторгу ребенка нет предела. Но я-то знаю, что те игры, которые он сам сейчас выберет, позволят мне решить все поставленные задачи по данной проблеме: произойдет и закрепление звука, и его дифференциация. Все это обязательно случится, так как все игры и пособия, которые есть в кабинете, легко адаптируются на решение любой задачи. Но ребенку это неведомо, и он самозабвенно погружается в игру, веря в то, что он просто играет, а педагог играет вместе с ним.
… Последняя песчинка в песочных часах, отсчитывающих время занятия, падает вниз.
- А можно я не пойду в группу и еще немного поиграю? – спрашивает ребенок…
Не это ли та лакмусовая бумажка, которая показывает, что здесь ребенку комфортно, здесь считаются с его мнением, слышат его желание, позволяют ему быть самим собой.
Ситуация успеха – это один из стимулов поддержки у дошкольников интереса к деятельности. Педагогу необходимо создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Именно в такой ситуации успеха оказывается ребенок, погружаясь в мир игры, где главным помощником педагога является среда. Поэтому нам, педагогам, необходимо помнить о тех важных четырёх параметрах, которые выделяются как главные в статье Т.Г.Шмиса «Среда как третий учитель».
А. Асмолов сказал: «Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают. " Но ребенок-дошкольник ещё не умеет отстаивать свою индивидуальность. Поэтому родители, педагоги - все взрослые, которым не безразлична его судьба, должны помогать ему в этом и поддерживать его.
Когда ребёнок чувствует себя свободным в своих высказываниях, имеет возможность выбора, видит одобрительные жесты педагога, получает похвалу, не боится задавать вопросы, выходя за рамки заданной на занятии ситуации – при условии такого взаимодействия педагога с детьми мы можем верить в то, что будущее нашей страны – в руках небезразличных и инициативных людей.
Очень хочется, чтобы те взрослые, кто имеет хоть малейшее отношение к воспитанию и развитию детей, помнили строки из стихотворения Лориса Малагуцци, психолога, педагога, основателя Реджио-педагогики, педагогики, которая позволяет детям не только развивать свою индивидуальность и инициативу, но и делает их счастливыми открывателями мира:
«У ребенка
сто языков,
сто рук,
сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто способов слушать,
восхищаться,
любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать
сто миров,
чтобы совершать открытия.
У ребенка
сто языков,
но у него крадут
девяносто девять из них.
Школа и культура
отделяют голову от тела.
Они учат:
думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат:
открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребенок говорит: сотня есть».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...

Индивидуальный план поддержки развития ребёнка Хакимова Анита
Индивидуальный план поддержки развития ребёнка Хакимова Анита...