Развитие фонематического слуха у дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Борисова Наталья Борисовна

Консультация для родителей, в ходе которой знакомлю с играми на развитие слухового внимания, фонематического слуха и навыков звукового анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у дошкольников

(консультация для родителей)

        Формирование у дошкольников лексически богатой, грамматически правильной и фонетически четкой речи - одна из задач обучения языку. Развитие фонематических процессов влияет на становление всей речи ребенка. Предлагаю познакомиться с играми, в ходе которых происходит развитие слухового внимания, фонематического слуха и навыков звукового анализа. Речевой материал для игр подбирается от простого к сложному. Применяются различные схемы и символы - это повышает эффективность логопедической работы.

I.Игры на развитие слухового внимания.

  • «Скажи, что ты слышишь?» (Дети закрывают глаза, слушают и рассказывают, что они слышат.)
  • «Кто, что слышит?» (За ширмой взрослый стучит молотком, шуршит бумагой, звенит в колокольчик, свистит в свисток и т. д. Дети называют, что они слышали).
  • «На каком музыкальном инструменте играла?»  (Взрослый за ширмой играет на одном из музыкальных инструментов, дети определяют и называют на каком).
  • «Тихо - громко»  (Взрослый стучит молоточком или играет на бубне. Дети, если звуки стучат тихо, идут на носочках, громко - шагом, совсем громко - бегут).
  • Улавливаем шепотную речь. (Взрослый дает задание шепотом, дети выполняют).
  • «Отхлопай так же» (Взрослый отхлопывает ритм, дети повторяют).
  • «Летает - не летает» (Взрослый кидает мяч ребенку и называет предмет, птицу, животное, а ребенок возвращает мяч и говорит «летает» или «не летает»).
  • «Кто позвал?» (Водящий ребенок отворачивается. Кто-то из детей за его спиной зовет водящего по имени. Водящий должен по голосу узнать и назвать, кто его позвал).

V.Игры на развитие фонематического слуха.

  • Выделение звука из цепочки звуков - хлопни, если услышишь звук С: С, А, С, З, О, С, Ш, Ц, С, С, У, С и т.д.
  • Выделение слога с заданным звуком из цепочки слогов - топни, если услышишь слог ПА: ПА, МА, ПА, ПО, ПА, БА, ПА, ПА, ГУ, ПИ, ПА.
  • Выделение первого ударного гласного в слове (Аня, удочка, облако).
  • Выделение первого согласного в слове (папа, рот, бык).
  • Выделение гласного, согласного в конце слова (автобус, пила, грибы).
  • Определение места звука в слове: в каком вагончике едет звук Ш - начало слова (первый вагончик), конец слова (последний вагончик), середина слова (средний вагончик): карандаши, шапка, душ.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5820/4243123.3e/0_87fa7_139958b9_XL

VI. Игры на развитие навыков звукового анализа.

  • «Какой звук?» - определение гласного и согласного звука.
  • «Живые звуки» - определение последовательности звуков в слове.
  • «Сколько звуков?» - определение количества звуков в слове.
  • «Где спрятался звук?» - определение места звука в слове.
  • «Найди лишнее» - ребенку предлагается три картинки на один звук и одна на другой, ребенок должен сказать, какая лишняя.
  • «Подбери картинки» - предлагаются 2 нарисованных грузовика, ребенок должен на каждый положить картинки на заданный звук:

http://www.raskrasochka.ru/up/photos/kraski/risynki%20(1147).gifhttp://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=532002642-29-72&n=21http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=44263685-24-72&n=21

http://www.raskrasochka.ru/up/photos/kraski/risynki%20(1147).gifhttp://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=361215916-47-72&n=21http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=36567718-57-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=50945457-49-72&n=21

  • «Чем отличаются» - предлагаются пары картинок, ребенок должен определить каким звуком они отличаются:

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=98876914-25-72&n=21                 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=558866968-09-72&n=21

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

http://stamps-111.narod.ru/HOLIDAYS/HHD022C-HOLIDAYS-clipart-desk-gallery-gif.gif                                                                                                               http://www.tigraiko.com.ua/products_pictures/detskie-sanki-snegovichok-352-B.jpg

  • «Выложи предложение» - ребенку дается картинка, предлагается по ней составить предложение, потом выложить столько полосок, сколько слов в предложении.

        Подготовила и провела

Борисова Наталья Борисовна,

учитель-логопед МБДОУ № 322

г. Красноярск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще....

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"...

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)

Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают л...

Развитие фонематического слуха у дошкольников 5-7 лет.

Материал содержит наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении дошколников звуковому анализу....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....