Развитие фонематического слуха у дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей, в ходе которой знакомлю с играми на развитие слухового внимания, фонематического слуха и навыков звукового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие фонематического слуха у дошкольников | 153.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха у дошкольников
(консультация для родителей)
Формирование у дошкольников лексически богатой, грамматически правильной и фонетически четкой речи - одна из задач обучения языку. Развитие фонематических процессов влияет на становление всей речи ребенка. Предлагаю познакомиться с играми, в ходе которых происходит развитие слухового внимания, фонематического слуха и навыков звукового анализа. Речевой материал для игр подбирается от простого к сложному. Применяются различные схемы и символы - это повышает эффективность логопедической работы.
I.Игры на развитие слухового внимания.
- «Скажи, что ты слышишь?» (Дети закрывают глаза, слушают и рассказывают, что они слышат.)
- «Кто, что слышит?» (За ширмой взрослый стучит молотком, шуршит бумагой, звенит в колокольчик, свистит в свисток и т. д. Дети называют, что они слышали).
- «На каком музыкальном инструменте играла?» (Взрослый за ширмой играет на одном из музыкальных инструментов, дети определяют и называют на каком).
- «Тихо - громко» (Взрослый стучит молоточком или играет на бубне. Дети, если звуки стучат тихо, идут на носочках, громко - шагом, совсем громко - бегут).
- Улавливаем шепотную речь. (Взрослый дает задание шепотом, дети выполняют).
- «Отхлопай так же» (Взрослый отхлопывает ритм, дети повторяют).
- «Летает - не летает» (Взрослый кидает мяч ребенку и называет предмет, птицу, животное, а ребенок возвращает мяч и говорит «летает» или «не летает»).
- «Кто позвал?» (Водящий ребенок отворачивается. Кто-то из детей за его спиной зовет водящего по имени. Водящий должен по голосу узнать и назвать, кто его позвал).
V.Игры на развитие фонематического слуха.
- Выделение звука из цепочки звуков - хлопни, если услышишь звук С: С, А, С, З, О, С, Ш, Ц, С, С, У, С и т.д.
- Выделение слога с заданным звуком из цепочки слогов - топни, если услышишь слог ПА: ПА, МА, ПА, ПО, ПА, БА, ПА, ПА, ГУ, ПИ, ПА.
- Выделение первого ударного гласного в слове (Аня, удочка, облако).
- Выделение первого согласного в слове (папа, рот, бык).
- Выделение гласного, согласного в конце слова (автобус, пила, грибы).
- Определение места звука в слове: в каком вагончике едет звук Ш - начало слова (первый вагончик), конец слова (последний вагончик), середина слова (средний вагончик): карандаши, шапка, душ.
VI. Игры на развитие навыков звукового анализа.
- «Какой звук?» - определение гласного и согласного звука.
- «Живые звуки» - определение последовательности звуков в слове.
- «Сколько звуков?» - определение количества звуков в слове.
- «Где спрятался звук?» - определение места звука в слове.
- «Найди лишнее» - ребенку предлагается три картинки на один звук и одна на другой, ребенок должен сказать, какая лишняя.
- «Подбери картинки» - предлагаются 2 нарисованных грузовика, ребенок должен на каждый положить картинки на заданный звук:
- «Чем отличаются» - предлагаются пары картинок, ребенок должен определить каким звуком они отличаются:
|
|
|
- «Выложи предложение» - ребенку дается картинка, предлагается по ней составить предложение, потом выложить столько полосок, сколько слов в предложении.
Подготовила и провела
Борисова Наталья Борисовна,
учитель-логопед МБДОУ № 322
г. Красноярск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"
Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...
Развитие фонематического слуха у дошкольников
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще....
Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"
Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"...
Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)
Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...
Развитие фонематического слуха у дошкольников
Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают л...
Развитие фонематического слуха у дошкольников 5-7 лет.
Материал содержит наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении дошколников звуковому анализу....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников
В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....