Развитие фонематического слуха у дошкольников 5-7 лет.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Материал содержит наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении дошколников звуковому анализу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_i_skhemy.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые воспитатели!
Обучение чтению и письму – прерогатива школы. Современные родители всё чаще стараются ещё до школы научить своих детей читать и писать печатными буквами, часто пользуясь услугами педагогов-дошкольников. В этой связи хочется обратить внимание на некоторые чрезвычайно важные моменты, относящиеся к обучению грамоте.
Звуки русского языка делятся на две группы: гласные и согласные. При произнесении гласных звуков воздух выходит свободно (т.е. не встречает преграду), при произнесении согласных звуков воздух встречает преграду.
Некоторые педагоги для различения гласных и согласных звуков используют следующий приём. Кисть ставят под нижнюю челюсть и произносят любой звук. Считают, если челюсть коснётся руки, значит звук гласный, не коснётся – согласный. Этот приём не имеет смысла, убедитесь сами. Произнесите звуки [ы], [к] и сравните. Когда мы произносим звук [к], челюсть опускается чуть ниже. Хотя, как нам известно, звук [к] - согласный. И это не единственный пример.
Часто можно услышать ещё одно объяснение: « Гласные звуки поются, а согласные нет». Так и хочется спросить, что значит поются? В том смысле, что их можно произнести протяжно? А как же согласные звуки [м], [ж], [н]? Чем не песня?
Вывод: звуки [а], [о], [у], [ы], [э], [и] - гласные, при их произнесении воздух выходит свободно; звуки [в], [в'], [ч] и др. - согласные, при их произнесении воздух встречает преграду – зубы, губы, язык.
Следует помнить, что ь и ъ не обозначают звуков, это буквы.
Нельзя сказать, что Я, Ю, Е, Ё гласные звуки. Это буквы, которые обозначают гласные звуки. Дошкольнику сложно понять разницу между первым и вторым высказываниями, но взрослый человек всё равно не должен употреблять в речи неточные формулировки. В крайнем случае, лучше вообще упустить слова звуки и буквы, а сказать просто: «Я, Ё, Е, Ю гласные».
Хочется обратить ваше внимание, что звуковой анализ слов с гласными Я, Е, Ё, Ю требует особого внимания. Например, ЮЛА - [й’ у л а] ЁЖИК - [й’ о ж ы к] ЕЛЬ - [й’ э л’] МАЯК - [м а й’ а к] САЛЮТ - [с а л’ у т] ЛЮК - [л’ у к] ПЕНЬ - [п’ э н’] МЯЧ - [м’ а ч’] КЛЕЙ - [к л’ э й’].
Звонкие согласные [б, б’, в, в’, г, г’, д, д’, ж, з, з’] могут оглушаться в конце и (или) середине слова. Например: зуб [з у п], ЛЕВ - [л’ э ф], ПЛЯЖ - [п л’ а ш], МОРЖ - [м о р ш], БЕРЕГ - [б’ э р’ и к], завод - [з а в о т], ОБЕД - [а б’ э т], ВОЗ - [в о с].
Важно не забывать, что гласные в словах бывают ударные и безударные. Соответственно, мы можем слышать звук один , а букву писать другую. Например, СЕЛО - [ с’ и л о], ЗВЕЗДА - [ з в’ и з д а], МЕТРО - [ м’ и т р о], БЕРЕТ-- [ б’ и р’ э т], ДОКТОР - [ д о к т а р], БЕГЕМОТ - [ б’ и г’ и м о т].
Учить дошкольников звуковому анализу следует на примере лишь тех слов, звуковой анализ которых у взрослого не вызывает сомнения.
С уважением, учитель-логопед А.Б. Ганзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"
Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...
Развитие фонематического слуха у дошкольников
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще....
Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"
Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"...
Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)
Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...
Развитие фонематического слуха у дошкольников
Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают л...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников
В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....
«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...