Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой группе для детей, страдающих общим недоразвитием речи. Использование этой разработки способствовало формированию у дошкольников звукового анализа и синтеза. Игра представлена в виде карточек, на которых в ряд нарисованы предметные картинки, по первым звукам названий которых складываются слова. В данной разработке карточки представлены в виде таблицы по лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра на развитие фонематического анализа и синтеза у дошкольников | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников «Прочитай по первым звукам» (старший возраст)
Учитель-логопед Спирина Ж.В.
ГБДОУ д/с №11 Калининского р-на
Санкт-Петербурга
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушением письма и чтения). Развитие речи, включающее умение четко произносить слова, строить предложения, - одна из насущных проблем, стоящих перед родителями и дошкольным учреждением.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.
Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые ”слова”, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.
Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами — своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией.
У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно сейчас все и закладывается.
В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие -ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.
Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы, и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа.
Как правило, у детей с задержкой речевого развития фонематический слух грубо нарушен или сформирован недостаточно. Не все дети достаточно четко могут определить с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их: не дифференцируют на слух звуки п-б, к-г, с-ц, с-ш, ш-ж и другие.
Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения.
Игра «Прочитай по первым звукам»
Цель игры: развитие фонематического слуха; закрепление умения выделять первый звук в слове , синтезировать звуки в слово (звуковой анализ и синтез).
Оборудование: карточки с предметными картинками, расположенными в один ряд.
Лексическая тема | Слово | Картинки |
«Овощи» | ЛУК | Лопата, Ухо, Колесо |
«Фрукты» | ГРУША | Гусь, Ракета, Улитка, Шарик, Арбуз |
«Перелётные птицы» | АИСТ | Арбуз, Иглы, Стул, Тарелка |
ГРАЧ | Гном, Роза, Акула, Часы | |
«Деревья» | ДУБ | Дом, Удочка, Барабан |
ИВА | Иглы, Ваза, Арбуз | |
ЛИПА | Лейка, Иглы, Платье, Ананас | |
«Одежда. Обувь. Головные уборы» | ТУФЛИ | Тапочки, Удочка, Фонарь, Лист, Иглы |
ШАРФ | Шарик, Аист, Рыба, Фонарь | |
«Посуда» | ВИЛКА | Ваза, Иглы, Лопата, Кот, Арбуз |
ЧАШКА | Часы, Ананас, Шишка, Карандаш, Аист | |
«Продукты питания» | ТОРТ | Табурет, Ослик, Рыба, Тапочки |
СУП | Снежинка, Удочка, Платье | |
«Мебель» | ДИВАН | Десять, Иглы, Ворона, Арбуз, Носки |
ШКАФ | Шапка, Книга, Ананас, Флажок | |
«Дикие животные» | ЛИСА | Лист, Иглы, Слоник, Аист |
ВОЛК | Восемь, Остров, Лук, Корзина | |
ЛОСЬ | Лук, Ослик, Семечки | |
«Домашние животные» | КОШКА | Колесо, Ослик, Шарик, Книга, Апельсин |
КОНЬ | Карандаш, Остров, Неваляшка | |
«Игрушки» | ГНОМ | Гусь, Ножницы, Ослик, Морковка |
КУКЛА | Конфета, Удочка, Карандаш, Лук, Арбуз | |
«Зима. Зимние забавы» | ЗИМА | Зебра, Иглы, Морковка, Аист |
САНИ | Снеговик, Ананас, Носки, Иглы | |
«Зимующие птицы» | СИНИЦА | Семечки, Иглы, Неваляшка, Иглы, Цыплёнок, Аквариум |
«Домашние птицы» | УТКА | Удочка, Табурет, Карандаш, Арбуз |
ГУСЬ | Гвоздь, Удочка, Семь | |
КУРИЦА | Кот, Уточка, Репка, Иглы, Цыплёнок, Аист | |
«Животные холодных стран» | МОРЖ/Ш/ | Морковь, Остров, Рыба, Шарик |
«Животные жарких стран» | ПАВЛИН | Платье, Арбуз, Ваза, Лейка, Иглы, Носки |
СЛОН | Снежинка, Лопата, Ослик, Ножницы | |
СТРАУС | Снеговик, Тапочки, Рыба, Ананас, Удочка, Снежинка | |
«Семья. Дом» | ВНУК | Ворона, Носки, Улитка, Корзина |
ДОЧКА | Дом, Остров, Часы, Конфета, Арбуз | |
«Профессии» | ВРАЧ | Ворона, Рыба, Аист, Часы |
ПОВАР | Платье, Ослик, Ваза, Арбуз, Рыба | |
«Наш город» | УЛИЦА | Удочка, Лейка, Иглы, Цыплёнок, Аист |
КАНАЛ | Книга, Ананас, Ножницы, Арбуз, Лук | |
МОСТ | Морковка, Остров, Снеговик, Тапочки | |
«Транспорт» | ВАГОН | Ваза, Арбуз, Гвоздь, Ослик, Носки |
РУЛЬ | Рыба, Удочка, Лейка | |
«Весна. Признаки весны» | ЛУЖА | Лук, Улитка, Жук, Арбуз |
ПОЧКИ | Платье, Остров, Чайник, Колесо, Иглы | |
«Весна. Возвращение птиц» | АИСТ | Ананас, Иглы, Снеговик, Тарелка |
ГРАЧ | Гвоздь, Рыба, Арбуз, Часы | |
«Подводный мир» | АКУЛА | Арбуз, Книга, Утка, Ложка, Аист |
СКАТ | Снежинка, Корзина, Арбуз, Тарелка | |
«Школьные принадлежности» | КНИГА | Колесо, Носки, Иглы, Гвоздь, Ананас |
ПАПКА | Платье, Аист, Пылесос, Конфета, Апельсин | |
ПАРТА | Пылесос, Аист, Рыба, Табурет, Арбуз | |
«Цветы. Насекомые» | ПАУК | Платье, Аист, Утюг, Корзина |
ТАРАКАН | Тапочки, Ананас, Ракета, Арбуз, Конфета, Аист, Носки | |
АСТРА | Ананас, Снеговик, Табурет, Рыба, Апельсин | |
ФИАЛКА | Флажок, Иглы, Аист, Луковица, Карандаш, Арбуз | |
ПИОН | Пеликан, Иглы, Остров, Ножницы |
Содержание карточек варьируется в зависимости от возраста.
Библиография:
1.Алтухова Н.Г. «Научитесь слышать звуки» - СПб.: Издательство «Лань», 1999.
2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
"Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"...
Интерактивные игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Данная презентация использовалась в рамках коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-6 летнего возраста с ОНР. ...
Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...
Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста ...