Что должен знать и уметь ребёнок к 5 годам.
консультация (средняя группа) на тему

Что должен знать и уметь ребёнок к 5 годам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_chto_dolzhen_znat_i_umet_rebenok_k_pyati_godam.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

« Что должен знать и уметь ребенок к пяти годам»

Вашему малышу скоро исполнится 5 лет. Это значит, что у вас появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, многие родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора. Считают его еще маленьким и думают, что впереди у них очень много времени, и что они еще всему успеют научить его, когда ребенок подрастет.

А ребенок именно в этом возрасте испытывает огромную потребность  в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка впитывает познавательную информацию. Научно доказано, что в дошкольном возрасте  ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Не упустите эту возможность.

В консультации вы найдете возрастные ориентиры знаний и умений, которыми может  и должен овладеть ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.

МАТЕМАТИКА.

- ребенок должен усвоить, что множество предметов может состоять из предметов разного цвета, размера, формы;

-уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше – меньше, поровну;

- уметь уравнивать неравные группы предметов двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет;

- считать до 5, соотносить число и цифру (если ребенок хорошо усваивает материал, можете знакомить его со счетом до 10);

- называть числительные по порядку;

- уметь сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, толщине), отражать результат сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные по толщине, высоте, длине, ширине;

- сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего);

- устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами по величине и раскладывать их в порядке убывания или нарастания величины, отражать результаты сравнения в речи (красная башенка - самая высокая, оранжевая пониже, розовая – еще ниже, а желтая – самая низкая);

 - знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать их (чем похожи, чем отличаются), называть элементы фигур (углы, стороны);

- знать объемные геометрические фигуры: шар, куб, конус;

- соотносить форму предметов с геометрической формой: тарелка – круглой формы, мяч похож на  шар и т.д.;

- уметь определять расположение предметов «от себя»: справа, слева, впереди, сзади, посередине, сверху, внизу, далеко, близко;

- знать части суток, их характерные особенности, последовательность (утро – день – вечер – ночь –  снова утро и т.д.);

- понимать значение слов: вчера, сегодня, завтра.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

- знакомить детей с признаками предметов: уметь определять их цвет, форму, величину, вес, а так же группировать предметы по этим признакам;

- знакомить с материалами,  из которых сделаны предметы, их отдельные части и почему именно из этих материалов они сделаны (корпус машины из металла, шины из резины и т.д.);

- знакомить ребенка с разными материалами и их свойствами ( металл – твердый, прочный, тяжелый; дерево – легкое, легко режется, горит; пластмасса, стекло, резина и т.д.)

-расширять знания детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный транспорт);

- знакомить ребенка с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, музеем), людьми, работающими в них, с правилами поведения в общественных местах;

- знакомить ребенка с жизнью в городе и в сельской местности с опорой на опыт ребенка;

- знакомить ребенка с деньгами, возможностями их использования;

- знакомить ребенка с историей разных предметов (игрушки, предметы обихода, техника и т.д.), тем, как изменялся, в связи с этим,  человеческий труд;

- ребенок должен знать свое имя и фамилию, называть имя, фамилию (желательно и отчество) своих родителей, ближайших родственников;

- знать название родного города, своей страны, столицы Родины, название своей планеты;

- знать свой домашний адрес;

- знакомить ребенка с некоторыми государственными праздниками: Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы;

- знакомить ребенка с названиями основных профессий людей и объяснять им, что делают люди тех или иных профессий (врач лечит, повар готовит еду, шофер водит машину, продавец продает разные товары, парикмахер делает стрижку или прическу и т.д.); знать профессии своих родителей;

- знакомить ребенка с последовательностью времен года, и последовательностью дней недели;

- знакомить ребенка с домашними животными и птицами, с домашними питомцами (аквариумные рыбки, хомячки, волнистые попугайчики и т.д.) и почему они так называются (домашние – потому что о них заботится человек, а дикие животные заботятся о себе сами);

- знакомить с дикими животными своего края и экзотическими;

- знакомить с пресмыкающимися (черепаха, ящерица) их внешним видом, способами передвижения, питанием;

- расширять знания о насекомых (бабочка, божья коровка, муравей, разные виды жуков);

- расширять знания о фруктах, овощах, ягодах (растущих в нашей местности и с экзотическими), грибах (съедобных и ядовитых);

- знакомить ребенка с травянистыми и комнатными растениями (как называются, как за ними ухаживать);

- ребенок должен знать и узнавать минимум 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, осина и т.д.), а так же знакомить с деревьями растущими в других районах нашей страны и в других странах;

- знакомить с птицами наших лесов (синица, воробей, ворона, сорока, снегири, дятел, ласточка, трясогузка, стрижи, кукушка, скворец, свиристель и т.д.), ребенок должен различать и называть птиц зимующих и перелетных, подкармливать их зимой, узнавать их следы на снегу или песке;

- рассказывать ребенку об охране растений и животных;

- помогать ребенку замечать сезонные изменения в природе, знакомить с природными явлениями и активизировать эти названия в речи (снегопад, метель, вьюга, ливень, мелкий дождь, моросящий дождь, листопад, дождливо, пасмурно, солнечно, ветрено и т.д.);

РЕЧЬ.

Учить и помогать ребенку свободно общаться со взрослыми и сверстниками:

- обсуждать с ребенком информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения;

- слушать ребенка, уточнять ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенности предмета, явления, состояния, какого-то поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение;

- способствовать развитию любознательности ребенка;

- учить и помогать ребенку доброжелательно общаться со сверстниками, оказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться;

Формировать словарь ребенка:

- расширять представление ребенка о предметах, явлениях, событиях, не имевших место в собственном опыте ребенка;

- активизировать в речи ребенка название предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;

- учить использовать в речи разные прилагательные, глаголы, предлоги, наречия;

- вводить и активизировать в речи ребенка существительные , обозначающие профессии и глаголы, характеризующие трудовые действия;

- постоянно упражнять ребенка в умении определять и называть местоположение предмета «от себя» ( справа, слева, рядом, около, между, перед собой..);

- помогать ребенку заменять слова «там, туда, такой, этот» на более точные выразительные слова;

- упражнять ребенка в употреблении слов – антонимов ( чистый – грязный, светло – темно и т.д.);

- учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные, птицы, посуда, игрушки и т.д.);

Формировать звуковую культуру речи:

- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л) звуков. Помните, к 5 годам у ребенка должно сформироваться произношение всех звуков родного языка. Если этого не случилось, ему нужна помощь логопеда!

- учить ребенка различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук (р – рыба, ручка; б – башня, булка и т.д.);

- продолжать работу над дикцией: отчетливо произносить слова и словосочетания, интонационно читать стихи;

Формировать грамматический строй речи:

- учить ребенка согласовывать слова в предложении;

- правильно использовать разные предлоги;

- образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных по аналогии (котенок – котята, волчонок – волчата, медвежонок – медвежата и т.д.);

- употреблять эти существительные  в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, волчата – волчат и т.д.); 

- правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель);

- напоминать ребенку правильное употребление глаголов повелительного наклонения (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги!);

- побуждать ребенка употреблять в речи предложения простые и распространенные;

Формировать связную речь:

- учить ребенка участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их;

- развивать умение описывать предмет, картину;

- составлять рассказ по нескольким картинкам в рамках одного сюжета;

- упражнять в пересказе небольших рассказов или наиболее динамичных и выразительных отрывков из сказок;

- регулярно читать ребенку художественные и познавательные книги, формировать  понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Рисование:

- развивать у ребенка умение при передаче сюжета располагать изображения на всем листе бумаги;

- направлять внимание ребенка на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, а куст ниже дерева, цветы ниже куста;

- ребенок должен хорошо знать основные цвета спектра (красный, синий, зеленый, желтый), к ним добавляются оттенки основных цветов (темно – синий, светло –зеленый, голубой, оранжевый, коричневый и т.д.);

- знакомить ребенка, как можно получить более светлый оттенок краски (добавить белую краску);

- учить ребенка промывать кисть перед употреблением краски другого цвета (использовать не более 2 красок);

- учить ребенка закрашивать рисунок кистью, проводя линии только в одном направлении (слева направо либо сверху вниз);

- закрашивать рисунок в пределах контура;

- упражнять в рисовании широкой линии всей кистью, а тонкие линии и точки концом кисти;

- упражнять ребенка в умении получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим карандаша;

- знакомить ребенка с народными игрушками, расписанными в дымковском, филимоновском, городецком стиле; расписывать силуэты игрушек, вырезанных из бумаги в стиле этих росписей;

   Лепка:

- учить ребенка лепить из разных материалов: пластилина, пластической массы, глины, из соленого теста;

- учить разным приемам лепки: раскатывание пластилина между двух рук, скатывание круглых форм между двумя ладонями круговыми движениями, раскатывать колбаску с одной стороны (на конус),  сплющивать разные формы между ладонями и пальцами, вытягивать отдельные части из целого куска (мордочку у лисички или ежа), прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички), примазывать детали между собой, сглаживать неровности пальцами, использовать прием вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы, использовать стеку для украшения предмета узором или для добавления некоторых выразительных деталей.

Аппликация:

- учить ребенка правильно держать ножницы и пользоваться ими: сначала разрезать по прямой короткие полосы, а затем разрезать длинные полосы по длине и создавать узор из полос разной длины (лесенки, заборчики, скамейка, дерево, кустик и т.д.);

- упражнять в вырезывании круглых форм из квадрата путем скругления углов, а овальных форм из прямоугольников (овощи, фрукты, ягоды, цветы);

- составлять и наклеивать из нескольких крупных и мелких готовых деталей различные предметы;

- учить преобразовывать формы, разрезая их пополам или на 4 части (круг на полукруги, четверти; квадрат на треугольники по диагонали или пополам на прямоугольники).

Помните, что ребенка необходимо учить сохранять правильную позу при рисовании, лепке, аппликации:

·        не горбиться,

·        не наклонять низко голову над столом,

·        карандаш должен «смотреть» на правое плечо,

·        сидеть свободно, не напрягаясь,

·        ноги должны стоять на полу.

Приобщение к изобразительному искусству:

- знакомить ребенка с разными жанрами и видами искусства: стихи, проза, загадки, песни, танцы, музыка, картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура);

- знакомить с архитектурой (дома, различные здания – это архитектурные сооружения; они разные по форме, высоте, длине, сделаны из разных материалов, с разной формой окон, подъездов и т.д.);

- знакомить с профессиями: архитектор рисует проект (план) сооружения, строители строят, композитор сочиняет музыку, а музыкант ее исполняет, художник пишет картины, поэт сочиняет стихи, певец исполняет песню и т.д.;

- обязательно посетить с ребенком библиотеку и рассказать о том, для чего она нужна (это центр хранения книг, созданных писателями и поэтами), кто в ней работает;

- посетить музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

что должен знать и уметь ребёнок в три года

Что должен уметь и знать ребёнок в три года...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок в три года»

http://detstvogid.ru/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebyonok-v-tri-goda/.htmlКонсультация для родителей«Что должен знать и уметь ребёнок в три года»...

консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребёнок в два года"

Физическое  и умсвенное развитие ребенка, речевое развитие, лепка, рисование. умение и навыки ребенка 2-х лет...

"ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНОК В 3 ГОДА"

Уважаемые родители! Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей ВСЕ. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей п...

Шпаргалка для родителей«Что должен знать и уметь ребёнок к концу учебного года?...» 2 младшая группа

Информация для родителей" Что должен знать и уметь ребенок 3-4-х лет к концу учебного года"....