«Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Проблема: Недостаточный уровень грамотности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Цель проекта: Изучить возможности комплексного подхода при организации работы с родителями по коррекции речевых нарушений.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по теме проекта.
2. Создать образовательный проект «Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
3. Провести мониторинг.
4. Помочь воспитывающим взрослым осознать актуальную проблему при организации коррекции речевых нарушений.
5. Помогать и поддерживать современную семью в осмыслении ценностей партнерских отношений.
Содержание проекта
Этапы
1. Подготовительный
сентябрь
· Составление диагностических карт, опросников, анкет.
· Анкетирование родителей.
· Изучение медицинских карт.
· Диагностика детей.
· Разработка перспективных планов учителей-логопедов просветительской работы с родителями детей старшего и подготовительного к школе возраста .
· Составление заданий по закреплению речевого материала по лексическим темам для родителей.
· Информирование по итогам диагностики.
· Представление логопедических рекомендаций.
2. Формирующий
· Консультирование родителей ДОУ по использованию эффективных методов для развития речи детей дошкольного возраста .
· Проведение семинаров, тренингов, мастер-классов технология и мастерство учителя.
· Проведение открытых занятий с детьми для родителей.
· Прием родителей по запросу.
· Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ .
· Оформление информационно-методических выставок и уголков для родителей .
· Предоставление рекомендаций родителям в индивидуальных тетрадях.
· Выступление из опыта работы на педсовете.
· Разработка выводов и рекомендаций .
· Составление методических пособий для родителей.
· Выступление на педсовете на тему «Результаты реализации проекта».
3. Итоговый
На заключительном этапе предполагается, что при реализации проекта «Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» будут получены следующие результаты:
· Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
· Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
· Родители преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
· Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
· Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Такая форма работы позволяет привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в речевом развитии ребёнка.
Ожидаемые результаты:
Дети:
-улучшение качества усвоения детьми программного материала;
Родители:
-повышение уровня доверия родителей к детскому саду;
-повышение педагогической грамотности родителей;
-увеличение числа родителей искренне заинтересованных в участии коррекционно-образовательного процесса;
Педагоги:
-продуктивное взаимодействие педагогов и родителей;
-создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия родителями;
-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Автор: Мятлева О. А.
учитель-логопед МДОУ
№ 49 «Ладушки»
г. Серпухов 2016 г.
Тип проекта: информационный; по содержанию, детско-взрослый; долгосрочный.
Начало проекта: сентябрь 2016 года.масте
Участники: родители, учитель-логопед, воспитатели, дети.
Срок реализации данного проекта: 2 года
Проблема: Недостаточный уровень грамотности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Цель проекта: Изучить возможности комплексного подхода при организации работы с родителями по коррекции речевых нарушений.
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу по теме проекта.
- Создать образовательный проект «Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
- Провести мониторинг.
- Помочь воспитывающим взрослым осознать актуальную проблему при организации коррекции речевых нарушений.
- Помогать и поддерживать современную семью в осмыслении ценностей партнерских отношений.
Содержание проекта
Этапы
- Подготовительный
сентябрь
- Составление диагностических карт, опросников, анкет.
- Анкетирование родителей.
- Изучение медицинских карт.
- Диагностика детей.
- Разработка перспективных планов учителей-логопедов просветительской работы с родителями детей старшего и подготовительного к школе возраста .
- Составление заданий по закреплению речевого материала по лексическим темам для родителей.
- Информирование по итогам диагностики.
- Представление логопедических рекомендаций.
- Формирующий
- Консультирование родителей ДОУ по использованию эффективных методов для развития речи детей дошкольного возраста .
- Проведение семинаров, тренингов, мастер-классов технология и мастерство учителя.
- Проведение открытых занятий с детьми для родителей.
- Прием родителей по запросу.
- Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ .
- Оформление информационно-методических выставок и уголков для родителей .
- Предоставление рекомендаций родителям в индивидуальных тетрадях.
- Выступление из опыта работы на педсовете.
- Разработка выводов и рекомендаций .
- Составление методических пособий для родителей.
- Выступление на педсовете на тему «Результаты реализации проекта».
- Итоговый
На заключительном этапе предполагается, что при реализации проекта «Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» будут получены следующие результаты:
- Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
- Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
- Родители преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
- Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
- Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Такая форма работы позволяет привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в речевом развитии ребёнка.
Ожидаемые результаты:
Дети:
-улучшение качества усвоения детьми программного материала;
Родители:
-повышение уровня доверия родителей к детскому саду;
-повышение педагогической грамотности родителей;
-увеличение числа родителей искренне заинтересованных в участии коррекционно-образовательного процесса;
Педагоги:
-продуктивное взаимодействие педагогов и родителей;
-создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия родителями;
-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ
Введение
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Проведённые в 2012 году исследования показывают, что родители, воспитатели, учителя начальной школы выдвигают разные требования к дошкольному образованию. "Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка", – подчеркнула директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.
"ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха", – отметила Ольга Карабанова. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. На современном этапе развития образования, одной из актуальных проблем, является увеличение количества детей с дефектами речи. Соответственно возрастает необходимость предупреждения и преодоления различных форм речевой недостаточности. В многочисленных исследованиях сотрудников сектора логопедии АПН РФ доказано, что несформированность речевых функций занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей, затрудняет процесс школьного обучения и снижает его эффективность.
По данным Министерства образования РФ, 75% воспитанников дошкольных учреждений имеют проблемы речевого развития. Из них до 90% нуждаются в специализированной коррекционной помощи психолога и логопеда, поскольку у детей с нарушениями в речи наблюдаются психологические проблемы в эмоционально-личностной сфере: тревожное, агрессивное, гиперактивное поведение, что негативно сказывается на усвоении ребенком речевого образовательного материала. Число детей с нарушениями в развитии речи с каждым годом возрастает.
Основная часть
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей. К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами. Л.Ф. Островская, Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова и др. разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, родительские собрания).Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс. В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и учителем-логопедом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
Практическая часть
В рамках реализации исследования мною был разработан проект «Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Учебный год для логопеда начинается, когда ребёнок поступил в логопедическую группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы.
Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей. Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями. Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Вначале года, после обследования детей, необходимо познакомить родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем наше сотрудничество. Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Наиболее актуальные темы для консультаций:
- «Артикуляционная гимнастика»
- «Развитие мелкой моторики»
- «Развитие внимания и мышления»
- «Речевые игры дома»
- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях?»
- «Как научить ребёнка читать?»
- «Как учить звуко-буквенному анализу» .
Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, потому что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Индивидуальные практикумы по обучению родителей с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).
Вывод
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Наше предположение о том, что сотрудничество семьи и учителя-логопеда значительно уменьшит процент выпускников с речевыми нарушениями, повысит эффективность коррекционно-развивающей работы группы, нашли свое подтверждение. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволил значительно повысить эффективность совестной работы. У родителей возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Дети, чьи родители по тем или иным причинам уделяли недостаточно внимания , имеют показатели по всем параметрам ниже, чем те дети, чьи родители принимали непосредственное участие в коррекционном процессе.
Заключение
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При реализации взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведение у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Практическая значимость проекта:
1.Осознание родителями своей роли в процессе речевого развития ребенка и активное включение в коррекционный процесс по исправлению речевых дефектов у детей.
2.Овладение необходимыми педагогическими знаниями и умениями.
3.Тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей позволит ускорить коррекционный процесс и повысить эффективность работы.
Приложение 1
Перспективный план работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей старшего возраста (5-6 лет)
Период | Мероприятие |
Сентябрь | Индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического обследования детей. Тема: «Ваш ребенок познает мир речи». Индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации с родителями. (Особенности речи детей с ОНР) Информационные бюллетени Тема: "Для вас родители" Выпуск буклета. Памятка для родителей. Родительская гостиная Тема: «Давайте познакомимся" - планирование работы на учебный год по итогам обследования детей. Родительское собрание: Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». |
Октябрь | Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: «ОНР, ФФН, рекомендация специальной литературы» Семинар для родителей Тема: «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков Тренинг для родителей Тема: «Артикуляционная гимнастика» (проводится на индивидуальных консультациях) Информационный бюллетень Выпуск буклета Тема: «Артикуляционная зарядка для «Веселого язычка»» и распространение ее среди родителей» |
Ноябрь | Творческая мастерская Тема: «Дары осени». Изготовление поделок из природного материала. Родители и дети Фотомонтаж Тема: "Что нам осень подарила" Тема: «Ознакомление с пальчиковой гимнастикой». Семинар-практикум Тема «Учите ребенка говорить правильно». |
Декабрь | Индивидуальные беседы Тема: «Первые успехи вашего ребенка». Круглый стол для родителей Тема: «Развитие речи ребенка в повседневной жизни». |
Январь | Итоговое НОД за первое полугодие Тема: "Чему мы уже научились?" Информационные бюллетени Выпуск буклета Тема: «Наши пальчики играют» Гимнастика для пальчиков и развития речи В течение года Консультации для родителей в информационном уголке группы:
|
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам речевого развития ребёнка. | |
Март | Индивидуальные беседы Тема: «Необходимость автоматизации" поставленных звуков в условиях семьи». Семинары-практикумы Тема: «Пополнение словарного запаса с помощью игр». Тема: "Поговорим о маме и бабушке". Праздник для родителей и детей Тема: "Мамин день - 8 Марта". |
В течение года | Консультации для родителей:
|
Май | Индивидуальные беседы Информация для родителей о состоянии речи ребенка по итогам обследования. |
Перспективный план работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет)
Период | Мероприятие |
Сентябрь | Родительская гостиная Тема: «Индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического обследования детей». |
Октябрь | Консультации: Тема: «Звукобуквенный анализ слов» Тема: «Домашняя игротека»: Игры на кухне .Буквы из всего. Тема: «Что нужно знать, чтобы правильно выполнять звукобуквенный анализ?» Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?» |
ноябрь | Семинар для родителей Тема: «Подготовка руки к письму». Советы родителям леворуких детей. Тема: «Влияние движения пальцев на развитие речи». |
Январь | Консультация для родителей Тема: Как «Эхо» развивает фонематический слух? |
В течение года | Консультации для родителей в информационном уголке группы:
|
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам речевого развития ребёнка. | |
В течение года | Консультации для родителей:
|
Апрель | Индивидуальные беседы с родителями Тема: «Необходимость автоматизации поставленных звуков в условиях семьи» |
Май | Родительское собрание: (итоговое) Тема: «Подготовка к школе». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...

ПРОЕКТ «Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Проект по работе с родителями в условиях дошкольного логопункта...

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Каждый педагог рано или поздно задает себе вопрос: что труднее- работа с детьми или их родителями? Найти Общий язык и направить ОБЩЕЕ дело на пользу ребёнку-это половина успеха.В статье затрагиваются ...

Педагогический проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей - одно из приоритетных напрвлений современного образования. Современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решений проблем речевого ра...

«Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения де...