Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Группа: подготовительная к школе

Форма: Семинар – практикум

Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Предварительная работа:

1Подготовка пригласительных для родителей воспитанников

2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.

3. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Структура родительского собрания:

1Вступительное слово

2Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте»

3Практическая игровая часть с родителями

4 Проект решения собрания

Ход:

1ч Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые родители!

Очень приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. 

Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Вопросы для обсуждения:

 -Чем отличается звук от буквы?

 33 буквы, из них 10 – гласных, 21 – согласная и две буквы никаких звуков не обозначают, они нужны для вспомогательных целей. Это мягкий знак «ь» и твердый знак «ъ»

43 звука -  37 согласных звуков, 6 гласных

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.  всего 6  [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

- Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков.

- Какие согласные всегда твердые?   ([ж], [ш], [ц]) Всегда мягкие? ([й'], [ч'], [щ']).

-Всегда глухие  [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

-Всегда звонкие, соответственно, непарные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [ж’:]

- Что такое слог? (часть слова)

- Что такое предложение? ( слова связанные между собой по смыслу)

2ч.Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте».

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

  • определение количества звуков в слове,
  • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),
  • определение места звука в слове.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Вопрос

-Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим).

-А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

-Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные).

-Сколько гласных звуков? Назовите их.  всего 6  [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

- Мы детям объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно.

Их обозначаем красным цветом.

-Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков

(10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) . Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

Вопрос:

-Какие звуки называются согласными? согласных 37 звуков

-Согласные звуки петь не могут . Воздух свободно выйти из рта не может, ему мешают то губы, то зубы, то язык.

-Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. 

-Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. 

Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. –

-Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером.

 Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.

Запомните, что

- Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я).

-Согласные звуки являются твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

Вопрос:

- Какие согласные всегда твердые?   ([ж], [ш], [ц])

Всегда мягкие? ([й'], [ч'], [щ']).

-Давайте поиграем в игру«Фонарики»

 Для данной игры у каждого ребёнка по три квадратика: красный, синий и зелёный.

«А сейчас берите в руки фонарики и показывайте красный глазок, если услышите … Какой звук? Правильно, гласный.

А если будет твёрдый согласный звук, то вы покажете … Какой глазок фонарика? Конечно, синий.

Мягкий согласный? Зелёный.

Начнём.

Звуки: [ИИ], [АА], [В'], [К], [ОО], [Л'], [ЫЫ]

Игра «Посели в домики». 

-Скажите, в какой домик вы поселите картинку?

Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

-Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.

 -Глухой звук образуется без участия голосовых складок.

-Детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает.

-Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации).

Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». 

Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком,

 если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут.

Слова: Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

Звуко-буквенный анализ слова.

Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, мы  используем  схемы.

Н –Р: для анализа слова мама ребёнок должен произнести его 4 раза«Мама, мАма, маМа, мамА».

Если звук не тянется, его следует подчеркнуть силой голоса, повторами.

Сначала предлагать произносить

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работо)

1На картинке изображается предмет, слово – название которого должно быть проанализировано.

2Под картинкой клетками по числу фонем чертится графическая схема фонемного состава слова.

3 Кроме картинки с графической схемой фонемного состава слова ребёнок получает звуковые схемы. 

4Выделяя на основе интонационно подчёркнутого проговаривания фонему за фонемой, ребёнок фиксирует каждую фонему, ставя фишку в очередную клетку и последовательно заполняя фишками всю схему.

5Теперь каждый звук подпишем буквой.

Задание:

-Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Игра « Определи место звука»

Взрослый показывает детям предметные картинки (произносит слова, например, со звуком«и», дети должны определить место звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующий сигнал светофора.

СТР  44 Колесникова

 «Какое слово спряталось».

По схемам-моделям, показанным на наборном полотне или на доске, определить какие слова спрятались.

(стул, стол, слон) (молоко, голова)

Буквы являются графическим символом звуков.

-Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.

В результате получается «кэотэ», вместо «кот».

Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

-В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к….

Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

-Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Предложение.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

  • Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов
  • Стр 48 Колесникова
  • Составление предложений по графической схеме

        Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

  • Составление графической схемы предложения

Минивикторина.

Вопросы:

Задание

  1. Сколько  букв в слове деньги.
  2. Сколько звуков в слове «пульт».
  3. Поделите слово парикмахерская на слоги.
  4. Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
  5. Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
  6. Назовите слово из 5 слогов.

Задание 2

Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.

А калина

Б кепка

Заключение

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи.

Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи.

 Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте»,

 «желтый» – «владею не достаточным объемом информации»,

«красный» - «не владею…»

Родителям раздаются памятки   по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

Родительское собрание (мастер-класс) на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросу обучение грамоте детей дошкольного возраста....

Родительское собрание: "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста....

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...