Родительское собрание на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
материал

Токарева Татьяна Владимировна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvezdochka_rod_sobranie.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 «Домовенок» города Нижневартовск

     

Родительское собрание (мастер-класс)

на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

                                                          Воспитатели:

   Токарева Т.В.,        

2020 год

        Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросу обучение грамоте детей дошкольного возраста.

        Задачи:

  1. Познакомить родителей воспитанников с требованиями ФГОС к результатам освоения Программы в образовательной области «Речевое развитие» в виде целевых ориентиров.
  2. Познакомить родителей с этапами работы и методами обучения дошкольников грамоте.
  3. Дать представление о звуковом анализе слов.
  4. Дать представление о работе по анализу предложений.
  5. Дать рекомендации по проведению игр со звуками и буквами.

Материалы: набор фишек для звукового анализа, карточки для анализа предложений.

Доклад по теме: «Обучение грамоте дошкольников»

В настоящее время произошли большие изменения в области образования:  появился новый закон «Об образовании», согласно которому дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Законом закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию остаётся за семьей. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.  Целевые ориентиры речевого развития детей старшего дошкольного возраста предполагают:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов);
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов, а предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, другими словами у ребёнка должно появиться желание учиться.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

- требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;

- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

          Важно, чтобы ребёнок:

- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Подготовительный этап.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Метод звуковой, поэтому сразу нужно разграничить понятия «звук» и «буква». Лучше это делать с помощью игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и остаётся ей в начале школьного возраста.

Работа начинается со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек.)

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?"

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание и т.д. В соответствии с этим применяются следующие дидактические пособия: паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов; гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин; домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

I этап. Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Выясняем, что воздух не встречает препятствие при произношении этого звука.  Такой звук называем  гласным, т.к. в образовании звука участвует голос (используем карточку красного цвета). Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры:

- "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл).

- "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о .

Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);

Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);

Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду и собирали астры).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, над позицией звука в слове: в начале, в конце и в середине слова.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

           Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие (губы, зубы, язык). Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие. Согласный звук обозначаем квадратом синего цвета.

   Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

       Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются. Мягкий звук обозначаем квадратом зеленого цвета.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов.

              III этап. Знакомство с буквами.

          На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Произносим звук и говорим, что он живет в букве. (В одной букве могут жить два звука: твердый и мягкий). Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. (Представте, на что похожа буква).  Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

Написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок.

Итак, что можно делать со звуками? (говорить, слышать)

А, что можно делать с буквами? (увидеть, написать)

Ребёнок должен чётко представлять и различать, что такое звуки, а что такое буквы, соотносить звук с буквой.

IV этап. Предложение.

 На следующем этапе ребенок составляет предложения, затем сокращает и распространяет его,  заменяет слова в предложении.

Речь, как психическая функция, развивается в тесной связи с мышлением. Поэтому звуковой анализ и синтез формируется на основе мыслительного анализа и синтеза. Анализ ― мыслительный процесс разделения предмета (явления) на части, выделение существенных признаков, свойств. Синтез ― мыслительный процесс объединение частей в единое целое, используя выделенные признаки.

Примеры анализа и синтеза:

Игры «Назови части предмета», «Собери картинку из частей»

Мастер-класс:

  1. Игры со звуками.

Чтобы научить ребёнка проводить звуковой анализ, нужно знать, что звуки делятся на две группы: гласные и согласные. Сколько гласных звуков в русском языке? (шесть – а, о, у, э, и, ы). Почему одни звуки называются гласными, а другие согласными? В чём главное отличие? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно и не встречает препятствий. При произнесении согласных во рту есть препятствие для воздушной струи) Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Очень важно научить ребёнка различать твёрдые и мягкие согласные.  Мягкость согласному звуку придает гласный звук [и]. Сделать это лучше в играх.

Игра «Магазин»

Надо купить игрушку, «заплатив» за неё первым звуком слова.

- Что вы хотите купить? (Я хочу купить машинку.)

- Платите деньги.

- Вот вам звук [м].

- Продано.

Игра «Цепочки слов» (как игра «Города»)

Называть слова по очереди так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова (сон-нос-суп-планета-аист…)

  1. Звуковой анализ слова.

Давайте проведем звуковой анализ слова КИНО.

Сколько слогов в слове? (2)

На какой звук падает ударение? (о)

Какой первый звук в слове? (кь)

Он гласный или согласный? (согласный)

Звонкий или глухой? (глухой)

Твердый или мягкий? (мягкий)

Каким символом обозначается согласный мягкий звук? (зеленый квадрат)

Какой второй звук в слове? (и)

Гласный или согласный? (гласный)

Ударный или безударный? (безударный)

Каким символом обозначается? (красный круг)

Какой третий звук в слове? (н)

Согласный или гласный? (согласный)

Звонкий или глухой? (звонкий)

Твердый или мягкий? (твердый)

Каким символом обозначаем согласный твердый звук? (синий квадрат)

Какой последний звук в слове? (о)

Согласный или гласный? (гласный)

Ударный или безударный? (ударный)

Сколько всего звуков в слове? (4)

Сколько гласных звуков? (2)

Сколько согласных звуков? (2)

Почему звук [кь] мягкий? (потому что, за ним идет гласный звук [и] – звук помощник. Он дает команду - «Читай мягко»).

Почему звук [н ]твердый? (потому что, за ним идет гласный звук [о]. Он дает команду – «Читай твердо»).

А теперь, уважаемые родители, попробуйте сами провести звуковой анализ слов КИТ и КОТ. (Задаются вопросы по заданию).

  1. Работа с предложением.

Давайте рассмотрим предложение: Мальчик лепит. (составляем схему предложения).

Распространите предложение. (Мальчик лепит из пластилина. Мальчик лепит снеговика. Мальчик лепит снеговика из снега. и т.д.).

А теперь, снова, сократите его. (Мальчик лепит).

- Изменился смысл? Что еще может лепить мальчик, или кто еще может лепить.

Далее составляется схема распространенного предложения и называется  сколько слов в предложении, какое  первое слово, второе и т.д

      Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.

         В настоящее время развивающий портал  «Мерсибо»  предлагает различные интерактивные игры со звуками и буквами - «Волк и овцы», «Бедный дракончик», «Пять китайских братьев»,  «Паровозики», «Две принцессы», «Находчивая буква». Вы можете воспользоваться играми на этом портале для занятий со своим ребенком.

В заключении хочу посоветовать вам: играйте с детьми чаще, легко, с радостью. Воспитывайте у детей чуткость к звучанию слов, что непременно скажется в дальнейшем при обучении в школе.

Желаю удачи!

                          

Памятка для родителей

«Техника безопасности» при запоминании букв

1.     Показывая детям буквы, называйте краткий вариант звука. Произносите кратко – «к», а не «кэ» или «ка».

2.     Знакомьте ребенка с  буквами в такой последовательности: гласные, затем длительные согласные – м, с, в, х …

3.     Не следует соотносить букву, с какой-то одной картинкой, как во многих азбуках, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы. А иногда он вспоминает только картинку. Придумывайте несколько слов с  данной буквой, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась с каким-либо определённым предметом. 

4. Как лучше запомнить букву? Необходимо рассмотреть букву, сравнить её с чем-либо, создать образ для запоминания с помощью зрительного соотнесения, ощущений, движений, т.е. использовать разные анализаторы: слух, зрение, тактильные ощущения, а так же двигательную память.  (На что похожа буква? Найти в окружающих предметах: С-месяц, Р-топор, Т-молоток, П-турник, О-обруч, У-улитка и т.д. Слепить букву из пластилина, теста; написать букву на песке, в воздухе; выложить букву из палочек, спичек, камней, мозаики, пуговиц, сделать из шнурка и других подручных материалов; зачеркнуть букву в журнале или в старой детской книжке).

                                               

Игры на каждый день.

1.     «Какой буквы не стало?» (или «Что изменилось?»)

Ребёнок называет несколько букв из магнитной азбуки или сделанных им самим, а затем закрывает глаза. Взрослый убирает букву (или меняет две буквы местами, или прикрывает чем-то одну букву, или добавляет новую букву). Ребёнок открывает глаза и говорит, что изменилось.

2.     «Морской бой».

Расчертить 2 квадрата: один для ребёнка, другой для себя. По вертикали написать буквы, по горизонтали – цифры. Начертить корабли и игра готова.

3.     «Угадай букву»

На ладони ребёнка или на спине написать букву обратной стороной карандаша или ручки. Ребёнок должен узнать букву по тактильным ощущениям.

4.     «Узнай на ощупь»

В мешочек из плотной ткани или под платок положить пластмассовые буквы. Ребёнок их ощупывает, не глядя,  и называет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместно...

Родительское собрание (мастер-класс) на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросу обучение грамоте детей дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».

В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...

Родительское собрание: "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы ...

Протокол родительского собрания. Тема: Финансовая грамотность детей дошкольного возраста

Цель: повышение компетенции родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания; расширять кругозор родите...

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста....