Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)
Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 «РОДНИК» 238321, Калининградская область, Гурьевский район, п. Константиновка, ул. Берёзовая д.1, Центральная д.28 Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель высшей категории: Иваниченко Ирина Георгиевна
п. Константиновка, 2024г. |
Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему:
«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе по обучению грамоте.
Структура проведения родительского собрания:
- Вступительное слово воспитателя.
- Открытый показ по обучению грамоте «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком и буквой Л»
- Выступление по теме «Речевое развитие детей»
- Практикум с родителями «Речевые игры с детьми дома»
- Разное.
Ход собрания.
- Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас.
Сегодня я покажу вам, как обучаю детей грамоте. Тема образовательной деятельности: «Звук и буква Л»
Для этого приглашаю вас пройти в группу, где нас ждут наши дети.
- Открытый показ по обучению грамоте «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком и буквой Л»
Родители проходят в зал для продолжения собрания.
3. Выступление по теме «Речевое развитие детей»
- Уважаемые родители, вы сейчас просмотрели обучение грамоте.
Каковы ваши впечатления!?
Прежде чем давать знания надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
(В. Сухамлинский.)
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте.
Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Как только ребёнок родился, с ним необходимо разговаривать. Ребёнок растёт начинает требовать к себе всё большего внимания. Не все родители могут дать это внимание, или же просто отмахиваются от своего чада, считая, что он ещё мал и не понимает взрослого. Однако это не так. Ребёнок с самого рождения, как только начал что-то понимать, перенимает всё то, что дают ему его родители.
Как вы видели сегодня, наши дети, за последние четыре месяца очень многому научились: они называют буквы и звуки, знают и дают характеристику звукам, отличают гласные звуки от согласных, определяют, звонкий это звук или глухой, твёрдый или мягкий.
Дети знают, что твёрдые звуки на письме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные - зелёным. Наши дети умеют составлять предложения с заданным словом. Это может быть простое предложение или сложное, состоящее из одного слова или из двух, трёх и более. Также ребята делят слова на слоги, определяют в какой части слова стоит тот или иной звук. Мы составляем слоги из разрезной азбуки и уже составляли слова, состоящие из одного-двух слогов. Детям очень нравится данная работа.
На наших занятиях мы играем в разные речевые игры, такие как: «Четвёртый лишний», «Один- много», «Доскажи словечко», «Закончи предложение», «Назови слово на заданный звук», «Наоборот», «Добавь слог», «Скажи по- другому», «Кто больше знает?», «Угадай, что в мешочке», «Бывает- не бывает», «Расскажи без слов», «Какой? Какая? Какое?» и многие другие.
Хотелось бы, чтобы вы, дорогие наши родители, как можно больше уделяли время детям: говорили с ними, наблюдали, сочиняли (пусть и несуразицы), придумывали, играли в слова, города, спорили с детьми, загадывали загадки и придумывали новые. Хотелось, чтобы отвечали своим детям, на поставленные ими вопросы, полными ответами, а не обрывками фраз, или однообразным «да», «нет», «не знаю». Если ребёнок коверкает слова, исправляйте его, поправляйте его, говорите правильно. Тогда и ребёнку будет легче в обучении. Самое главное читайте книги: сказки, рассказы, стихи, былины. Характеризуйте героев- положительный или отрицательный, на кого из героев хотел бы быть похож и почему. Вся эта работа приведёт к грамотности, умению рассуждать, высказываться, отстаивать свою точку зрения.
- Практикум. Речевые игры с родителями.
- Хочется предложить вам несколько речевых игр, в которые вы сможете играть со своими детьми.
«Один- много»
Цель: называть один предмет, дети называют несколько.
Берёза- берёзы, стол- столы, собака- собаки, книга- книги, корзина- корзины…
«Доскажи словечко»
Цель: добавить слово по смыслу.
Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он...(Артист)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (Воробей)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла... (Зима)
Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешен... (Иней)
«Наоборот»
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Буратино - веселый, а Пьеро – грустный
Ворона - тяжелая, а бабочка – легкая
Ведьма – злая, а фея - добрая
Шоссе - широкое, а тропинка – узкая
Океан - глубокий, а лужа мелкая
Змея – гладкая, а лисичка – пушистая,
Волк в лесу голодный, а собачка в лесу сытая
Летом жарко, а зимой холодно,
Сосна высокая, а елочка низкая
Колготки длинные, а носочки короткие
Булочка мягкая, а сухарик жесткий
Ночью темно, а днем светло
Паутинка тонкая, а веревка толстая
Звездочка маленькая, а солнце большое.
«Четвёртый лишний» (показать на экране)
Цель: развивать мышление, память, речь.
- Что лишнее? Почему?
(Медведь, заяц, сорока, волк.)
Хлеб, торт, конфеты, кастрюля.
Платье, сапоги, брюки, футболка.)
«Чего не стало?» (показать на экране) Цель: развивать внимание, память.
(Вывешиваются картинки, дети отворачиваются, картинка одна убирается. - Чего не стало?
«Кто у кого?» (показать на экране) Цель: закрепить знания у детей называть животных и их детёнышей.
Крольчиха (крол )- крольчонок. Корова(бык)- телёнок. Кобылица(конь)- жеребёнок. Коза(козёл)- козлёнок. Свинья(хряк)-поросёнок. Овечка(баран)-ягнёнок. Кошка(кот)- котёнок. Собака(пёс)- щенок.
"Подбери словечко"
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).
«Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
1.С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
2.Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой ….
"Похожие слова"
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
"Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы" какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
"Два брата"
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
"Назови ласково"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушайте, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
"Магазин посуды"
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
«Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
"Выбери правильное слово" Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Осенью дует … (холодный, сильный ,мокрый) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
- Уважаемые родители, я думаю, что всё то, что сегодня вы увидели и то, о чём мы с вами говорили было для вас полезным. Если возникли у вас какие-либо вопросы, вы можете задать их.
5. Разное.
Обсуждение вопросов, касающихся новогоднего праздника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместно...
Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»...
Родительское собрание: "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста....
Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста».
Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»....
Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста».
Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»....