Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

Иваниченко Ирина Георгиевна

 Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе по обучению грамоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9 «РОДНИК»

238321, Калининградская область, Гурьевский район, п. Константиновка,

ул. Берёзовая д.1, Центральная д.28

Родительское собрание в подготовительной

к школе группе на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

                                     Подготовила воспитатель высшей категории:

Иваниченко Ирина Георгиевна

                                                         

п. Константиновка, 2024г.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему:

«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

 Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе по обучению грамоте.

Структура проведения родительского собрания:

  1. Вступительное слово воспитателя.
  2. Открытый показ по обучению грамоте «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком и буквой Л»
  3. Выступление по теме «Речевое развитие детей»
  4. Практикум с родителями «Речевые игры с детьми дома»
  5. Разное.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас.

Сегодня я покажу вам, как обучаю детей грамоте. Тема образовательной деятельности: «Звук и буква Л»

Для этого приглашаю вас пройти в группу, где нас ждут наши дети.

  1. Открытый показ по обучению грамоте «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком и буквой Л»

 Родители проходят в зал для продолжения собрания.

3.  Выступление по теме «Речевое развитие детей»

- Уважаемые родители, вы сейчас просмотрели обучение грамоте.

  Каковы ваши впечатления!?

Прежде чем давать знания надо научить думать, воспринимать, наблюдать.                                                                         

                                                                                       (В. Сухамлинский.)

     Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте.

    Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

    От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

    Как только ребёнок родился, с ним необходимо разговаривать. Ребёнок растёт начинает требовать к себе всё большего внимания. Не все родители могут дать это внимание, или же просто отмахиваются от своего чада, считая, что он ещё мал и не понимает взрослого. Однако это не так. Ребёнок с самого рождения, как только начал что-то понимать, перенимает всё то, что дают ему его родители.

    Как вы видели сегодня, наши дети, за последние четыре месяца очень многому научились: они называют буквы и звуки, знают и дают характеристику звукам, отличают гласные звуки от согласных, определяют, звонкий это звук или глухой, твёрдый или мягкий.

   Дети знают, что твёрдые звуки на письме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные - зелёным. Наши дети умеют составлять предложения с заданным словом. Это может быть простое предложение или сложное, состоящее из одного слова или из двух, трёх и более. Также ребята делят слова на слоги, определяют в какой части слова стоит тот или иной звук. Мы составляем слоги из разрезной азбуки и уже составляли слова, состоящие из одного-двух слогов. Детям очень нравится данная работа.

   На наших занятиях мы играем в разные речевые игры, такие как: «Четвёртый лишний», «Один- много», «Доскажи словечко», «Закончи предложение», «Назови слово на заданный звук», «Наоборот», «Добавь слог», «Скажи по- другому», «Кто больше знает?», «Угадай, что в мешочке», «Бывает- не бывает», «Расскажи без слов», «Какой? Какая? Какое?» и многие другие.

     Хотелось бы, чтобы вы, дорогие наши родители, как можно больше уделяли время детям: говорили с ними, наблюдали, сочиняли (пусть и несуразицы), придумывали, играли в слова, города, спорили с детьми, загадывали загадки и придумывали новые. Хотелось, чтобы отвечали своим детям, на поставленные ими вопросы, полными ответами, а не обрывками фраз, или однообразным «да», «нет», «не знаю». Если ребёнок коверкает слова, исправляйте его, поправляйте его, говорите правильно. Тогда и ребёнку будет легче в обучении. Самое главное читайте книги: сказки, рассказы, стихи, былины. Характеризуйте героев- положительный или отрицательный, на кого из героев хотел бы быть похож и почему. Вся эта работа приведёт к грамотности, умению рассуждать, высказываться, отстаивать свою точку зрения.

 

  1. Практикум. Речевые игры с родителями.

- Хочется предложить вам несколько речевых игр, в которые вы сможете играть со своими детьми.

 

«Один- много»

Цель: называть один предмет, дети называют несколько.

Берёза- берёзы, стол- столы, собака- собаки, книга- книги, корзина- корзины…

«Доскажи словечко»

Цель: добавить слово по смыслу.

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слёз,

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он...(Артист)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор... (Айболит)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... (Воробей)

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла... (Зима)

Не колючий,

Светло-синий,

По кустам развешен... (Иней)

    «Наоборот»

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Буратино - веселый, а Пьеро – грустный

Ворона - тяжелая, а бабочка – легкая

Ведьма – злая, а фея - добрая

Шоссе - широкое, а тропинка – узкая

Океан - глубокий, а лужа мелкая

Змея – гладкая, а лисичка – пушистая,

Волк в лесу голодный, а собачка в лесу сытая

Летом жарко, а зимой холодно,

Сосна высокая, а елочка низкая

Колготки длинные, а носочки короткие

Булочка мягкая, а сухарик жесткий

Ночью темно, а днем светло

Паутинка тонкая, а веревка толстая

     Звездочка маленькая, а солнце большое.

«Четвёртый лишний» (показать на экране)

Цель: развивать мышление, память, речь.

- Что лишнее? Почему?

(Медведь, заяц, сорока, волк.)

Хлеб, торт, конфеты, кастрюля.

Платье, сапоги, брюки, футболка.)

«Чего не стало?» (показать на экране)                                                                              Цель: развивать внимание, память.

(Вывешиваются картинки, дети отворачиваются, картинка одна убирается.            - Чего не стало?

«Кто у кого?» (показать на экране)                                                                                   Цель: закрепить знания у детей называть животных и их детёнышей.

Крольчиха (крол )- крольчонок.  Корова(бык)- телёнок. Кобылица(конь)- жеребёнок. Коза(козёл)- козлёнок. Свинья(хряк)-поросёнок. Овечка(баран)-ягнёнок. Кошка(кот)- котёнок. Собака(пёс)- щенок.

"Подбери словечко"

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. 
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);                                         "старый"… (дом, пень, человек, ботинок);                                                                                        "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);                                                                      "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка);                                                                                      "свежее"… (молоко, мясо, варенье);                                                                                    "старое"…(кресло, сиденье, окно).

«Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1.С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2.Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой ….

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг; 
Грусть - радость - печаль; 
Еда - очистки - пища; 
Труд - завод - работа; 
Танец - пляска - песня; 
Бежать - мчаться - идти; 
Думать - хотеть - размышлять; 
Шагать - сидеть - ступать; 
Слушать - глядеть - смотреть; 
Трусливый - тихий - пугливый; 
Старый - мудрый - умный; 
Бестолковый - маленький - глупый; 
Смешной - большой - огромный.

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы" какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. 
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. 
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. 
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушайте, как красиво звучит: 
Цветок красный, а цветочек красненький. 
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. 
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). 
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). 
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

 Ведро синее, а ведерко … (синенькое). 
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). 
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). 
Дом низкий, а домик … (низенький). 
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. 
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

«Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. 
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: 
Красное - яблоко, кресло, платье. 
Желтая - репа, краска, сумка. 
Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"                                                                                                  Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? 
Осенью дует … (холодный, сильный ,мокрый) ветер. 
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. 
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). 
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). 
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). 
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

- Уважаемые родители, я думаю, что всё то, что сегодня вы увидели и то, о чём мы с вами говорили было для вас полезным. Если возникли у вас какие-либо вопросы, вы можете задать их.

5. Разное.

Обсуждение вопросов, касающихся новогоднего праздника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместно...

Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:  «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание: "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста....

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста».

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»....

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста».

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»....