Феномен детства.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Григорьева Галина Сергеевна

Что такое детство?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Феномен детства18.3 КБ

Предварительный просмотр:

                             Феномен детства.

  Детство-это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории и очень различно у разных культур. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например, изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям. Детство длится примерно одну десятую жизни человека и из характера ребёнка можно понять, какой характер будет у него, когда он вырастет.  (Википедия)

  Феномен — термин, в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании; необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь.  (Википедия)

  Под «феноменом» в психологии может подразумеваться любое индивидуальное целостное психическое переживание. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие. (Википедия)

  Давайте попробуем выяснить что такое «детство», какова его роль в жизни, границы детства, сравнив детство разных времен.

  Исторический опыт показывает, что социальные и культурные традиции по-разному закрепляют этот отрезок жизни.

  Так, например, в условиях первобытного строя дети принимали активное участие в общественном труде с 3-4 лет, помогая взрослым. Они учились разжигать костер, охотиться, занимались собирательством. Игрушек тогда не было. Таким образом, дети рано становятся самостоятельными.

  Жизнь детей в 40-50-е годы проходила в период Великой Отечественной Войны. Уже с 10 лет дети работали в тылу, младшие помогали по хозяйству, старшие работали на заводе. В начале ВОВ производство игрушек было приостановлено, с 1943 года начали изготавливать самодельные игрушки.

  Моя бабушка в годы ВОВ испытывала голод, приходилось сдавать кровь, чтобы выжить. Детство в этот исторический отрезок было ужасным. А последствия: страх, проблемы со здоровьем и бережливость во всем (частенько наблюдаю, как бабуля сгребает ладошкой крошки со стола и кладет в рот, хотя она  живет в достатке и нет необходимости собирать эти крошки).

  Жизнь детей в мое время, это 70-90 годы, была в период перестройки. Детство проходило во дворах (разнообразие игр манило нас на улицу, мы не сидели дома). Можно было позвонить в любую дверь, попросить воды и нам никогда не отказывали. Наше детство было интересным, захватывающим путешествием. Причем мы успевали помогать своим родителям по хозяйству. Необходимости работать не было, как в годы ВОВ. Мы шли на работу, когда заканчивали колледжи и институты.

  Жизнь детей 21 века проходит в период информатизации и высоких технологий. Общение детей происходит в саду, школе, чаще через интернет.

  Дети разучились знакомиться во дворах и общаться. Они не знают чем себя занять на улице, и мы часто наблюдаем, как наши дети сидят в «гаджетах». Дома, после школы, ребенок оказывается в виртуальном мире, где он прячется от своих проблем. Детство в это время беззаботное (порой многие дети никогда не ходили в магазин, не выносили мусор, не наводили порядок в квартире). И в этом наша вина, вина родителей. Дети не умеют быть самостоятельными, не умеют отвечать за свои поступки, и уже сейчас их интересует только наличие денег в твоем кошельке.

  Говорить о будущем, выбрать профессию многие дети не в состоянии. Они не хотят ни учиться, ни работать в будущем (они так и говорят: « я буду жить с тобой, мама»).

  Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Детство - это категория историческая. Мы можем говорить о детстве данного ребенка, живущего в конкретную эпоху, в данных социальных условиях.

2.Детством можно назвать тот период (определить его границу), когда ребенок еще не включен в трудовую, общественную жизнь, жизнь взрослого.

3.Ребенок рождается без каких либо готовых форм поведения - это один из парадоксов детства по Д.Б.Эльконину. Ребенок учиться быть взрослым в связи с «необходимостью» каждого исторического периода.

4.Безусловно, события детства оставляют неизгладимый след в жизни каждого человека.

5.Детство – это не только беззаботное времяпровождение, это еще и ступень, ступая на которую, человек готовится к выходу во взрослую жизнь, развивая в себе всевозможные качества, получая определенный жизненный опыт. Это период, когда, маленький человек становится личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феномен детского здоровья как критерий социального благополучия общества и государства

АННОТАЦИЯ         Детское здоровье в современном российском обществе формируется в условиях глубоких социально-экономических изменений, сопровождающихся расслое...

Интеллектуальная одаренность в дошкольном возрасте как феномен

В статье представлены разные точки зрения на феномен интеллектуальной одаренности, раскрыты поведенческие модели, свойственные одаренным детям.  Представлен опыт работы с одаренным ребенком...

«Педагогическая психология. Детство как культурологический феномен»

РЕФЕРАТ По программе профессиональной подготовки по специальности «Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Образование и педагогика.»...

Статья "Детство как социальный феномен"

Актуальность темы в последнее десятилетие XX века в мировом сообществе проблемы детства обсуждаются с особым вниманием. В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления ...

Статья «Детство как социокультурный феномен»

В качестве методологических ориентиров современной дошкольной педагогики в статье рассматриваются существующие сегодня в психолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фундаментальные ав...