Духовно-нравственное воспитание ребенка
консультация (старшая группа) на тему

Жидовкина Марина Серафимовна

Воспитание духовно-нравственных чувств ребенка начинается с первых лет жизни, и является важной педагогической задачей. Именно до 7 лет жизни ребенок преобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь. Поэтому развивайтесь вместе со своим ребенком, тогда и результат будет продуктивным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh.nrav_._vospitanie_d-ka.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, 
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
 
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
 
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
 
чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше ассоциируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание первых молодых листьев, и народные мелодичные песни,  восход и закат солнца, пение ручейков, щебетание птиц.

Воспитание духовно-нравственных чувств ребенка начинается с первых лет жизни, и  является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

     Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов. Ведь  именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В детском саду духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.  Духовно-нравственное воспитание предполагает укоренение в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом.  Чем выше духовное начало национального, чем глубже сознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, его моральных ценностей, тем ярче личность человека.

  Дети дошкольного возраста гораздо больше впитывают той информации, которая была им преподнесена в игровой форме, ненавязчиво, но интересно. И гораздо лучше проводить духовно-нравственное воспитание «вживую» с ребенком,  а не просто показывая фильмы по интернету. Из таких фильмов он не вспомнит и половины. Но наверняка на всю жизнь запомнит рассказ собственного деда, бабушки или даже прадеда, который усадил его на свою коленку и рассказал свой жизненный случай. Поэтому развивайтесь вместе со своим ребенком, тогда результат будет продуктивным. 

  Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества»;  весной— « Мамин день», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Отмечайте государственные праздники и памятные даты с обязательным изучением истории этих праздников, создавайте поделки, рисунки на темы ВОВ, Рождества, Нового года и т.п. Важно посещать с детьми музеи, выставки, изучать историю национального костюма, кулинарии.

 Вовлекайте детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов.  Дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Знакомьте  детей с народными костюмами;  с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогайте детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту костюма,  и  изобразите ее в продуктивной творческой деятельности.

    Предметом познания народной культуры является и архитектура,  как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.  Дети получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия. Знакомиться с архитектурой  древнего и современного города, (села); с сельским рубленым домом; городским домом.  Знакомя  с пословицей «Хорошая работа два века живет», старайтесь донести до каждого ребёнка значение этих слов.

Одним из самых ярких и сильных примеров духовности русского человека является акция «Бессмертный полк». Она была создана всего несколько лет назад, но моментально объединила миллионы людей, которые не хотят терять связь со своими предками, чтят их память, помнят о подвиге народа и выражают признательность. «Бессмертный полк» - один из самых ярких примеров преемственности поколений.

        Я считаю, что духовно-нравственное воспитание обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными  традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Литература

  1. Кокуева,  Л.В., Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.
  2.  Пугачёва, Н.В., Есаулова, Н.А.; Потапова, Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3.  Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : учебно-метод.пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Родительское собрание "Роль семьи и детского сада в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребенка, через знакомство с программой "Истоки"

Ддуховно-нравственное воспитание ребенка, привитие ему правильных ценностей в жизне в ответе и семья и детский сад.Только вместе мы воспитаем гармоничную личность....

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...

ВОЛОНТЕРСТВО В ДОУ КАК НОВЫЙ ТРЕНД В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В современном обществе одним из принципов работы современных дошкольных учреждений является гуманизация педагогического процесса, что отражено в концепции дошкольного воспитания. Поэтому важно в дошко...