ВОЛОНТЕРСТВО В ДОУ КАК НОВЫЙ ТРЕНД В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
консультация (старшая группа)
В современном обществе одним из принципов работы современных дошкольных учреждений является гуманизация педагогического процесса, что отражено в концепции дошкольного воспитания. Поэтому важно в дошкольный период ориентировать детей на общечеловеческие ценности и познания. Так же дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом, умение проявить инициативу к доброте, взаимопомощи, патриотизму.
Волонтерство – это, прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Следовательно, использование волонтерского движения для воспитания важных человеческих качеств общества у дошкольников таких как нравственность, толерантность, эмпатия – считается современным средством воспитания.
Волонтерское движение является трендом в воспитании, и актуальность волонтерства не вызывает сомнения, т к. воспитание самостоятельности и инициативы, проявление доброты и понимания к ближним определяют моральный облик гражданина. Волонтерство в дошкольном учреждении представляет собой новый взгляд на организацию работы духовно-нравственного воспитания. Так, ребенок, участвуя в волонтерских движениях, воспитывается социально ценным во всех сферах личной и общественной жизни.
В. А. Сухомлинский говорил, «что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому, что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств».
В нашем детском саду в волонтерском движении «Доброе сердце – мир на земле!» участвуют дети разных возрастов, приносят реальную безвозмездную помощь и пользу нуждающимся. По мнению детей – быть волонтёром это интересно и модно.
Принцип внедрения волонтерства в ДОУ, например: с педагогами планируется и проводится консультационная работа – ставится задача, обговаривается проблема – неумение детей старшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры кроется, прежде всего, в отсутствии у дошкольника разновозрастного общения, в том, что им не был передан игровой опыт.
Исходя из поставленной задачи, педагоги вносят в образовательный процесс технологию волонтерства, предполагающую разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Для организации и реализации именно этой технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку, показать театральное представление.
Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Дней волонтерства», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
И самое главное – в педагогическом коллективе на период учебного года выбирается человек, подлинно отвечающий за реализацию волонтерства, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов и специалистов дошкольного учреждения.
Данное движение мы внедряли во время свободной деятельности детей. Один раз в месяц проводились «Дни волонтерства», часто по тематике приуроченные к праздничным мероприятиям. В такие дни создавались условия для проявления инициативы детей – желания помогать, совершать добрые дела. Например, в мае проходил волонтерский «День добрых дел для ветеранов». Детям предлагали сделать подарки своими руками, и подарить пожилому человеку идя с детского сада по дороге домой. Учили интересоваться у людей пожилого возраста нужна ли помощь, уступить место в автобусе и т.д. В подготовительной группе дети совместно с воспитателями собирали ветеранам и участникам ВОВ сладкие подарки к чаю, уносили их прямо к ним домой, вручали с поздравлениями и пожеланиями. Так же в группу приглашали бабушку воспитанника, которая рассказывала, о своем детстве, чем они питались, во что играли, как помогали пожилым людям в их детское время. Когда бабушка рассказала о том, что они декламировали стихи и пели песни в клубе пожилым людям, ребята организовали свой концерт, рассказывали стихи, сказки, пели песни, колыбельные. В этот день дети остались под большим впечатлением, и делились им друг с другом, родителями.
Организация дней волонтёрства начиналась с объявления тематики дня. Проводилась беседа с дошкольниками о том, что волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее, любовь к окружающим, готовность помочь в трудную минуту. Дети сами определяли, исходя из темы, кому и как они в этот день хотели бы помочь. Определяли цели, ход проведения дня волонтерства, обсуждали результат. Дети в эти дни были особенно трудолюбивы, доброжелательны, проявляли повышенную заботу к людям и животным, бережное отношение к природе. В дальнейшем в самостоятельной игровой деятельности дети сами объявляли дни волнтерства и помогали нуждающимся: котёнку выбраться из лужицы, бабушке донести тяжелые сумки из магазина и т.д. Это говорит о том, что опыт проведения таких дней закрепляется в поведении детей, дает установку положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе.
В Государственной программе Российской Федерации “Развитие образования” 2018-2025 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Учитывая это, и в связи с событиями, происходящими в зоне специальной военной операции патриотическое волонтерство активизировалось в нашем дошкольном учреждении. Ряд «Волонтерских дней» прошли под девизом «Когда мы едины, мы непобедимы!». Дети волонтеры обращаясь за помощью к родителям, и совместно с педагогами собирали все необходимое на фронт: лекарства, теплые вещи, консервы. А так же педагогом-психологом организована акция «Тепло солдатам». Воспитанники изготавливали своими руками столь необходимые в холодное время “окопные свечи”, самостоятельно относили в пункты сбора помощи. Для изготовления «окопных свеч» ребята ходили в церковь за воском, проявляя инициативу к сотрудничеству в общем деле. Тем самым, происходило воспитание милосердия, патриотизма, развитие социальной активности, что является важным моментом в современном обществе детей. Желание обогреть солдат, которые защищают нашу Родину, возникло и у большинства старших дошкольников. На каждую свечу дети готовили этикетки с рисунками и добрыми пожеланиями бойцам, искренне желая им тепла не только от огня свечи, но и от мысли, что о них заботятся, ждут и верят!
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Организация и проведение волонтерских дней является эффективным методом воспитания в детском саду и решает задачи:
– создание условий для самореализации, успешной социализации;
– возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
– пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).
-воспитание духовно-нравственной личности имеющей способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
-формирование толерантных, гуманных, патриотических взглядов детского общества.
Следовательно, такая форма работы добровольческой деятельности является эффективным способом воспитания духовно-нравственной личности имеющей способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Рассуждать о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей, мудрого, доброго и вечного. Наша работа с детьми будет несомненно, продолжатся и усовершенствоваться.
Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных педагогов.
Литература:
- Протасова Е.Ю. Помощь или взаимопомощь? Кто выигрывает от сотрудничества детского сада и семьи // Детский сад: теория и практика. – 2018. – №1.
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 N 15-ФЗ
- Гришаева Н.П. Современные технологии социализации дошкольников: «Дети-волонтеры» и «Социальные акции» / Н.П. Гришаева, Л.М. Струкова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018. – №5 (62).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка с помощью игры
Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка с помощью игры Острецова Марина Григорьевна,воспитатель, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение Куйбышевско...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности средствами народного декоративно-прикладное искусства
Выступление из опыта работы...
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников как основа патриотического самосознания личности
Духовно-нравственное воспитание детей рассматривается, как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание ...
Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка посредством народной культуры
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические це...
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...
Консультация для родителей "Волонтерство как новый тренд в воспитании духовно-нравственных качеств личности ребенка"
Знакомство с понятием "Волонтер"...