Особенности обучения мальчиков и девочек в современном детском саду
консультация на тему
Обучение в современном смысле слова - это организация культурных практик (термин Н.Б. Крыловой), которые позволяют ребенку приобретать универсальные культурные умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_malchikov_i_devochek_v_sovremennom_detskom_sadu.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения мальчиков и девочек в современном детском саду
Педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на то, чтобы наши дети росли социально адаптивными, включенными в процессы общения с окружающим миром детьми и взрослыми мальчиками и девочками, чтобы ребенок с ранних лет жизни овладевал культурой понимания других людей культурой созидательного взаимодействия. Общение ценно и тем, что это двусторонний процесс, позволяющий понимать не только окружающих, но и себя, это один из самых простых и одновременно сложных путей самопознания и саморазвития. Возможность общения не только с детьми одинаковой половой принадлежности, но и с противоположным полом в детском саду позволяет ребенку учиться общаться по-разному, учитывая особенности партнера по социальному взаимодействию, и учиться быть социально гибким, подвижным, развивая в себе социальное творчество.
Дошкольное образование ориентированное только на воспитание мальчиков или только девочек, кажется ошибкой. Ведь именно в дошкольном периоде детства начинается и активно протекает полоролевая социализация, закладываются первоосновы полоролевых ценностных ориентации и центральных качеств пола —- мужественности у мальчиков и женственности у девочек (Л. А. Артюнова. Л, В. Градусова, В. С Мухина, Н. В. Плисенко, Т А. Репина и др.). И все это, в свою очередь, позволяет ребенку реализовать себя как представителя конкретного пола, правильно строить взаимоотношения с противоположным полом, а также помогает в будущем избежать феминизации мужского поколения и маскулинизации женского.
Конечно, история просвещения, образования знает немало положительных примеров раздельного обучения мальчиков и девочек. Разнополое обучение школьников, гимназистов,
лицеистов не исключало свободного общения мальчиков и девочек, предполагало ряд культурных совместных мероприятий в ходе воспитания, но все же речь идет о детях школьною возраста.
Система дошкольного образования — это уникальная система, сущность которой заключается в целенаправленном развитии и воспитании детей начиная с первого года жизни и до семи лет. Обучение в дошкольном детстве вторично по отношению к указанным процессам, да и само обучение дошкольников имеет сегодня особое толкование, непривычную для традиционной педагогики интерпретацию.
Обучение в современном смысле слова — это организация культурных практик (термин Н. Б. Крыловой), которые позволяют ребенку приобретать универсальные культурные умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни. Культурные практики — «это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни».
Как отмечает Н. Б. Крылова, до школы культурные практики ребенка вырастают с одной стороны, на основе взаимодействия со взрослыми, а с другой, не менее важной, — на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования). Иными словами, культурные практики — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», — писал Песталоцци.
Примечательно, что культурные практики для дошкольника — это также спонтанное, обыденное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Думается, что при таком понимании процесса обучения в дошкольном детстве разделение детей по половой принадлежности невозможно и неоправданно. Но что принципиально важно в ходе совместного обучения мальчиков и девочек в детском саду — это учет рекомендаций отечественных и зарубежных нейропсихологов и нейропедагогов (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, С. Спрингер, Г. Дейч, М. Гариен). Остановимся на этом подробнее.
Сегодня широко известны результаты исследований, связанных с асимметричностью мозга у мальчиков и девочек, об особенностях неврологического развития людей разного пола, о химических и гормональных различиях мужского и женского организмов. Эти данные представляют особый интерес для педагогов, организующих совместное обучение детей разного пола.
Приведем, например, данные о различиях в развитии полов, которые удалось удачно обобщить и систематизировать американскому педагогу семейному психотерапевту Майклу Гариену (см. таблицу).
Мальчики | Девочки |
Младенчество | |
Смотрят на мать вдвое меньше. | |
Разглядывают предметы в течение меньших периодов времени, но активнее. | Играют с предметами дольше, но менее активно. |
Двигательная активность энергичнее. | В играх чаще проявляется сангвинический темперамент. |
В возрасте 1 недели не различают плач другого ребенка в фоновом шуме. | В возрасте 1 недели различают плач другого ребенка в фоновом шуме. |
В возрасте 4 месяцев не различают лица людей на фотографиях. | В возрасте 4 месяцев узнают лица известных им людей на фотографиях. |
Чувствительны к соленой пище. | Чувствительны к горьким вкусам, предпочитают сладкое. |
Менее чувствительны к физическим воздействиям на кожу. | Более чувствительны к физическим воздействиям на кожу. |
Легче раздражаются. | Чаще грустят. |
Лучше узкое и пространственное зрение. | Лучше периферийное. |
Лучше восприятие синего края цветового спектра. | Лучше восприятие красного края цветового спектра. |
Хуже воспринимают «ближайшие» сенсорные сигналы. | Лучше воспринимают сенсорные сигналы. |
Видят лучше левым глазом. | Одинаково видят обоими глазами. |
Менее реагируют на тихие, воркующие слова и пение. | Быстрее успокаиваются от тихих, воркующих слов и пения. |
Хуже распознают оттенки эмоций. | Лучше распознают оттенки эмоций. |
Начинающие ходить | |
Позднее начинают произносить первые слова. | Обладают большим словарным запасом в более раннем возрасте. |
Как только начинают стоять, проявляют большой интерес к исследованиям. | Даже после того, как начинают стоять, «ходят» менее свободно |
Менее способны к решению множественных задач. | Лучшая способность решать множественные задачи. |
Лучше слышат правым ухом. | Одинаково слышат обоими ушами. |
Предпочитают механические игрушки или конструкторы. | Предпочитают мягкие, яркие игрушки. |
Лучше слуховая память. | Лучше визуальная память. |
Чаще игнорируют голоса, даже родителей. | Реже игнорируют голоса, особенно знакомые. |
Более импульсивны физически. | |
Младшая и старшая группы детского сада | |
99% речи понятно к 4,5 годам. | 99% речи понятно к 3 годам. |
Заметно большая мышечная масса к 3 годам. | Заметно большое количество жировой ткани по сравнению с мышцами к 3 годам. |
Однонаправленное: более слабое взаимодействие между полушариями, лучше концентрируют внимание. | Больше связь между полушариями мозга, что подтверждается подходом к деятельности. |
На игровой площадке занимают больше места, во время игры чаще бегают в одиночку. | Собираются в группки на меньшей площади, часто толпятся. |
Игры активные и энергичные, соревновательные и агрессивные. | Игры на игровой площадке спокойнее, менее активные, более коллективные. |
Играют с кубиками, строят высокие неустойчивые конструкции. | Играя с кубиками, стремятся строить низкие и длинные конструкции. |
Новички в группе игнорируются до тех пор, пока не проявят свою значимость и ценность. | Новички встречаются более тепло. |
Рассказы наполнены возбуждением и действием, чувства жертв игнорируются. | В рассказах обращают внимание на человеческую динамику; особое внимание уделяется чувствам жертв |
Игры связаны с физическим контактом, кувырканием, непрерывным действием. | В играх большую часть времени занимают поочередные действия и скрытая конкуренция |
В первую очередь интересуются объектами и вещами. | В первую очередь интересуются людьми и их взаимоотношениями. |
Прощание с мамой занимает около 30 секунд. | Прощание с мамой занимает около 90 секунд. |
Используют кукол для «вооруженных нападений» и «военных действий». | Используют кукол для игры в дочки – матери. |
Больше проблем с речью. | Меньше проблем с речью; возможно, лучше различают звуки. |
В качестве друзей выбирают детей своего пола. | В качестве друзей выбирают детей своего пола. |
Эмоции выражают через действие. | Эмоции выражают словами. |
Менее чувствительны к социальным и личным условиям. | Более чувствительны к социальным и личным условиям. |
Меньше объем внимания и глубина сопереживания. | Больше объем внимания и глубина сопереживания. |
В три раза способнее в чтении (как аудиторном занятии); хорошо слышат. |
С опорой на эти данные воспитателю нетрудно построить правильное взаимодействие с детьми в процессе обучения. Так, например, организуя проблемно-поисковые ситуации как вид культурной практики для ребенка, необходимо помнить, что для мальчиков характерно широкое пространство поиска и экспериментирования, то есть задействована должна быть вся группа или специальное помещение. Необходимо помнить, что мальчики чувствуют себя комфортно в пространстве, начинают доминировать в нем. Девочкам удобнее решать проблему в камерных условиях, а значит, необходимо сузить зону поиска решения, сделать проблему более концентрированной в пространстве (достаточно стола, стула, одной зоны в предметно-развивающей среде группы). Это по силам воспитателю в рамках одного игрового, проблемно - поискового занятия.
Эмоциональное отношение к проблеме или задаче, вариантам их решения будет выражаться у мальчиков и у девочек по-разному и воспитателю необходимо продумать условия и возможность действенного выражения у мальчиков и вербального у девочек. Очевидно, что результаты освоенных знаний и умений требуют эмоционального различного воплощения у детей разного пола, и это очень значимый и важный момент. В своих работах выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский не раз подчеркивал, что механизмы познания у дошкольника базируются на эмоционально-чувственном восприятии жизни.
Занятия с мальчиками и девочками должны учитывать особенность восприятия знаний мужским и женским мозгом. Так, основу проблемных ситуаций и задач для мальчиков должны составлять пространственные задачи, составляющие основу обучения детей конкретного пола. У девочек в большей степени происходит ориентация на применение совместных умений в ходе решения задачи или проблемной ситуации, их в большей степени волнует не сама ситуация, а возможность стать участницей ее решения. Если мальчики решают задачу - в этом специфика культурных мужских практик, то девочки ищут решение, их увлекает сам процесс, социальное взаимодействие по этому поводу. Эта неуловимая разница часто становится причиной серьезных педагогических ошибок и отражаются на качестве обучения.
В совместном обучении мальчиков и девочек вполне допустимы занятия, проводимые в подгруппе детей одной половой принадлежности, если того требуют и содержание, и способы его освоения. Это разнообразит обучение и даже будет полезным в некотором смысле. Очевидно, что главным фактором в обучении детей разного пола становится воспитатель и те условия, которые создаются им для культурных практик своих воспитанников.
Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что к числу оптимальных условии, в которых удовлетворяются познавательные потребности и мальчиков и девочек, повышается качество обучения, можно отнести;
• управление эмоциональными стрессами детей, иными словами, взаимодействие с ребенком должно быть таким, чтобы он чувствовал привязанность к взрослому, эмоциональный комфорт, не испытывал страха потери этой привязанности. Исследования показывают, что потеря привязанности и у мальчиков, и у девочек одинаково влияет на память, а значит — и на обучение детей в целом. Известны факты, доказывающие, что ребенок с потерей привязанности, в состоянии стресса, практически не обучаем;
- создание предметно-развивающей среды отражающей особенности интересов и познавательной активности разнополых детей. Самыми главными принципами в создании обучающей среды становятся ее привлекательность для детей, заставляющая думать, самостоятельно применять освоенные знания и умения, опыт, и ее доступность. Среда должна быть «живой», мобильной, разрешающей свободное взаимодействие с ней. Сам воспитатель становится частью такой среды, и для детей младшего дошкольного возраста выступает посредником во взаимодействии с ней. К сожалению, сегодня в целях обучения мало задействована среда на открытом воздухе, во время прогулки детей. А что может быть интересное познавательных культурных практик в единстве с природой, на улице, в процессе наблюдения за объектами окружающего мира! А сколько поводов для экспериментирования, для естественных опытов.
- единство требований к организации жизни ребенка в семье и в детском саду, что влечет за собой просвещение родителей в обучении мальчиков и девочек. Обеспечить грамотность родителей в этих вопросах можно через обучающие семинары, родительские клубы, устные педагогические журналы, тематические консультации, организованные на базе дошкольного образовательного учреждения.
- правильный режим питания ребенка, который влияет на его способность учиться. Ряд исследований показывает, что увеличивать утром (в завтрак) углеводную нагрузку (хлеб, каша, сахар) детям с малоподвижным образом жизни не рекомендуется. Поскольку в результате при распаде сахаров у мальчиков наблюдается тенденция к нервному возбуждению, а у девочек — депрессия или эмоциональный спад. Мальчики становятся импульсивными, а девочки на время уходят в себя или расстраиваются. И ни те, ни другие не готовы к восприятию или самостоятельному открытию знаний. Пища с высоким содержанием волокон и протеина (йогурт, молоко) обеспечивает успешность в обучении, активизирует способность учиться, так как благодаря подобной еде клетки мозга у дошкольников растут быстрее. Улучшается и общее состояние ребенка. А нехватка жирных кислот в питании всех детей также может оказаться не способствующей обучению.
- Выработка и реализация санкций в обучении мальчиков и девочек. Реализация такого условия возможна, если по результатам комплексной психодиагностики психолог и воспитатель сообща вырабатывают ряд санкций или разумных требований к ребенку – мальчику или девочке, регулирующих его деятельность и поведение в обучении. Подобные санкции необходимы для детей «группы риска». Процент которых с каждым годом, к сожалению растет. Сущность предъявляемых ребенку санкций заключается в том, чтобы научить его управлять своими эмоциями, регулировать свое поведение. В большей степени такая работа касается мальчиков, так как проблемы дисциплины на занятиях возникают у них в первую очередь.
- Реализация индивидуального подхода в обучении детей, как мальчиков, так и девочек. Советы воспитателям:
1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, вышивку, шитье, а у девочек – крупную, чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
2. Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, используйте их на занятиях в контексте культурных практик. А для девочек лучше подойдут вода и песок, чтобы можно было практически осуществлять разные варианты поиска, обсуждать их совместно.
3. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к действиям.
4. Используйте чаще различные головоломки для девочек.
5. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
6. Экспериментируйте вместе с девочками с трех мерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, для них более конкретными, доступными для понимания.
7. Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
8. Приглашайте на занятия родителей детей в присутствии мужчин и пожилых людей дети (особенно мальчики) ведут себя более организованно и стараются произвести приятное впечатление.
9. Если в группе есть лидеры-мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них тоже есть лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать этот потенциал.
10. Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей, успешно решающих задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
Журнал «Дошкольное воспитание» стр.7-11, август 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности воспитания мальчиков и девочек"
Консультация для родителей по гендерному воспитанию....
Воспитание мальчиков и девочек в современном мире
консультация для родителей...
"Девочки и мальчики в семье и в детском саду"
В статье затрагивается актуальная в настоящее время тема гендерного воспитания в семье и в детском дошкольном учреждении....
особенности воспитания и обучения мальчиков и девочек
Важно с самого раннего возраста правильно воспитывать своего ребенка, чтобы он осознал, к какому полу принадлежит....
«Воспитание мальчиков и девочек в современной семье» (Родительское собрание)
Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину....
Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей "Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста"...
Статья. Особенности воспитания мальчиков и девочек в семье и детском саду.
В России, как и в других странах, до 20 века детей разного пола воспитывали отдельно друг от друга, ведь особенности воспитания девочек и мальчиков разнятся. У них различные способы восприятия информа...