Воспитание мальчиков и девочек в современном мире
консультация на тему

Рябова Любовь Николаевна

консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности воспитания мальчиков и девочек в современном мире

Цель сегодняшней беседы – узнать особенности воспитания мальчиков и девочек 3-4 лет в современном мире и семье.

Для начала необходимо выделить возрастные особенности ребенка 3-4 лет. В период младшего возраста происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, прежним миром. Важно понять, что характерное для ребенка требование «я-сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельной деятельности, а не фактический уровень его возможностей.

Еще одной немаловажной особенностью детей является то, что они начинают отчетливо различать и признавать свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка. К 4 годам происходит закрепление полового самосознания ребенка. Именно в этом возрасте ребенок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.).

Большинство родителей при общении с ребенком четвертого года жизни:

  • Называют пол (ты Павлик – мальчик);
  • Стремятся называть детей именами, соответствующими их полу;
  • Используют интонации, присущие мужской и женской речи, и тем самым способствуют формированию полового самосознания ребенка.

Половой самоидентификации ребенка способствует рисование. Смотря на рисунок, его содержание можно определить кто его автор – мальчик или девочка. Мальчики рисуют машины, дороги с движущимися автомобилями, самолеты в небе, корабли, а также войну и драки. Девочки сенситивны к женским ролям и рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, а также мам, гуляющих с дочками.

Таким образом, для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка  необходимо в процессе воспитания учитывать его гендерные особенности. Это связано с тем, что в настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками.

Так, например, по показателю роста наблюдается преимущество мальчиков, но более раннее созревание – у девочек. Или девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложными познавательными процессами. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие. При этом и девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях. Мальчики эмоциональны, так же как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции.

Необходимо отметить, что уже в русских традициях заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей. Интерес представляет традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубаху матери. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

Трудовая деятельность детей строилась с учетом их половой принадлежности. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды, под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в вышивании, шитье. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, учили молотить и запрягать лошадей. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.

При этом и от девочек, и от мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.

Возвращаясь в нашу реальность, мы сталкиваемся с тем, что стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения.

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей младшего дошкольного возраста. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальности каждого ребенка дают ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности личности.

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, хорошо знают индивидуально типологические особенности раненого развития своего ребенка, основные симптомы недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента его рождения находятся рядом.

Родители являются образцом для подражания: мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, дяде; девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение.

Родители могут демонстрировать «женские» и «мужские» стили поведения и качества в ходе игровой деятельности, которая на данном возрастном этапе является ведущим видом деятельности у детей. Причем особую роль играют сюжетно-ролевые игры. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков стоит уделить особое внимание, необходимо учитывать:

  • Привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;
  • Достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
  • Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-«путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Известно, что мамы стремятся красиво одевать своих детей, чтобы повлиять на воспитание вкуса ребенка. Наблюдения показали, что девочки 3-4 лет охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Мальчики этого возраста больше склонны играть с мягкими игрушками и тоже любят одевать их.

Когда у кукол и мягких игрушек привлекательный вид, у мальчиков и девочек гораздо проще вызвать чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза, гладить и т.п. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам, девочки мальчики получают необходимое эмоциональное развитие. Например, многие родители считают, что именно по отношению к мальчикам надо стремиться к сдержанности и не следует демонстрировать свою любовь и нежность. Это заблуждение приводит к тому, что мальчики, став взрослыми, крайне скупы на эмоции и в дальнейшем предпочитают вести себя подобным образом по отношению к своей жене и детям. Поэтому родителям надо позаботиться о том, чтобы обеспечить всех кукол и мягкие игрушки красивой сезонной одеждой, которая должна быть яркой, но не пестрой, легко сниматься и быть с удобными застежками. Это вызовет у детей интерес к игрушкам и желание взаимодействовать с ними.

Помогайте девочкам придумывать имена куклам, а мальчикам – клички животным. Обсудите совместно с девочкой расстановку мебели в игровом уголке, договоритесь, где будут храниться посуда, одежда, постельные принадлежности. С мальчиками обсуждайте расположение конструктора, игрушечного «автопарка». По окончании игры помогите ребенку сложить и возвратить игрушки на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.

При подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что дети 3-4 лет еще не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу, без опоры на ролевые атрибуты. Так, например, мальчики этого возраста охотно будут выполнять игровые действия, а затем принимать на себя роль сотрудника ГАИ, если наденут на себя плащ-накидки, милицейские фуражки и в руки возьмут полосатый жезл. Девочки этого возраста также не могут осуществлять уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане. Для того, чтобы «приготовить обед», им необходима плита, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые они могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т.п. При этом желательно, чтобы кастрюли были не маленькими и не из пластмассы, а по размеру и материалу соответствовали бы тем маленьким кастрюлькам,  которые они видят дома. В игровом уголке должна быть раковина с «краном», полотенце для вытирания рук и посуды.

Для ухода за «ребенком» девочки нуждаются в ванночке, градуснике для измерения температуры воды, губке, полотенце и т.п. Обязательно должны быть созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для хранения.

Для ухода за автомобилем, для его «ремонта» необходимы инструменты, масло, бензоколонка и другие ролевые атрибуты.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, вначале под руководством взрослого, а затем самостоятельно и охотно конструируют машины, самолеты, поезда – тем самым выполняя «тяжелую» мужскую работу (подвезти материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.).

Необходимо запомнить, что с ребенком этого возраста нужно ежедневно играть и использовать различные ролевые атрибуты.

Итак, какие же моменты необходимо учитывать при воспитании девочек и мальчиков?

Воспитание девочек

Воспитание мальчиков

Девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия.

Мальчики нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе зрительного восприятия.

При оценке поведения и результатов деятельности девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности со стороны взрослого.

Для девочек важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, взрослых.

Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать и т.п.

Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы.

Использовать игры, воспроизводящие модель социального поведения женщины-матери.

Мальчики отдают предпочтение шумным, наполненным движением играм.

Использовать игровой материал, предоставляющий возможность проигрывать мужскую модель поведения.

Хвалить за достигнутые результаты

Ежедневно играть с ребенком

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"

Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"...

Гендерное воспитание"Мальчики и девочки два разных мира"

Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девоч...

Гендерное воспитание. Мальчики и девочки - два разных мира.

В статье представлены особенности применения гендерного подхода в коррекционно-логопедической работе....

Консультация на тему гендерное воспитание: "Мальчики и девочки- два разных мира"

Психологические портреты мальчиков и девочекДевочки: в центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между ...

«Воспитание мальчиков и девочек в современной семье» (Родительское собрание)

Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину....

Родительское собрание по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки - два разных мира»

Родительское собрание по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки - два разных мира»...