Статья. Особенности воспитания мальчиков и девочек в семье и детском саду.
статья
В России, как и в других странах, до 20 века детей разного пола воспитывали отдельно друг от друга, ведь особенности воспитания девочек и мальчиков разнятся. У них различные способы восприятия информации и специфика развития. Нельзя оспаривать тот факт, что для любого ребенка важна родительская любовь и забота. Они одинаково нужны детям, хотя считается, что девочкам нравится, когда о них заботятся, а мальчикам необходимо доверии взрослых. Мальчики с раннего возраста пытаются показать независимость. Им приятно осознавать себя главой семьи, отвечать за благополучие ее членов. Любая помощь, предложенная молодому мужчине, скорее всего, вызовет протест. А вот девочки, чувствуя поддержку и принимая помощь, будут чувствовать себя любимыми и защищенными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитания мальчиков и девочек в семье и детском саду.
В России, как и в других странах, до 20 века детей разного пола воспитывали отдельно друг от друга, ведь особенности воспитания девочек и мальчиков разнятся. У них различные способы восприятия информации и специфика развития. Нельзя оспаривать тот факт, что для любого ребенка важна родительская любовь и забота. Они одинаково нужны детям, хотя считается, что девочкам нравится, когда о них заботятся, а мальчикам необходимо доверии взрослых. Мальчики с раннего возраста пытаются показать независимость. Им приятно осознавать себя главой семьи, отвечать за благополучие ее членов. Любая помощь, предложенная молодому мужчине, скорее всего, вызовет протест. А вот девочки, чувствуя поддержку и принимая помощь, будут чувствовать себя любимыми и защищенными.
В учебном пособии по гендерной психологии Т. В. Бердас назвала особенности о преимущественных детей того или иного пола:
- по показаниям роста преимущество у мальчиков, но более раннее созревание у девочек;
- существуют различия в моторике мальчиков и девочек, но никогда не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона.
- в возрасте 3-4 и 5-9- лет девочки превосходят в зрительно- пространственных способностях;
- в старшем дошкольном возрасте отмечается преимущество девочек в произвольном внимании, в речевых способностях, в интересе к занятиям;
- девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях;
- мальчики эмоциональны так же, как и девочки, но скрывают свои эмоции и превосходят девочек по открытой, физической агрессии;
- самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек;
- стремление отделиться от противоположного пола, появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков на четвёртом;
На основании этого, становится очевидным, что различия между девочками и мальчиками существуют, и они не должны оставаться незамеченными как родителями, так и педагогами.
Социально – эмоциональная среда для ребёнка, это не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение не писанного гендерного кода и жестоко наказывают нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих нарушений. Женственных мальчиков не принимают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот – мускулистых девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия, мальчики плохо воспринимают объяснение слуховое и для них предпочтительнее использовать визуальные средства (зрительные).
Для девочки важна интонация оценки, публичность (похвала в присутствии других) Для мальчиков важно указать чего он добился (например, чистить зубы или конструировать и желательно что бы мальчик указал детали конструкции и т. д.). Именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата и получив удовлетворение и радость он готов повторять одно и то же много раз.
Самым сложным для воспитателя являются потасовки между мальчиками, которые не являются проявлением агрессии, а создают положительный эмоциональный фон. Тут необходимо научиться руководить ими. Например, предложить наперегонки пробежаться, сыграть в хоккей (футбол) друг против друга, предложить отбивать мяч, кто больше и т. д.
Воспитание будущих мальчиков и девочек закладывается не в детском саду, а дома в семье. Нам необходимо вспомнить традиции наших предков. Народные игры, которые мы играем в детском саду, были основаны на приобщение детей к традиционным занятиям (охоте, рыболовству, собирательству). Не только в играх, но и в совместном труде родители воспитывали девочек и мальчиков. Самооценка таких детей высокая и гендерная принадлежность формируется естественным путём. В наше время мы часто твердим о равноправии мужчин и женщин. Ослабление отцовской власти в семье неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией».
Семья, по-прежнему, остаётся важнейшим институтом социализации ребёнка.
В семье ребёнок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание, дают ту опору, которая на многие годы определит характерные особенности личности.
Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".
Правила воспитания мальчиков
При формировании полоролевого поведения мальчиков следует ограждать от влияния ряда гендерных стереотипов. В частности наиболее травматичным запретом является отрицание чувств: «Мальчики не плачут» и т. д. У каждого ребенка есть право на эмоции. Позволяйте мальчику иногда плакать, если ему действительно больно или обидно. Только почувствовав весь спектр эмоций, он сможет вырасти внимательным, заботливым, способным к состраданию мужчиной.
Мальчики дошкольного возраста нуждаются в руководстве. Дети, которым не хватает примера взрослого – уверенного в себе мужчины, способного направлять ребенка, - вырастая вынуждены вести суровую борьбу с самим собой, чтобы обрести внутренний стержень и сформировать систему самоконтроля. Однако мальчики, которым был предоставлен слишком большой выбор, впоследствии испытывают слишком большие затруднения при принятии решения.
Чтобы обеспечить физическую и эмоциональную безопасность ребенка до 6 лет необходимо ограничивать свободу передвижения, по мере взросления расширять пространство для прогулок. Мальчикам не следует разрешать играть вблизи водоемов и возле кухонной плиты.
Все мальчики по натуре исследователи. Соответственно родители и воспитатели обязаны сделать «опыты» и «экспедиции» ребенка спокойными и максимально безопасными.
Плохое поведение ребенка лучше игнорировать: обращая внимание, взрослые только закрепляют нежелательную модель.
Мальчики в 6 – 7 лет ищут лидера, выбирая пример для подражания. Огромное влияние в этом возрасте оказывают на ребенка окружающие взрослые, товарищи по играм, персонажи фильмов и книг. Мальчики начинают копировать поведение своего «героя», создавая внутренний образ мужчины. Взаимодействуя с ребенком, следует учитывать: поступки людей всегда производят на него более глубокое впечатление, чем слова.
Еще одна особенность мальчиков заключается в том, что вплоть до 12 лет они стараются быть внимательными, трудолюбивыми, прилежными, а выглядят и чувствуют себя при этом неловкими, бесполезными, неспособными. Мальчикам нужно помочь преодолеть этот сложный период: как можно чаще предлагать им участвовать в делах взрослых, играх сверстников.
Мальчику необходим опыт успеха, опыт победы, и прежде всего над собой. Если ребенку не удается то, что он считает важным, у него появляется ощущение собственной неполноценности. Лучше всего, если мальчик соперничает с самим собой, постоянно совершенствуя свое мастерство в каком – либо деле, а не стремится сравниться с кем – либо. Роль взрослого в данном случае заключается в организации такой деятельности, в которой ребенок сможет добиться успеха.
Правила воспитания девочек
Как правило, воспитатели и родители подсознательно убеждены в том, что девочки – создания хрупкие. Девочкам нужно развивать физическую силу и выносливость: это даст им уверенность в себе и повысит самооценку.
Эмоциональный рассказ ребенка лучше слушать не прерывая, дать возможность высказаться. С младшими девочками (от 2 до 7 лет) потребуются совместные действия, с детьми постарше (после 8 лет) – обсуждение и поиск компромисса.
Взрослые должны откликаться на быстрое изменение эмоционального состояния девочки, показать ей как можно, справиться со своими чувствами. Лучший способ – наблюдение за тем, как это делают другие. Не лишайте ребенка права на любые эмоции. Отрицая чувства девочки, взрослые препятствуют развитию у неё способности понимать себя и действовать, исходя из этого понимания.
Не стоит сомневаться и в умственных способностях девочек.
Игры девочек с раннего детства включают в себя те виды деятельности, которые они могут наблюдать вокруг, готовя её к жизни хозяйки дома и заботам о семье. Не следует, и отвергать «мальчишеские» игры, они необходимы для разностороннего развития. Если в игру девочки никто не вмешивается, это способствует развитию в ней сосредоточенности, последовательности, формируют здоровую самооценку, развивает навыки сотрудничества. Несговорчивость и упрямство обычно возникают у нее из ощущения, что её игру постоянно прерывают.
Девочкам нужны занятия, игрушки и книжки, способствующие развитию навыков уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Старайтесь подбирать книги, которые учат искать её мирные способы разрешения конфликтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности воспитания мальчиков и девочек"
Консультация для родителей по гендерному воспитанию....
Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек».
Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек». Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эм...
Особенности воспитания мальчиков и девочек 3-4 лет на примере занятий по изобразительной деятельности
Проблема гендорного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда.Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обознача...
Консультация для родителей об психологических особенностях воспитания мальчиков и девочек "Величие небольших различий"
Выступление-презентация педагога-психолога на общем родительском собрании. Раскрыты психологические основы воспитания мальчиков и девочек....
Методическая разработка "Особенности воспитания мальчиков и девочек в неполной семье"
Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в полной или неполной семье....
Групповая консультация с родителями "Особенности воспитания мальчиков и девочек в семье"
Групповая консультация с элементами треннинга для родителей на тему: " Особенности воспитания мальчиков и девочек в семье"Видео с проведением можно посмотреть по ссылке https://vk.com/v...
«Гендерный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек в условиях малокомплектного детского сада»
quot;Гендерный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек в условиях малокомплектного детского сада»...