В мире эмоций
методическая разработка (старшая группа) на тему
Практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_emotsiy_glubokova_ea.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 21.
Практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
«В мире эмоций»
Подготовила
Педагог-психолог
Глубокова Евгения Александровна
г. Комсомольск-на-Амуре, 2017
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Задачи:
показать родителям важность развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста;
познакомить родителей с методами и приемами развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста;
выработать новые навыки взаимодействия с детьми.
Упражнение «Знакомство»
Психолог: Давайте познакомимся, друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность, (преобладающую эмоцию) вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.
Например: Я, Лилия Вениаминовна, мой ребенок бывает, упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем. При этом вы выбираете себе кружок из коробки.
(родители высказываются и передают коробку своему соседу)
Психолог: Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранные и разные наши дети. Сегодня мы поговорим о влияние эмоций на психологическое и физическое развитие ребенка.
Вопросы для обсуждения:
- легко ли осознавать собственные эмоции?
- удается ли вам родителям оставаться с ребенком эмоционально честным, открыто выражать свои чувства, если нет, то, что вам мешает?
Теоретическая справка «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»
Эмоции играют важную роль в жизни человека, показывают внутреннее состояние организма, оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности. Они могут влиять как положительно, заряжая энергией, повышая умственную или физическую работоспособность, так и отрицательно, выводя человека из состояния равновесия.
Детям важно понять,что они могут испытывать разные эмоции и чувства: радость,печаль, страх, удивление, обиду и т. д. Старшие дошкольники имеют еще недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях. Поэтому важно объяснить ребенку, что чувствовать что-либо — это нормально, при этом не важно научиться управлять своими эмоциями.
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.
Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников? Однако только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоциональной сферы — может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.
Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами») в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.
Психологи отмечают, что «ребенок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого— дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.
Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображенные другими эмоции и чувства («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу»). По мнению специалистов, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отреагировать эмоции на невербальном уровне.
Игра «Назови эмоции».
Родители передают в кругу мяч (или любую другую игрушку), при этом называя ту или иную эмоцию, которую они испытывают при взаимодействии с ребенком.. По окончании игры проводится обсуждение. Легко ли осознавать свои эмоции? Удается ли совладать со своими эмоциями в общении с детьми.
Рисунок « Мои эмоции и чувства в общении с ребенком».
Родителям предлагается на листе А4 изобразить в виде символов свои эмоции и чувства, которые они испытывают в общении со своим ребенком. После этого проводится обсуждение.
Упражнение «Я – сообщение».
Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.
Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль радость, страх…) или хочешь (играть, гулять, кричать …), но ты пойми и меня, я чувствую …».
Инструкция: используя технику «Я – сообщение», передайте свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме.
Ситуации:
- По дороге из детского сада, ребенок бегает по проезжей части, не прислушиваясь к вашим просьбам вести себя спокойно на дороге.
- Ребенок, стоя в магазине, капризно требует купить ему игрушку, которую.
- Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.
- Ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. А он отвечает: «А я еще не успел поиграть».
- Вы зовете ребенка садиться за стол. А он отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
- У вас важный разговор с подругой. А ребенок то и дело вас перебивает.
Или\и просмотр презентации и упражнение «Родительские установки»
Цель та же. Участникам раздаются распечатанные фразы – установки. Они несут как положительный, так и отрицательный заряд. Взрослые должны найти себе пару «+» и «-«.
Сказав это: | Исправьтесь: |
Сильные люди не плачут | Поплачь – легче будет |
Думай только о себе, не жалей никого | Сколько отдашь – столько и получишь |
Ты всегда, как твой папа( твоя мама) | У нас мама – молодец! Папа – лучший! |
Вот и будешь всю жизнь мыкаться, как твой папа (мама) | Каждый сам выбирает свой путь |
Не твоего ума дело | Твое мнение всем интересно |
Сколько сил мы тебе отдали, а ты….. | Мы любим, понимаем, надеемся на тебя |
Не верь никому, обманут | Выбирай себе друзей сам |
Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет! | Как ты относишься к людям, так и они к тебе Как аукнется, так и откликнется |
Ты всегда это делаешь хуже всех | Каждый может ошибаться. Попробуй еще раз! |
Женщина глупее мужчины | Все зависит от человека |
Ты плохой! | Я тебя люблю любого |
Будешь букой – один останешься | Люби себя и другие тебя полюбят |
Таким образом, хотелось бы подвести итоги, что именно в игре целесообразно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка-дошкольника, поскольку она является ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами»).
Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание эмоционального состояния и настроения детей.
Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение – не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен.
Упражнение «Я тебя понимаю»
Цель: развитие способности учится понимать своего ребенка.
Инструкция: Закончите приведенные ниже примеры так, как, по вашему мнению, закончил бы их ваш ребенок:
- Мне бывает радостно, когда…
- Я очень грущу, когда…
- Мне бывает страшно, когда…
- Я сержусь…
- Я очень горжусь…
После того, как родители закончат предложения, они сравняют их с ответами детей (дети выполняют этот тест накануне с психологом). Степень совпадения будет говорить о вашей способности поставить себя на место ребенка, и уметь понимать его.
Упражнение «Рисуем свое чувство»
Цель: учить выражать свои чувства на листе бумаги.
Психолог: Сейчас мы с вами будем создавать портреты. Прислушайтесь к себе и определите то чувство, эмоцию которое вы ощущают в данный момент, попробуйте нарисовать его, на готовом круге. Затем на большой лист бумаги, где нарисованы круги с «волосами», приклейте свои кружочки с эмоциями. У вас получатся человечки со смешными взлохмаченными волосами. Дайте комментарий к своему рисунку.
(родители выполняют упражнение под спокойную музыку)
Упражнение «Ладошка»
Инструкция: каждый участник на отдельном листочке обводит контур своей ладони, подписывает свой листочек. Затем по кругу передаются ладошки, все участники мероприятия пишут на этих листочках прощальные пожелания друг другу. Ладошки возвращаются к своему хозяину.
Упражнение «Аплодисменты» по кругу.
Психолог: "Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется вам предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее".
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и т.д.
Шеринг
Что понравилось сегодня?
Что запомнилось?
Ваше мнение по поводу сегодняшней встречи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в рамках ФГОС во 2 младшей группе. Тема: «В мире эмоций»
Развивать стремление видеть и понимать эмоциональное состояние человека....
" В мире эмоций: психологический портрет (авторский материал)"
Данный материал содержит авторские психологические портреты с описанием различных эмоциональных состояний, а также обоснование актуальности...
Ребёнок в мире эмоций.
Рекомендации для родителей для общения с ребёнком....
Открытое занятие по эмоциональному развитию детей в средней группе «В мире эмоций»
ЗАДАЧИ:· Закрепить представления детей о различных эмоциональных состояниях, умения по мимике понимать чувства персонажей, передавать их неречевыми средствами...
Ребёнок в мире эмоций.
Данная методическая разработка поможет сформировать у старших дошкольников навыки культуры общения со взрослыми и со сверстниками, речевого этикета в разных ситуациях,учит преодолевать застенчивость, ...
Презентация "В мире эмоций"
Презентация направлена на закрепление эмоций дошкольниками....
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...