Статья на тему: «О познавательном развитии детей трёх лет».
статья (младшая группа) на тему
Широко раскрытыми глазами смотрит ребёнок на окружающий его мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение к действительности – с помощью взрослого – помогает маленькому человеку стать человеком с большой буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_stat.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика»
Статья:
Тема: «О познавательном развитии детей трёх лет».
Митрофанова Наталья Владимировна:
воспитатель 1 кв. категории
Филиал МБДОУ общеразвивающего вида
детский сад «Радуга»-
д/ сад «Снежинка»,
ХМАО-Югра, Тюменская обл,
Сургутский р-он,
село Сытомино
Аннотация: Широко раскрытыми глазами смотрит ребёнок на окружающий его мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение к действительности – с помощью взрослого – помогает маленькому человеку стать человеком с большой буквы.
Почему маленькие дети такие любопытные? Как относиться к этой их особенности?
Мир, развертывающийся перед глазами ребёнка, огромен многолик. Малыша интересует всё: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы, и т.п. Однако ему ещё трудно понять взаимосвязи и взаимозависимости, существующие между сложными явлениями окружающей действительности.
Малыш познаёт мир по - своему, по детски, на эмоциональном – чувствительной ориентировочной основе в первую очередь, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию.
Однако взрослому необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное развитие маленького ребёнка не следует понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководить отбором содержания материала и методом развития познавательной деятельности. Иными словами взрослый преподносит ребёнку то с чем малышу полезно познакомиться.
Почему малыш не теряется в калейдоскопе этих первых, обрывочных знаний? Потому что познание мира происходит у него через познание человека. Следует выделить центральное стержневое звено – знания, о человеке, которые должны быть преподнесены ребёнку в доступной форме. Все другие знания начинают восприниматься в связи с пониманием человека: человек и его жилище (дом) человек и результаты его труда (например выращивание овощей, фруктов, и т.п),человек и растительный мир(уход за комнатными растениями),человек животный мир (забота о животных).
Эти представления на протяжении третьего года жизни формируются постепенно – в процессе неоднократных наблюдении рассказов взрослого, обобщения, сравнения.
Взрослый должен вести ребёнка от простого к сложному, помня о том, что ребёнок видит перед собой целостную единую действительность, которую начинает познавать всерьёз уже с первых лет жизни. Однако любая информация должна облекаться в доступную для ребёнка форму.
На третьем году дети не только свободно ориентироваться среди окружающих предметов, но и получать более точные представления об их качествах и взаимозависимостях. Ребёнок проявляет целенаправленный познавательный интерес к обнаружению скрытых свойств в предметах.
Учёные отмечают, что на третьем году жизни в три раза увеличивается число высказывании, в которых дети хотят уточнить цель, причину и следствие заинтересовавших их ситуаций. Общение с взрослыми начинает носить ярко выраженный познавательный характер. Малыш проявляет особое отношение к взрослым, которые стремятся удовлетворить его интерес и любопытство. Ребёнок начинает узнавать не только взрослых животных, но и их детёнышей. Знакомство с растительным миром отводится значительное место в воспитании ребёнка третьего года жизни. Ему можно не только показать, но и назвать комнатные растения: герань, фикус, столетник. Внимание ребёнка следует обратить на цвет, форму. Прекрасно когда взрослые одухотворяют мир детского восприятия игровыми моментами, развивают его воображение, самые простые ситуации могут повернуть так, чтобы порадовать малыша.
Познавательную задачу можно задавать детям в трёх основных формах так чтобы она имела для них определённый смысл.
Первая форма- сюжетно-ролевая игра (как ведущая форма дошкольников)- неизменно вызывает у них эмоциональный отклик. Известно, что в младшем возрасте сюжетно-ролевая игра протекает в развёрнутой форме, сопровождается внешними игровыми действиями.( игра « магазин» один ребёнок покупатель другой продавец).
Вторая форма - игровые персонажи, использовать игрушки (медведь, слон и т.д) которые будут выполнять задание вместе с детьми. Введение игровых персонажей создаёт игровую мотивацию в ситуации решение задачи. Действия хотя и выполняются реально, но приобретают игровой смысл.
Третья форма - проблемные ситуации. Дети испытывают неудовлетворённость из-за возникших противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа, его применения приводят к положительной эмоции (пример ситуации: сравнение предметов по величине).
Задача взрослых при использовании любой формы развивающих занятий – выделить момент нахождения решения положительно отметить у детей преодоление трудностей в процессе решения. Тогда интерес к познанию и радость открытия могут стать постоянными спутниками жизни.
С уважением к вам.
Список литературы:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду
«От рождения до школы» авторы: Н.Е.Веракса, Т.А.Комарова, «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ»2014год (ФГОС)
2.Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» 2016г (ежемесячный)
3.Справочник старшего воспитателя (дошкольное обучение)
Издатель-ЗАО «МЦФЭР»2016 г (ежемесячный)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Особенности познавательного развития дошкольников 3-4 лет»
С переосмыслением приоритетов, целей и задач развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста актуальной становится проблема становления детской личности, выявления и развитие ее способносте...
Статья на тему: "Формирование и развитие познавательной активности детей в процессе речевых и театрализованных игр". Из опыта работы воспитателя МБДОУ "ЦРР - детский сад № 6 ЭМР Саратовской области Постульгиной Натальи Владимировны
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Об этом рассуждали философы на протяжени...
Статья на тему: Роль познавательного развития детей дошкольного возраста
Статья«Роль познавательного развития детей дошкольного возраста» Подготовила:воспитатель Зиганшина Анна ПетровнаГБДОУ д/с № 19 комбинированного вида Пушкинского районаСанкт-Петербурга...
Статья по образовательной области: «Познавательное развитие» на тему: «Экологическое воспитание современного дошкольника: ООПТ Ленинградской области и Санкт-Петербурга.»
Особо охраняемые природные территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга (заповедники, заказники)...
Статья на тему: «Особенности познавательного развития детей старшей группы»
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательная активность ребенка с его ростом и развитием все больше начинает тяготеть к познаватель...
Статья на тему: «Особенности познавательного развития детей старшей группы»
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательная активность ребенка с его ростом и развитием все больше начинает тяготеть к познаватель...
Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...