Статья на тему: Роль познавательного развития детей дошкольного возраста
статья на тему

Зиганшина Анна Петровна

Статья

«Роль познавательного развития детей дошкольного возраста»
 

Подготовила:

воспитатель Зиганшина Анна Петровна

ГБДОУ д/с № 19 комбинированного вида Пушкинского района

Санкт-Петербурга

 

С ранних лет ребенок является исследователем всего, что его окружает. Через ощущения, действия, наблюдения, переживания юного первооткрывателя раскрывается весь мир. К важным качествам детского поведения можно отнести постоянный интерес наблюдать и экспериментировать, узнавать новую информацию о мире.

Роль познавательного развития ребенка занимает одно из самых важных мест в его жизни. Крайне важно сформировать у ребенка мышление, речь, привлечь внимание к окружающему миру, научить совершать открытия.

В течение дошкольного возраста, наравне с игровой деятельностью большой смысл для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая предполагает самостоятельный поиск знаний или под руководством взрослого.

Основной задачей познавательного развития ребёнка является формирование потребности и способности активно мыслить, справляться с трудностями при решении различных задач.

Познавательное развитие предусматривает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), о традициях и праздниках, о планете Земля т.д.

Познавательное развитие можно разделить на следующие этапы: любопытство, любознательность, формирование познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Первый этап – любопытство. Для него характерно предпочтительное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

Ко второму этапу можно отнести любознательность, представляющая собой ценное состояние личности, активное видение мира. На этом этапе интереса проявляются сильные эмоции удивления, восторга, удовлетворённости деятельностью.

Третий этап рассматривается как формирование познавательного интереса, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.

Четвертым этапом представлено развитие познавательной активности. Основой активности является целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Работая с дошкольниками, следует использовать такие методы познавательного развития, как применение познавательных задач, которые представляют собой учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения, которые могут быть и правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их может выдвинуть сам воспитатель.

Также актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста считают экспериментирование. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышлении.

Существует две категории знаний, которые активно проявляются в дошкольном возрасте:

– знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

– знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Одним из показателей развития мышления у детей являются их вопросы. Вопросы о функциях предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.

Все это – одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира ).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями.

Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Роль познавательного развития детей дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель Зиганшина А.П.

ГБДОУ д/с № 19 комбинированного вида Пушкинского района

Санкт-Петербурга 

С ранних лет ребенок является исследователем всего, что его окружает. Через ощущения, действия, наблюдения, переживания юного первооткрывателя раскрывается весь мир. К важным качествам детского поведения можно отнести постоянный интерес наблюдать и экспериментировать, узнавать новую информацию о мире.

Роль познавательного развития ребенка занимает одно из самых важных мест в его жизни. Крайне важно сформировать у ребенка мышление, речь, привлечь внимание к окружающему миру, научить совершать открытия.

В течение дошкольного возраста, наравне с игровой деятельностью большой смысл для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая предполагает самостоятельный поиск знаний или под руководством взрослого.

Основной задачей познавательного развития ребёнка является формирование потребности и способности активно мыслить, справляться с трудностями при решении различных задач.

Познавательное развитие предусматривает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), о традициях и праздниках, о планете Земля т.д.

Познавательное развитие можно разделить на следующие этапы: любопытство, любознательность, формирование познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Первый этап – любопытство. Для него характерно предпочтительное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

Ко второму этапу можно отнести любознательность, представляющая собой ценное состояние личности, активное видение мира. На этом этапе интереса проявляются сильные эмоции удивления, восторга, удовлетворённости деятельностью.

Третий этап рассматривается как формирование познавательного интереса, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.

Четвертым этапом представлено развитие познавательной активности. Основой активности является целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Работая с дошкольниками, следует использовать такие методы познавательного развития, как применение познавательных задач, которые представляют собой учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения, которые могут быть и правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их может выдвинуть сам воспитатель.

Также актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста считают экспериментирование. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышлении.

Существует две категории знаний, которые активно проявляются в дошкольном возрасте:

– знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

– знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Одним из показателей развития мышления у детей являются их вопросы. Вопросы о функциях предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.

Все это – одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира ).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями.

Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья о  сенсорном развитии детей дошкольного возраста и о его особенностях, о значении сенсорной культуры для развития ребенка....

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

Статья на тему "Характеристика познавательных интересов детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическ...

Статья на тему: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста".

Статья на тему: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста", а так же рекомендации по данной технике....

Статья на тему : «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к воспр...

Статья на тему: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ

Художественно-эстетическое развитие раскрывается в статье, как одно из необходимых условий развития личности ребенка. Рассматриваются формы и направления работы для осуществления эффективного и полноц...

Статья на тему "Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста"

Статья на тему "Художественно – эстетическое развитие  детей дошкольного возраста"...