Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развиваем речь ребенка»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
Тема «Развиваем речь ребенка»
Цель: Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте.
Задачи: Познакомить родителей с результатами анкетирования, познакомить родителей с выставкой настольно печатных игр по развитию речи, совершенствовать знания родителей о развитии речи детей.
Участники: родители, воспитатели.
Ход собрания.
- Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады вас видеть. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную тему «Развиваем речь ребёнка».
Зачем нам нужна речь?
Для чего речь ребенку?
Что будет, если речь у нашего ребенка не будет сформирована до школы? Чем это грозит?
Речь очень важна для общения, но не менее важна и для письма.
Ваша задача, помочь своему ребенку. У 4 годам звуки нашего языка должны быть в норме.
Поможет сформировать речь и улучшить звукопроизношение:
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Упражнения на дыхание
4. Игры на формирование грамотных речевых высказываний.
Давай более подробно рассмотрим каждый пункт.
1 слайд: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Почему уделяют внимание пальчиковой моторике?
Учеными доказано, что в коре головного мозга есть 2 речевых центра:
• центр Брока, он управляет мышцами лица, языка, глотки;
• центр Вернике, он отвечает за понимание речи.
Все речевые процессы происходят в коре головного мозга. Если мы начинаем стимулировать мелкую моторику пальцев рук, то стимулы попадают в головной мозг и как водный матрас раскачиваются и импульсы передаются в речевую зону, т. е если выполнять упражнения с мелкой моторикой, с речевым проговариванием, то идёт развитие речевой зоны.
Давайте поиграем пальчиками (пальчиковая игра на выбор).
Также для развития мелкой моторики можно в магазине приобрести много игрушек: шнуровки, мозайки, плетения, колючие мячики, антистрессы, конструктора, собери бусы и т. д (показ на выбор).
У каждого наверняка дома найдутся прищепки, их также можно использовать для развития речи ребенка. Прищепкой можно массажировать пальчики. Можно сделать простые игры «Поймай червячка», «Сделай солнышко или ёжика». Дети с удовольствием в них играют. Также пригодятся небольшие листы бумаги. Положите 2 листочка бумаги, на ладони ребенку и попросите его сделать 2 мячика. Каждый мячик нужно сделать своей рукой.
Пригодятся бигуди, их можно покатать в руках, помять. Раздражаются рецепторы, импульсы идут в мозг, развивается речь.
Также давайте ребенку перебирать крупу, делать бусы из макарон, чистить крутые яйца, мандарины, из бусин, семян, пуговиц выкладывать узоры, смотать нитки в клубок, наточить карандаши, заплести косу. Можно взять воздушные шарики и насыпать в них крупы, а потом поиграть с ребенком в игру «Найди пару».
Мы не только стимулируем моторное развитие, мы готовим руку к письму. Рисуя с ребенком, возьмите в руки карандаш, покатайте как колбаску.
Очень простые упражнения, но дадут хорошие результаты.
2 слайд: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
- Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
- Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
Сегодня мы с вами научимся выполнять такие упражнения.
- Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики.
- Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так. |
- Упражнение «Лопаточка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка. |
3 слайд: УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ
Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, нормальную громкость речи, соблюдение пауз, интонационную выразительность.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох как правило говорят тихо и затрудняются произносить длинные фразы, не договаривают слова.
Развивая речевое дыхание, прежде всего нужно сформировать сильный плавный ротовой выдох, чтобы ребенок направлял воздушную струю в нужном направлении.
• Вдох должен быть носом, набирая полную грудь воздуха;
• Во время выдоха, губы трубочкой, а, не сжимая губы и надувая щеки;
• Проводит такие игры долго нельзя, а игра 10 секунд.
Пригодятся салфетки, пусть ребенок порвет ее на мелкие части и подует, а потом соберет.
4 слайд: ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАМОТНЫХ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
В развитии речи ребенка поможет рассматривание картинок и составление по ним рассказов. Игры, которые помогут развить речь вашего ребенка:
«Что из чего сделано?» Н-р: Стакан из стекла какой? Стеклянный и т. п.
«Скажи наоборот» Н-р: Сильный-слабый, горячий-холодный ит. п.
«Что делает этот предмет?» Н-р: Ветер-дует, самолет-летит и т. п.
«Назови ласково»
«Продолжи слово»Н-р: КА___(ша, МУ___(ка) и т. п.
"Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло. ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
В таких играх лучше использовать мяч. У современных детей страдает внимание, а поймав мяч, он на нем сосредотачивается, и также идет развитие моторики.
Игр большое многообразие, их можно найти в интернете, в книгах. Развивайте своего ребенка, найдите для него время.
«ПОДАРОК»
Родителям раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши. Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшней встрече.
- Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи. Надеюсь, сегодняшняя встреча была полезной для вас. Спасибо за внимание!
Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»
Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...
Конспект родительского собрания в старшей группе "Знаете ли вы своего ребенка"
Цель собрания:подвести итоги совместной деятельности детей, родителей и воспитателя за прошедший год.определить перспективы на будущее.Задачи родительского собрания:отследить динамику психическо...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему "Развиваем речь детей посредством ТРИЗ игр "
Разработка родительского собрания в средней группе ...
Конспект родительского собрания в старшей группе "Что должен уметь делать ребенок 5-6 лет"
Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Форма проведения: круглый стол.Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельностьЗадачи:1. Информирование р...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.
Родительское собрание в средней группе на тему: "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"...
Конспект родительского собрания в старшей группе. « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы " Собрание-практикум.
Конспект родительского собрания в старшей группе.СЛАЙД 1Тема: « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы "Собрание-практикум. Цели и задачи:Формирова...