Игры с прикосновением
план-конспект занятия на тему

Ларюшкина Полина Викторовна

Игры с прикосновением методика подходит как для детей с диагнозом аутизм. так и для общего развития малыша.

 

 

«С помощью наших рук мы беседуем с ребенком, контактируем с ним. Прикосновение - это первый язык, мы не можем представить себе, насколько умна кожа ребенка».

Фредерик Лейбойе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры с прикосновением 703 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с прикосновением.

«С помощью наших рук мы беседуем с ребенком, контактируем с ним. Прикосновение - это первый язык, мы не можем представить себе, насколько умна кожа ребенка».

Фредерик Лейбойе.

Человек приходит в этот мир для общения с другими людьми. Многообразие этого общения велико: это и речь, и проявление эмоций, чувств, возможность видеть и слышать другого человека. Но есть одно чувство, которое ближе всего к нам. Это чувство осязания. Ведь кожный покров развивается раньше других, он и самый чувствительный. Чувство осязание - наше первое чувство, которым мы воспринимаем. Кожа - наша главная защита от внешнего мира, и она же даёт возможность воспринимать его.

С помощью прикосновений мы пробуждаемся к жизни. Пробуждение - сложный процесс, благодаря которому мы становимся более осознанными, в нас просыпается Личность. Особенность чувства осязания в том, что часть нас становится пробуждённой благодаря части мира или другого человека. И это пробуждение связано с переживанием границ. Ребёнок учится понимать, что он физически ограничен. Благодаря чувству осязания мы осознаём, что находимся здесь и сейчас. Но это, данное природой чувство, надо развивать.

Все знают, что чувство осязания играет важную роль в воспитании ребёнка. Ведь малыш может соприкоснуться с миром совершенно по-разному. Простой пример: имеет огромное значение, сосёт ребёнок грудь матери или бутылочку, играют ли с малышом, держат на руках, гладят или же редко берут на руки, чтобы «не разбаловать». Люди с давних пор интуитивно чувствовали, что с малышом надо играть, щекоча и теребя его. Так они проявляли свои чувства, заботливое отношение.

Люди давно знали, что общение необходимо даже самому маленькому ребёнку. Но как с ним общаться, если он не разговаривает? Конечно же, прикосновениями. Так появились пестушки - самые первые, простые стишки или песенки, под которые мама непременно поглаживала малыша, помогала ему вытянуть ручки вдоль тела, размяться после сна. Название игр произошло от слова «пестовать», то есть холить, нянчить, воспитывать, растить, лелеять. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни малыша, потом, поближе к полугоду, можно добавлять в общение с малышом потешки, а после года - прибаутки. Недаром все эти маленькие стишки называются светло и чисто «материнской поэзией». Наши бабушки, растя нас, постоянно что-то приговаривали, напевали, а если что и забывали, то тут же придумывали на ходу. Без пестушки - то прежде и к малышу не подходили. Проснется он, его поглаживают по животику и нараспев приговаривают:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Сегодняшнему малышу пестушки, исполняемые мамой, нужны как воздух. В большинстве случаев родители пользуются магнитофоном, оправдывая себя тем, что они и петь-то, не умеют. А ребенку нужны нежные прикосновения, звучание родного и теплого голоса. Ведь когда мы с Вами говорим, совершаем телесные прикосновения, проявляется наша личность, так мы дарим ребёнку (а он нам) чувство.

Пестушки

На кота - потягушки,

На дитя - порастушки.

Потягушка

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни - потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся - потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем, растем.

Наш котенок (Р. Селянин)

У котенка шерстка гладкая,

И она, наверно, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто- часто шерстку лижет.

Непременно погладьте ручки и ножки ребенка, несколько раз, прочитав стихотворение.

Еще одна потешка на поглаживание различных частей тела ребенка:

Я купила кошке

К празднику сапожки, (погладить ножки)

Причесала ей усы, (пальчиками поглаживать верхнюю губку ребенка)

Сшила новые трусы, (погладить животик)

Только как их надевать? (развести ручки ребенка в стороны)

Хвостик некуда девать.

Эта игра способствует установлению теплых доверительных отношений между взрослым и ребенком. Сначала поглаживаем одну ладошку, а потом другую:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Расти, сынок

В поле - дубок.

В доме - сынок.

Ты расти, сынок,

Расти крепеньким,

Расти крепеньким

И здоровеньким!

Тянись к солнышку,

Тянись к светлому,

Тянись к светлому,

Расти да радуйся!

Доченька просыпается

Доченька просыпается —

Солнышко улыбается!

Здравствуй, девица,

Здравствуй, красная!

Здравствуй, солнышко,

Здравствуй, ясное!

Потягушка - шутка

Вы заметили, что ваш малыш научился улыбаться, и так хочется эту улыбку задержать, увидеть еще разок! Тогда играем в эту игру:

Мы растем - растем - растем,

Эх, стараемся!

Завтра встанем и пойдем

...Улыбаемся?!

Ой, какие мы большие!

- Как же ты вырос! - с улыбкой гладит мама малыша, лежащего в кроватке. И меряя его пядями, приговаривает:

- Ой, какие мы большие,

Не малюсенькие!

Вот такие, вот такие,

Вот таку - у - усенькие!

В народном фольклоре существуют пестушки, связанные с любым моментом жизни ребенка. Например, купая ребенка, напевают:

Водица - царица,

Всем помощница!

Помогала лугам,

Помогай и нам!

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба!

Вода - книзу,

А дитя - кверху.

Кто купаться пришел?

Ой - ей! Ой - ей- ей!

Кто тут голенький такой?

Кто тут голенький

Да веселенький?

Кто купаться пришел?

Кто водичку нашел?

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Накупайте малыша, чтоб сияло личико!

Умывалочка

Знаем, знаем, да - да- да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку.

Если малыш упал или стукнулся, погладить, подуть на больное место можно с приговором, игрой, обнимая и жалея ребёнка.

У сороки боли,

У вороны боли,

У сыночка заживи.

Я на камушке сижу, сижу на горючем.

Кто же, кто же меня любит,

Кто же, кто же меня пожалеет?

Ваш малыш капризничает: устал, хочет спать, приболел? Обнимая ребенка, прижимая к себе, покачивая, можно проговаривать следующее стихотворение:

Я построю гнездышко

Прочное, надежное,

Где мой птенчик маленький

Спрячется от всех.

Я построю гнездышко

Чистое, просторное,

Где мой птенчик маленький

Сможет поиграть.

Я построю гнездышко

Теплое, уютное,

Где мой птенчик маленький

Будет сладко спать.

Если Вас беспокоит, что ребёнок не стремится общаться с близкими, у него слабые эмоциональные реакции, отсутствует «комплекс оживления», малыш не реагирует на присутствие или удаление матери - то надо быть готовым помочь ему освоить новые возможности. Удвойте усилия, увеличьте время проведения с малышом. Пробуждайте в нём желание тактильного контакта, но не играйте с ним, когда он устал или голоден. Перенесите игры на более благоприятное время, когда все физиологические желания малыша удовлетворены, прикасайтесь к нему тёплыми руками и с улыбкой на лице, а главное - с душевным желанием этой близости.

Далее следуют игры, когда мама пошлепывает, пощипывает кончиками своих пальцев по подошвам ножек ребенка. Это очень весело и полезно. Ведь сочетается возможности игры и элементы массажа для него.

***

Цок! Цок! Цок! Молоток –

По гвоз - доч - ку.

Послушен гвоздок

Мо-ло- точ - ку.

***

Куй, куй, ковалек

Подкуй чеботок:

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Подай молоток

Подковать чеботок!

***

Мужичок - с – ноготок

В руки взял молоток

И пошел! Тук да тук!

Тут я, тут! Тут как тут!

***

Шьет сапожник нам сапожки,

Чтобы мы обули ножки.

И за гвоздиком гвоздок

Забивает молоток.

Тук - тук - левая подкова.

Тук - тук - правая подкова.

Раз, два и готово.

***

Двумя пальцами мама «гуляет» по спинке, ножкам ребенка, а дойдя до пяточек, пощипывает их.

Ой - ее - ее -ечки!

Спал медведь на коечке,

Свесились с кроватк

Две босые пятки.

Две босые, две смешные,

Ой, смешные пятки!

Увидала мышка,

Мышка - шалунишка,

Влезла на кроватку,

Хвать его за пятку!

Растирая пяточки малышу, напеваем:

Как у нас ли журавель,

Как у нас ли молодой,

На полатях сидел,

Лапоточки плел -

И себе, и жене,

Ребятишечкам по лаптишечкам,

А девчонкам по чулчонкам.

Ребенок лежит на животике в кроватке или на коленках у мамы. Ласково пощипываем спинку малыша, массируем ее:

Шла купаться черепаха

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

А теперь потанцуем! Это первый танец вашего малыша, и исполняется он лежа. Согните его ножки в коленочках и «притопывайте» в ритм потешки:

Паты, паты, паты, паты,

Вышли валенки из хаты,

Погуляли по двору,

Поплясали на пиру,

Легли на печь –

Пироги стеречь!

На последних строчках уложите согнутые ножки ребенка сначала в одну, а затем в другую сторону.

Выучили этот танец, переходите к следующему:

Зайка, зайка, попляши!

Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки, хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

Велосипед

Мама берет ножки малыша и крутит их:

Крути, крути педальки

Быстрей, быстрей, быстрей.

Чудесная прогулка,

Нам вместе веселей.

Смелый пилот

Одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой обхватите противоположное от себя бедро ребенка. Поднимайте малыша вверх и опускайте его вниз, покачивайте, приговаривая:

Вырасту, буду

Летчиком смелым.

Нет для мальчишки (девчонки)

Лучшего дела.

Малыш растет, а с ним «растут» и его игры. В 8-9 месяцев ребенку нравятся пестушки, связанные с движениями игрового характера. Движением детских ручек изображают растягивание и складывание холста и говорят:

Тяни холсты, потягивай.

В коробочку покладывай.

***

Тяни холсты –

На покроичку.

Тяни холсты –

На рубашечку.

Это мамин холст,

Это папин холст,

А Вовочкин холст —

С мышиный хвост.

При каждом стихе ручки ребенка складываются и снова расправляются, а при последних словах - еще более. Малыш при этом обыкновенно смеется, а потом и сам начинает делать сажени:

Батюшке - сажень!

Матушке - сажень!

Сестрице - сажень!

А мне - долга, долга, долга!

Игры на коленях

В народном творчестве большой запас игр. Если Ваш малыш сидит у Вас на коленях, можно « покатать его на лошадке»:

***

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы не плачем, плачем, плачем,

Все у нас в порядке!

***

На лошадке скачем, скачем,

Скок, скок, скок.

Упадем и не заплачем

Цок, цок, цок.

***

Еду, еду,

К бабе, к деду.

На лошадке

В красной шапке.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

По кочкам, по кочкам,

По мостику, по мостику,

В ямку бух!

Раздавили сорок мух!

***

Бабка Петровна

Поехала по бревнам.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Бух!

***

Вот так скачут кавалеры, вот так скачут кавалеры,

Вот так скачут офицеры, вот так скачут офицеры,

Вот так скачут стары бабки, вот так скачут стары бабки.

Бух!

***

Поехали, поехали, с орехами, с орехами,

Поскакали, поскакали, с калачами, с калачами,

Вприскочку, вприскочку, по кочкам, по кочкам.

Бултых в ямку!

***

Хорошая дорога, хорошая дорога,

Вот стала что-то хуже, вот стала что - то хуже.

Шаляет - валяет, шаляет - валяет,

На мостике, под мостиком,

На мостике, под мостиком,

Бух в яму!

***

Мы ездили на рынок,

Купили пару свинок,

Сапожки, платья, шубки -

Вот и все покупки.

Подбрасываем ребенка на коленках, а на последней строчке останавливаемся, а можно еще прибавить строчку: «В ямку бух!»

***

Скок, скок, поскок,

Молодой дроздок.

По водичку пошел,

Молодичику нашел.

Молодичка Арина

По водичку ходила,

Травку рвала,

Бычку дала.

Ой, тпруськи, бычок,

Задери тебя волчок!

***

Малыш сидит у мамы на коленях, а мама переваливает его из стороны в сторону:

Сито бито, бито, бито,

Под бока, бока, бока!

Посмотри-ка: пляшет сито,

Пляшет сито трепака!

А теперь помогаем ребенку хлопать в ладошки:

Ты пеки, пеки, пеки

Все, что хочешь из муки:

Блин - чики,

Пи - рож – Ки

И ола - душ - ки!

Игры - поглаживания

Тихо напевая песенку, поглаживайте ребёнку лобик, щечки, шейку:

Аи, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет...

***

Легко дотрагивайтесь до ножек малыша, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте его пальчики и приговаривайте:

Как у нашей птички

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки - царапки.

***

Играйте в эту игру при переодевании. Возьмите ручки малыша, легко отведите их назад, скользя по покрытию пеленального стола, похлопывайте кулачками, приговаривая:

Пляшут куры, петушки

И цыпляточки - пушки.

Закружились все подряд,

Стали крыльями махать,

Брысь, кот, уходи,

К нам во двор не заходи!

***

Ножки, ножки, где вы были? (гладим ножки ребёнка)

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали? (гладим ручки ребёнка)

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали? (гладим глазки ребёнка)

Мы искали да смотрели –

Все пенёчки оглядели.

Вот и Ванюшка с грибком, (обнимаем ребёнка)

С подосиновиком!

А теперь другие виды игр, когда машут кистями рук ребенка и произносят:

Уточки, уточки

Плавали, плавали,

Полетели, полетели,

На головушку сели.

***

Уты, уты полетели,

На головку сели.

Сели, сели посидели

Да опять полетели.

Уты, уты, уты.

***

Прилетели гули,

Гули - голубочки.

Сели на головку,

На головку дочке,

А ты, моя дочка,

Помаши платочком –

Кыш, гули, кыш.

Игры с прикосновением

Игра «Сорока - ворона» известна всем. Она очень проста, но чрезвычайно важна для малышей. Неслучайно у неё столько сестёр в разных концах света. Народные игры мудры: они дают именно то, что в данное время нужно ребёнку.

Берём у ребёнка руку, водим своим указательным пальцем по его ладони и приговариваем:

Сорока, сорока кашку варила,

Деток кормила,

Этому дала,  (загибаем пальчики, начиная с большого)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.  (покачиваем мизинчик)

Ты дров не носил,

Воды не носил.

Зачем дров не носил? (поглаживаем запястье)

Воды не носил?

Знай наперёд:

Здесь водичка - холодненькая,

Здесь - тёпленькая,  (поглаживаем сгиб локтя)

Здесь - горяченькая,  (поглаживаем плечо)

А здесь - кипяток, кипяток!  (щекочим под мышкой)

Есть и другой вариант этой старинной игры:

Сорока, сорока,

Кашу варила,

На порог поскакивала,

Гостей посматривала:

Не едут ли гости,

Не везут ли гостинцы?

Приехали гости,

Привезли гостинцы.

По очереди прикасаемся к пальчикам ребенка и говорим:

Этому кашки,

Этому бражки,

Этому пивца,

Этому хлебца,

А этому недостало.

Поди,

Там есть колодец,

Напейся водицы!

Потом, указывая на ладонь, говорим:

Тут пень,

Касаемся кисти руки:

Тут колода,

Подвигаемся к локтевому сгибу:

Тут мох,

Приближаемся к подмышке:

Тут болото...

Щекочем подмышку:

А тут студеная водица.

Комарики

Сведите большой и указательные пальцы - вот и «комар». Сейчас он будет кружиться над малышом, лежащим в кроватке или у вас на руках, пока вы приговариваете:

Дарики, дарики,

Аи да комарики!

Вились, кружились

Да в ушко вцепились,

Кусь!

«Комарик» может укусить ручку, ножку, щечку ребенка, который скоро освоится в игре и скоро станет прятать от вас места «укуса».

А вот еще одна игра:

Там, за дверью - Дед Мороз,

Щипза щечку!

Щип за нос!

***

Есть хорошая русская поговорка: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, а наполовину тому, кто слушает». И об этом не надо забывать, проводя время с маленьким ребёнком. Во время общения с малышом очень важно создать такие условия, чтобы он слышал и себя и Вас, чтобы мог хорошо видеть Ваше лицо, когда Вы с ним играете, разговариваете. Ведь он учится, подражая Вам. Дети очень любят игры с называнием частей лица, тела. Эти игры хороши тем, что они в них пока пассивны.

Всё делают взрослые. Но в этом и ответственность: движения должны быть естественны и приятны малышу и не должны вызывать негативной реакции. В противном случае, при возникновении отрицательных постоянных эмоций возможна их фиксация на подсознательном уровне. И как следствие - замедление эмоционального развития, развития речи.

Стенка, стенка

Стенка, стенка, (касаемся по очереди щёк ребёнка)

Потолок, (касаемся лба)

Две ступеньки, (дотрагиваемся до губ)

«Дзинь!» - звонок. (нажимаем на нос)

Гармонь

Взрослый, легко нажимая ребёнку на нос, спрашивает:

-Дзинь, дзинь, дзинь.

Хозяин дома?

Если ребёнок отвечает «Да», спрашивает дальше:

Гармонь готова?

Если снова отвечает «Да»:

Можно поиграть?

На ответ «Да», щекочет ребёнка под мышками и по рёбрам, изображая игру на гармони.

Дрозд

Показывают сначала на себе, а потом на ребёнке.

Я - Дрозд, ты - Дрозд.

У меня — нос,

И у тебя - нос.

У меня - мягкие щечки,

У тебя - мягкие щёчки.

У меня - сладкие губки,

У тебя - сладкие губки.

Мы любим друг друга!  (обнимаются)

Важно, чтобы у ребёнка не было зажатости, страха, что игры сложны, недоступны. Поэтому игры надо подбирать таким образом, чтобы была уверенность, что ребёнок справится с ними. В нашей книжке игры «растут вместе с ребёнком».

Сороконожки

Две сороконожки (руки скрещены)

Бежали по дорожке, (пальцы каждой руки бегут по предплечью другой руки)

Всё бежали и бежали, (пальцы каждой руки бегут по плечу другой руки)

Всё друг дружку догоняли, (сцепляются в крепкий замок на  затылке)

Как друг дружечку догнали,

Так друг дружечку обняли.

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли! (взрослый разнимает руки ребёнка)

Путь сороконожек может меняется с каждой новой игрой. Пальцы рук могут сцепиться на макушке, на спине, под коленками... Затем можно играть и в парах. Руки бегут по телу партнёра, сцепляясь на его спине, голове, под его коленками.

Лук, чеснок или малина

Взрослый держит ребёнка на коленях спиной к себе, закрывая ладонями ему глаза. Спрашивает:

- Лук, чеснок или малина?

Если ребёнок отвечает «чеснок», взрослый говорит:

- Посиди ещё часок,   (продолжает закрывать глаза)

Если «малина», говорит:

- Открываем (закрываем) половину (открывает (закрывает) один глаз)

Если отвечает «лук», говорит:

- Молодец, мой друг  (гладит ребёнка по голове)

Кисонька - мурысонька

- Кисонька - мурысонька, ты где была? (ладонями гладим по щекам ребёнка)

- На мельнице, (круговые движения указательными пальцами)

- Кисонька - мурысонька, что ты там делала? (гладим щёки ладонями)

- Муку молола, (круговые движения тыльной стороной ладоней)

- Кисонька - мурысонька, что из муки будешь печь?  (гладим щёки ладонями)

- Оладушки, оладушки, (постукиваем ладонями по щекам)

- С кем оладушки будешь есть?     (гладим щёки ладонями)

- Одна.

- Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна. (шутливо треплем ребёнка за нос)

Игры на прикосновения помогают ребёнку лучше почувствовать себя, пережить границы своего тела. Чувство осязания более всего выражено в кончиках пальцев. То, что мы можем ощупать себя кончиками пальцев - удивительно! Но ребёнку должно исполниться, по меньшей мере, 2-3 года, прежде чем ему это удастся. Лишь, когда ребёнок говорит о себе «Я», его ручки вырастают настолько, что он может полностью себя ощупать. У ребёнка представление о своей физической ограниченности необходимо формировать. Ведь оно даёт чувство уверенности в себе, помогает родиться личности.

Особенно они могут помочь детям, чувство «Я» которых спит или не готово устанавливать контакт с людьми. Загадка таких детей для нас, взрослых, велика. И если мы встаём на путь её решения, то проникновение в «Я», во внутреннюю жизнь такого ребёнка требует от нас усилий в той же мере, в какой для него самого представляется закрытым выход к другим людям. Ребёнок, который отворачивается от любого человеческого контакта, который не может или не хочет использовать свои возможности - такую загадку задают нам аутичные дети.

Наши действия, направленные помочь, наш энтузиазм, наша эмоциональность не должна направляться непосредственно на ребёнка. К такому ребёнку не стоит часто прямо и энергично обращаться и смотреть в глаза. Каждая встреча с «Я» другого человека действует на него как атака. Очень спокойно, «с выключенными аффектами» (по словам лечебного педагога Аспергера) необходимо создать свободное пространство, где может проявить себя личность ребёнка.

Возможно, лучше начинать общение с игр на прикосновение на спине. Тогда «Я» ребенка будет чувствовать себя более защищенным и свободным в передвижении и установлении времени контакта.

В то же время, эти игры способствуют эмоциональному расположению детей к массажу, сглаживая неприятные моменты.

Тушки - тутушки

Игра проводится на спине ребёнка. Он может лежать или сидеть на коленях у взрослого.

Тушки - тутушки, (легонько постукиваем ребёнка по спине ладонями)

На столе пампушки.

На столе пампушки,

А в печи ватрушки.

Спрашиваем ребёнка:

- Тебе с маком или с изюмом?

Если он говорит «с маком», постукиваем по спине кончиками пальцев, если «с изюмом», легонько пощипываем спину.

Поезд

Рельсы - рельсы, (движения ребрами ладоней вдоль позвоночника)

Шпалы - шпалы, (движения ребрами ладони по рёбрам)

Ехал поезд запоздалый. (изображаем движение поезда кулаками)

Из последнего окошка

Вдруг посыпался горошек (всеми пальцами легко ударяем по всей спине)

Пришли куры - поклевали, (указательными пальцами легко ударяем по спине)

Пришли гуси - пощипали, (легко пощипываем спину ребёнка)

Пришли зайцы - поскакали, (указательным и средним пальцами каждой руки изображаем     движения зайца)

Пришли медведи - растоптали, (мнём спину кулаками)

Пришла лиса - всё хвостом подмела. (ладонями гладим спинку)

Тесто

Ребёнок изображает тесто. Его ласково трогают за плечи, спину, изображая работу с тестом.

Тесто, тесто дрожжевое,

Дышит, дышит, как живое.

Тесто с маслом, молоком,

С солью и белками.

Тычут в тесто кулаком,

Мнут его руками.

Чем сильнее тычки,

Тем вкуснее пирожки.

Пеку хлебушек

Для весёлых детушек.

Маленький - меньшому,

А большой - большому.

Спрашиваем:

- Пирог готов?

Если ребёнок говорит:

- Готов! - то пробуем, легко пощипывая.

Если отвечает:

- Не готов! - то продолжаем «месить и печь хлеб» дальше.

Человеческий облик - выражение личности. Необходимо помочь ребятишкам почувствовать своё тело, дифференцировать его части. Особенно это необходимо, если дети имеют слабое представление о собственном теле, несоответствующее своему возрасту или исходя из особенностей развития (тенденции аутизма, задержка развития). Чрезвычайно полезны в таких случаях игры на прикосновение ко всем частям тела, игры, помогающие освоить «телесную географию».

Когда ребятишки научаются игре, то активные действия передаются им. То есть, они могут сами играть, «гуляя» по своему телу или по телу взрослого (другого ребёнка).

Тим - Тимофей

У Тима – Тимофея (гладим отдельно каждый пальчик на ножках малыша)

На ножках десять пальцев.

Носки на десять пальцев натягивает Тим.

Наденет он сапожки

На маленькие ножки,

И весь десяток пальцев

Гулять уходит с ним.

У Тима – Тимофея (гладим отдельно каждый пальчик на ручках малыша)

На ручках десять пальцев.

И делают все пальцы,

Что им прикажет Тим.

Он спрячет их в перчатки,

На меховой подкладке.

И десять пальцев в прятки

Зимой играют с ним.

У Тима - Тимофея (гладим глазки малыша)

Два синих - синих глаза.

Они всегда смеются,

Когда смеётся Тим.

А если мальчик болен

Иль чем - то недоволен,

То сразу оба глаза заплачут вместе с ним.

У Тима - Тимофея

На ножках - десять пальцев, (гладим отдельно каждый пальчик на ножках малыша)

На ручках - десять пальцев, (гладим отдельно каждый пальчик на ручках малыша)

А голова - одна. (гладим головку)

Когда, зевая сладко,

Ложится он в кроватку,

Ложится и она.

Весёлый человек

Идёт весёлый человек, (указательный и средний пальцы взрослого обеих рук

 Идёт по лестнице наверх, (поднимаются от ступней ребёнка до коленей)

Видит дверь, а на ней замок. (останавливаются)

Дин-дон, дин-дон! (указательными пальцами надавливаем на коленочки)

- Здравствуйте, коленочки. (гладит ладошками коленки ребёнка)

- Здравствуйте, Машенькины коленочки.

Они посидели, поговорили, чай попили,

И человечек дальше пошёл.

Идёт весёлый человек, (указательный и средний пальцы взрослого обеих рук)

Идёт по лестнице наверх. (поднимаются от коленей до живота ребёнка)

Видит дверь, а на ней замок.

Дин-дон, дин-дон! (указательными пальцами надавливаем на пуп)

- Здравствуй, животик, (гладит ладошками животик ребёнка)

- Здравствуй, Машенькин животик.

Они посидели, поговорили, чай попили,

И человечек дальше пошёл.

Идёт весёлый человек, (указательный и средний пальцы взрослого обеих рук

Идёт по лестнице наверх. (поднимаются от живота до локтей ребёнка)

Видит дверь, а на ней замок.

Дин-дон, дин-дон! (указательными пальцами надавливаем на локти)

- Здравствуйте, локоточки, (гладит ладошками локти ребёнка)

- Здравствуйте, Машенькины локоточки.

Они посидели, поговорили, чай попили,

И человечек дальше пошёл.

Идёт весёлый человек,(указательный и средний пальцы взрослого обеих рук)

Идёт по лестнице наверх. (поднимаются от локтей до плеч)

Видит дверь, а на ней замок.

Дин - дон, дин - дон! (указательными пальцами надавливаем на плечи)

- Здравствуйте, плечи, (гладим ладошками плечи ребёнка)

- Здравствуйте, Машенькины плечи.

Они посидели, поговорили, чай попили,

И человечек дальше пошёл, (указательный и средний пальцы взрослого обеих рук)

Идёт весёлый человек,  (поднимаются до головы)

Идёт по лестнице наверх.

Видит дверь, а на ней замок.

Дин - дон, дин — дон! (указательными пальцами надавливаем на нос)

- Здравствуй, головка,(ладит ладошками голову ребёнка)

- Здравствуй, Машенькина головка.

Они посидели, поговорили, чай попили,

И человечек обратно пошёл.

Идёт весёлый человек, (указательный и средний пальцы взрослого обеих рук

Идёт по лестнице он вниз.

(спускается по телу ребёнка в обратном порядке)

Игры на взаимодействие

Большой простор для развития чувство «Я» создаётся в коллективных играх. В игровой деятельности непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнёрам по игре. В такие моменты возможны конфликты, когда каждый отстаивает свои желания.

В старшем дошкольном возрасте особенно важна оценка сверстников. Принятие ребёнка другими детьми зависит от ряда причин: его знаний, особенностей поведения, внешности, но более всего от умения устанавливать контакты с другими детьми. Игры на прикосновения дают возможность детям почувствовать друг друга, проявить себя по отношению к другим, тем самым, развивая в себе лучшие качества: теплоту, внимание, терпение, понимание. Помощь взрослого во взаимодействии в играх на прикосновение необходима.

Здравствуй, здравствуй дорогой

Взрослый садится в середину круга из детей и говорит следующие слова:

- Рядом - рядышком со мной есть одно местечко.

Я хочу, чтоб Коля сел, со мной рядом посидел.

Названый ребёнок садится напротив взрослого, и они начинают играть в «ладушки»

Здравствуй, здравствуй, дорогой,

Вот мы встретились с тобой.

Здравствуй, здравствуй, дорогой,

Вот мы встретились с тобой.

Мы похлопаем немножко

Мы хлопаем глазами, (движения соответствуют тексту)

Мы хлопаем руками,

Мы топаем ногой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Киваем головой.

Друг другу руки подаём - и бегаем и бегаем потом.

                                        - и кружимся и кружимся потом.

                                        - и прыгаем и прыгаем потом.

Ласковая цепочка

Дети сидят или стоят по кругу. Ведущий делает ласкательное движение по отношению к соседу: гладит по головке, жмёт руку или целует. Затем, получивший ласку ребёнок повторяет её по отношению к следующему, и так далее. Стоит ли говорить, что движений может быть множество!

Змея

Эта игра хороша для всех детей, но особенно для тех, кто родился с помощью кесарева сечения. Ведь считается, что дети самостоятельно прошедшие родовые пути, получили чувственный опыт прикосновений в гораздо большей степени, и он уже с рождения начинает «работать» на малыша. У ребятишек, которые рождаются благодаря операции, этот опыт отсутствует, и приобрести его в жизни можно, создавая подобные игровые ситуации.

Взрослый идёт, говоря следующие слова:

Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу

Затем останавливается, расставив ноги на ширине плеч, и спрашивает одного из детей:

- Хочешь быть моим хвостом?

Если ребёнок отвечает:

- Ну, конечно, же, хочу.

Взрослый говорит:

Проползай, проползай,

Хвостик длинный отрастай.

Ребёнок проползает под ногами взрослого и становится за ним, держась за пояс. Теперь взрослый и ребёнок двигаются «цепочкой» и начинают игру сначала.

Бухта Щекотки

Дети становятся в два ряда друг против друга, так чтобы между ними был проход.

Это и будет бухта Щекотки. Расстояние между ними должно быть таким, чтобы дети легко могли прикоснуться друг к другу. Один ребенок должен пробраться через эту бухту, положив руки на бедра и двигаясь на цыпочках. При этом, разумеется, множество рук будет стараться помешать ему и станет его щекотать. Других правил у этой игры нет, как нет и результата и цели. Вся прелесть игры заключается в ощущении, которое будет испытывать ребенок, пробираясь сквозь бухту. Начинается игра словами, которые произносит взрослый:

Щеки сильнее надуй,

Руки на бедра поставь,

Ловко на цыпочки встань,

В бухту Щекотки иди.

Рот поплотнее сожми:

Ведь рассмеяться нельзя!

Бухту придется пройти

Молча, без смеха и слез.

А теперь дети говорят хором:

Вот молодец! Вот молодец!

Бухта Щекотки тебе нипочем!

Игра заканчивается тогда, когда все участники игры пройдут через бухту.

Игра овечек

Дети ходят по комнате, изображая овечек, приставив кулачки к голове:

Как паслись овечки в поле,

На широком на просторе.

Сею - вею, сею – вею, (руки на поясе, приседания)

На широком на просторе.

Они весело гуляли, (взрослый набрасывает

                                                   прозрачный платок)

И овечку потеряли. (на одного из детей)

Сею - вею, сею - вею, (руки на поясе, приседания)

И овечку потеряли.

Ты, ay, ay овечка,

Наше милое сердечко.

Сею - вею, сею - вею,

Наше милое сердечко.

Игра в кругу «Яблонька»

В центре круга один из детей - «яблонька». Остальные двигаются по кругу со словами:

Мы посадим яблоньку на горе, на горе.

Наша яблонька расцветёт по весне, по весне.

Вырастай-ка, яблонька, вот такой вышины. (руки поднимаем вверх)

Распускайся, яблонька, вот такой ширины. (разводим руки широко в стороны)

Ой, как наша яблонька распустилась.

Ой, как наша Машенька закружилась. («яблонька» кружится)

А мы нашу яблоньку потрясём, потрясём. (дети подходят к «яблоньке»,)

А мы сладки яблочки соберём, соберём. (трогают, гладят её)

А мы нашу яблоньку всю пощиплем,    (легко пощипывают)

Да от нашей яблоньки убежим вихрем. (дети разбегаются, а «яблонька» их догоняет)

Кого догнали, тот и становится ведущим («яблонькой»).

В заключение, давайте подведём итоги нашего тактильного общения с малышом.

  • В первую очередь, это неиссякаемый источник радости для взрослого и ребёнка, и что немаловажно - совместный.
  • Прекрасная возможность, в полном смысле слова, играючи, массажировать пальчики, ступни, всё тело любимого чада.
  • Игры на прикосновения стимулируют желание общаться, создают  основу партнёрским отношениям в игре, как базу дальнейших отношений в жизни.
  • Способствуют эмоциональной  и тактильной близости с родителями, друзьями, что к тому же даёт собственный эмоциональный и социальный опыт.
  • Благодаря такому общению с прикосновениями развиваются чувства ребёнка: осязание, тепла, движения, речи, а как следствие развитие чувства «Я» (личностное развитие). Происходит становление чувства переживания своего тела, а как следствие, возникновение уверенности в себе.

Хочется пожелать прикосновений, радостных, нежных, тёплых, любящих, способных дарить возможность личностного развития.

Содержание:

Пестушки        2

Игры на коленях        7

Игры - поглаживания        9

Игры с прикосновением        11

Игры на взаимодействие        18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИКОСНОВЕНИЕ К НАРОДНОСТИ

Как разрешить проблему национального и общечеловеческого? Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно лишь тогда, когда сам уважа...

Конспект родительского собрания "Тактильное прикосновение"

Прикосновения, объятия – важный аспект развития ребенка младшего возраста. Именно такие игры позволяют установить эмоциональный контакт с ребенком и поддерживать его на протяжении всего периода детств...

Советы родителям "Прикосновения..."

laquo;Прикосновение — ощущение, наиболее тесно связанное с кожей, самым важным из всех органов после мозга. Кожа, вместе с нервной системой, развивается из наружного слоя эмбриональных клеток, ...

Совместное занятие №2 "Язык прикосновений"

Гармонизация детско-родительских отношений...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Магия в каждом прикосновении»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11019103","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"332"}}]]...

Коммуникативные игры направлены на формирование и развитие у детей умения увидеть в другом ребенке его достоинства и давать вербальное и невербальное позитивное «прикосновение».

Коммуникативные игры направлены на формирование и развитие у детей умения увидеть в другом ребенке его достоинства и давать вербальное и невербальное позитивное «прикосновение».Коммуникати...

Игры с элементами массажа "Волшебные прикосновения"

quot;Волшебные прикосновения" - игры с элементами массажа, в которые можно поиграть дома со своим ребенком...