Речевая готовность детей к школе
консультация (подготовительная группа) по теме
Уважаемые родители! Впереди у вас и вашего ребенка новая школьная жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rechevaya_gotovnost_k_shkole.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Речевая готовность детей к школе»
Учитель-логопед:Грачёва Е.В.
Уважаемые родители! Впереди у вас и вашего ребенка новая школьная жизнь. И вы, конечно, хотите, чтобы она началась для него безболезненно и как можно более успешно. Как же помочь этому? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. Существует целый ряд критериев оценки готовности ребенка к школе. Это общее состояние его здоровья, достаточный уровень мотивации и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующий возрасту уровень сформированности пространственных и латеральных представлений, достаточная познавательная активность. Сегодня мы поговорим о «речевой готовности» вашего ребенка к школе.
Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.
Это краткое описание того, чем должен владеть ваш ребенок в области речевого развития при поступлении в школу, чтобы беспрепятственно начать обучение грамоте.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
1.Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Остро встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
2.Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки.
- Повтори за мной слоговые ряды и слова
та-да-та; да-та-та
ка-га-га га-га-ка
па-ба-па ба-ба-па
Ребенок должен на слух определять тонкие различия в звучании звуков
(бочка — почка, лук-люк, сова-софа). Хорошо развитый речевой слух ребёнка является необходимым условием при обучении грамоте.
Послушайте чистоговорку:
Рома Маше нарвал ромашек. Произнесем все вместе.
- Какой звук часто встречается?
- Как произносим звук, свободно или встречается преграда?
- Значит, какой он? (гл., согл.)
- Как произносим звук, твердо или мягко?
Игра «Будь внимательным»
Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен поднять руку (или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш) только в том случае, если в каком-либо из этих слов он услышит звук Ш. При этом слова должны быть подобраны так, чтобы смешиваемый с этим звуком звук С в них вообще не встречался, равно как и другие свистящие и шипящие звуки. Вот примерный ряд таких слов: кошка, каша, лампа, трактор, шарф, мука, ромашка, рак и т.д. (Аналогично эту игру можно провести и с другими звуками).
Игра «Назови слова»
Детям предлагаются слова с заданным звуком, который находится в начале слова. Когда дети назовут 15-20 слов, им предлагается назвать слова с другим звуком.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова;
Например: А – Аня, аист, астра; О – осы, Оля, окна; И – Ира, ива, ил; У – улица, уши, Уля;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове (С – сад, фокус, лиса;К – кошка, окно, мак) и т.д.
- Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)
- Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?
- Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д
Фонематический синтез: Составь слова из звуков
[с],[а],[д]; [д],[о],[м]; [р],[у],[к],[а]; [п],[о],[ч],[к],[а]
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у лисёнка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая (лента), голубой (шарф); образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением (Дети, горку, из, сделали, снега), самостоятельно находить ошибки и устранять их (Собака вышла в будку); составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Вашему ребенку всего 6 лет, но как много они дают для будущей жизни. Помните это, и не теряйте драгоценного времени.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
- Развивайте мелкую моторику ребенка: надо больше рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины. Поиграйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки, заплетите косы кукле, зашнуруйте ботиночки.
- Работайте над развитием познавательных способностей ребенка (внимание, мышление, память) Упражнения: «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ». Разучивайте маленькие стихи.
- Дома чаще играйте с детьми в «Дочки – матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции. Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.
- Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?». Кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.
КАРТОЧКА №1
- Повтори за мной слоговые ряды и слова
та-да-та; да-та-та
ка-га-га га-га-ка
па-ба-па ба-ба-па
Ребенок должен на слух определять тонкие различия в звучании звуков
(бочка — почка, лук-люк, сова-софа, коса-коза, кот-год). Хорошо развитый речевой слух ребёнка является необходимым условием при обучении грамоте.
КАРТОЧКА №2
- Послушайте чистоговорку:
1)Рома Маше нарвал ромашек. 2)У елки иголки колки. 3)Паша пашет, Маша пляшет. 4)У маленькой Сани сломались сани. Произнесем все вместе.
- Какой звук часто встречается?
- Как произносим звук, свободно или встречается преграда?
- Значит, какой он? (гл., согл.)
- Как произносим звук, твердо или мягко?
КАРТОЧКА №3
- Игра «Поймай звук в слове»
Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен поднять руку (или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с заданной буквой) только в том случае, если в каком-либо из этих слов он услышит заданный звук.
Ш: Кошка, каша, лампа, трактор, шарф, мука, ромашка, рак и т.д.
С: соль, коса, моль, сумка, рыба, сундук, колесо ….
Л: Луна, глаза, мыло, губы, лук, голубь, море ….
Р: шаги, роза, рука, корыто, муха, стол, ранец….
(Аналогично эту игру можно провести и с другими звуками).
КАРТОЧКА №4
- Игра «Назови слова»
Детям предлагаются слова с заданным звуком, который находится в начале слова. Когда дети назовут 15-20 слов, им предлагается назвать слова с другим звуком.
КАРТОЧКА №5
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова;
Например: А – Аня, аист, астра; О – осы, Оля, окна; И – Ира, ива, ил; У – улица, уши, Уля;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове (С – сад, фокус, лиса;К – кошка, окно, мак) и т.д.
- Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)
- Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?
- Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д
КАРТОЧКА №6
- Фонематический синтез: Составь слова из звуков
[с],[а],[д]; [д],[о],[м]; [р],[у],[к],[а]; [п],[о],[ч],[к],[а]
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
КАРТОЧКА №7
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением
(у лисы – хвост, а у лисёнка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая (лента), голубой (шарф); образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»
КАРТОЧКА №8
- Составь предложение из заданных слов.
(Дети, горку, из, сделали, снега), самостоятельно находить ошибки и устранять их (Собака вышла в будку); составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе".
В данной консультации подробно описаны те речевые навыки,которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу....
Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"
В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....
Речевая готовность детей к школе.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. ...
презентация "Речевая готовность детей к школе"
В презентации представлен материал для родителей, раскрывающий требования к речевому развитию детей седьмого года жизни....
Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность детей к школе"
В конультации преставлен материал посвященный вопросу о подготовке детей к школе в том числе о речевой готовности. Что входит в речевую готовность, как нуно работть над тим, для чего нужна. Кнсультаци...
Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....
«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...