Упражнения и игровые ситуации по формированию навыков общения.
консультация на тему

Пелипенко Ольга Александровна

Проблема помощи детям  в преодалении эмоционального неблагополучия является актуальной, как для педагогов, так и для родителей. Связано это с тем. чтоагрессивность. застенчивость. тревожность, и другие свойства личности являются характерными эмоциональными переживаниями дошкольников. Данный систематизированный. практический материал поможет врослым координировать процесс эмоционального развития ребёнка  с учётом его индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения и игровые ситуации по формированию навыков общения.

                                                               Автор-составитель Пелипнеко О.А

                                        воспитатель МБДОУ детский сад №49 «Светлячок».

«Протяни друг другу руку»

Дети стоят по кругу, По сигналу педагога одни ребёнок протягивает руку другому, тот третьему и т. д.. Когда все  дети взялись за руки, необходимо сказать хором : «Давайте дружить».

«Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит свою улыбку соседям справа и слева, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

«Добрые волшебники»

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей – грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, обозвав его нехорошими  словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие «заколдованные дети». Дети поочерёдно исполняют роль доброго волшебника, подходят к заколдованному сверстнику и пытаются его расколдовать, называя его ласковым имением.

«Возьми меня в игру»

Дети перебрасываются мячом сидя на подушках. Один из детей по очереди подходит к каждому сидящему и громко прости :»Пожалуйста, возьмите меня в игру». Дети подвигаются, уступая место, ребёнок садится.

«Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто то из детей будет царевной, которая всё время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне и стараются утешить её и рассмешить. Царевна изо всех сил должна стараться не рассмеяться. Выигрывает то , кто  сможет вызвать улыбку царевны.

«Совет волшебника»

Педагог рассказывает про мальчика, с которым никто не хотел играть. Однажды, мальчик встретил доброго волшебника, и то ему посоветовал… Каждый ребёнок придумывает и говорит, что посоветовал волшебник.

«Письмо заболевшему другу»

Воспитатель предлагает написать детям коллективное письмо заболевшему другу: необходимо поддержать, ободрить друга, какими ни будь ласковыми словами, утешить, порадовать, рассказать что-нибудь интересное о жизни ребят в детском саду; коллективно нарисовать «Картину для друга». Обсуждение пословицы: «Не дорого подарок, дорого внимание».

«Попроси игрушку»

Вариант 1: вербальный

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой то предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1: « Ты держишь  вруках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку  у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».

Инструкция участнику 2: «Подбери нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали».

Вариант 2 : невербальный

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использование только невербальных средств общения (мимики, жестов, интонации и т.д.).

«Я хочу играть один»

Один ребёнок сидит на подушках, отвернувшись от других детей. Дети походят по очереди и предлагают сыграть в какую- ни будь игру. Ребёнок на все предложения отвечает6 «Я хочу играть один». Воспитатель помогает детям предложить ему такую игру или занятие, от которых он не сможет отказаться. Как только ребёнка уговаривают, его место занимает другой

«Гномики»

Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один  колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит , гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, которое обязательно когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики.

- Давайте подумаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из по очереди будет звенеть, и загадывать своё желание, а мы будем слушать.

Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдуг оказывается, что один из них молчит.

- Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не может загадать желание…Может мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения)

- А может кто-нибудь уступит на время своё колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать желание?

Примечание: обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого. В этой игре важно привлечь снимание детей к обделённому  сверстнику, вызвать их сочувствие и желание помочь.

«Помогаю другу»

Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают по очереди. Каждый ребёнок должен продолжить начало одной фразы.

«Мой друг случайно разлил компот и т.д.» «У меня есть  конфета, а у друга нет…», «Моего друга обидел мальчик, и я..», «У моего друга есть новая игрушка, и я…»,»Мой друг хочет играть только со мной, а с другими детьми нет, и я…», «Мой друг дразнит одну девочку, и я…».

«Поступаем хорошо, поступаем плохо»

Воспитатель читает стихотворение, а дети говорят после каждой строчки: «Поступает хорошо» или «Поступает плохо».

Арина мне помогает (поступает хорошо)

Дима кактус поливает (поступает хорошо)

Серёжа рвёт всё время книжки(поступает плохо)

Саша в парк ведёт братишку (поступает хорошо)

Лиля укусила Свету (поступает плохо)

Витя Свете дал конфету (поступает хорошо)

Гриша в грязь толкнул Катюшку (поступает плохо)

Лёва всем даёт игрушки (поступает хорошо).

«Кукольный театр»

Воспитатель предлагает детям разыгрывание некоторых ситуаций от имени кукол. Сам контролирует ситуацию, помогает детям моделировать конструктивные диалоги.

Примеры ситуаций:

одна из кукол обиделась и ни с  кем не хочет играть, остальные её уговаривают;

одна из кукол забрала понравившуюся игрушку, и ни с кем не хочет делиться;

одна из кукол постоянно обижает других: царапается, щиплет, кусается, остальные  - защищаются;

одна из кукол боится делать прививки, другие её уговаривают;

одна из кукол боится сказочного персонажа, другие ей поясняют, что «он живёт только в сказке»;

одна из кукол боится темноты, остальные объясняют, что темноту бояться не нужно, ничего страшного в ней нет, можно включить свет и проверить;

одна из кукол постоянно переживает, когда читает стихотворение на утренниках, другие её подбадривают»;

одна из кукол когда выполняет задания на занятии, постоянно переживает, что не справится, чувствует себя неуверенно, другие её подбадривают.

Примечание: прежде чем разыгрывать любую ситуацию, воспитатель распределяет роли и раздаёт кукол, поясняя детям , что от них требуется. Каждый ребёнок должен произнести несколько реплик. Если он не может придумать реплику, следует сказать за него и попросить повторить. Надо предоставить каждому ребёнку возможность побывать в разных ролях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Игра «Водичка, водичка!»Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнениинавыков самообслуживания.Оборудование: две куклы.Ход игры: воспитатель показывает детям двух к...

Игры и игровые упражнения, направленные на формирование навыков общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью".

laquo;Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается в самом процессе, а не в результатах.  Она помогает психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармонично...

Картотека дидактических игр, игровых ситуаций по развитию навыков культуры общения

Картотека дидактических игр, игровых ситуаций по развитию навыков культуры общения...

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой ведущую роль...