Направления работы с детьми раннего дошкольного возраста.
методическая разработка по теме

Виноградова Ольга Юрьевна
Часто родители спрашивают специалистов о том, чем заниматься с детьми раннего возраста.
В этой разработке вы найдете не только направления работы с малышами, но и подробные целевые ориентиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napravleniya_raboty_s_detmi_rannego_doshkolnogo_vozrasta.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Направления работы:

  1. развитие зрительного и слухового сосредоточения;
  2. развитие действий с предметами и дидактическими игрушками;
  3. развитие понимания речи;
  4. развитие активной речи;
  5. развитие движений;
  6. развитие речевого аппарата и речевого дыхания.

1. Развитие действий с предметами и дидактическими игрушками

1-2 мес.

  1. Продолжать развивать бинокулярное зрение, предметность восприятия.

  1. При возникновении звуковых раздражителей вызывать поисковые действия, связанные с установлением источника звука.

  1. На основании хватательного рефлекса способствовать рефлекторному схватыванию предмета, вложенного в ладонь.

  1. Обогащать тактильную чувствительность рук как первого практического способа познания физических свойств предметов.

2-3 мес.

  1. Совершенствовать зрительное восприятие предмета в различных плоскостях, под разным углом, при разной удаленности.

  1. Учить воспринимать зрительным, слуховым, тактильным анализаторами различные свойства предметов.

3-4 мес.

  1. Продолжать развивать ориентировочные реакции, демонстрируя, знакомые и незнакомые предметы.

  1. Способствовать появлению движений рук по направлению к предмету.

  1. Побуждать притягивание его при случайном прикосновении, ощупывать.

  1. Обогащать чувственный опыт ребенка, используя предметы с различными физическими свойствами (величина, форма, масса, фактура, соотношение частей и т.п.).

4-5 мес.

  1. Продолжать развивать предметность восприятия, предлагая для рассматривания и практического действия игрушки, обладающие различными свойствами (цвет, форма, величина) и скрытыми (упругость, динамичность, масса, фактура, звучание).

  1. Учить узнавать знакомые предметы или игрушки из различных положений: лежа на спине, лежа на животе, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

  1. Из этих же положений побуждать ребенка фиксировать взглядом неподвижные игрушки, следить за передвигающимися.

  1. Учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним: целенаправленному движению руки к объекту, схватыванию его и притягиванию.                                          Вначале этим действиям ребенка учат в положении лежа на спине: он захватывает игрушку, подвешенную на расстоянии 5-10 см. слева или справа от него, взрослый активизирует случайность прикосновения к ней. К 5-ти мес. целесообразно учить ребенка  в положении лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки ребенка; при этом выполнять поворот со спины на бок и на живот с целью овладения предметом, находящимся сбоку.

  1. С 4 мес. развивать дифференцированное положение большого пальца при захватывании предметов соответствующей величины (не более 1,5-2 см.) и разной формы (шарики, кубики, колечки и т. п.).

  1. К 5 месяцам, когда точка прикосновения с предметом перемещается с тыльной стороны ладони на 1/3 часть к ее центру, формировать раскрытие кулачка ребенка: он должен свободно брать игрушку из рук взрослого и удерживать ее в течении 1-2 минут.

  1. Развивать зрительно-слуховые, зрительно-осязательные и другие ориентировки.

  1. Формировать элементарные манипулятивные действия с предметами.

  1. К 5 мес. следует научить ребенка брать игрушку из удобного положения, а так же из рук взрослого

5-6 мес.

  1. Продолжать развивать ориентировочные зрительные и слуховые реакции при рассматривании различных предметов и действиях с ними.

  1. Развивать тактильную чувствительность при захватывании предметов из различных материалов (деревянные, резиновые, матерчатые, полиэтиленовые и пр.).

  1. Продолжать формировать элементарную ориентировочно-исследовательскую деятельность с игрушками, обладающими различными физическими свойствами.

  1. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к элементарному результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлечь звук; поворачивая колечко или шарик, обнаружить изменение цвета; подтягивая одни игрушки-подвески, изменять положение других).

  1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая к рассматриванию игрушек, одинаковых и разных по величине, форме, цвету, находящихся на разном расстоянии, во время приближения и удаления их.

  1. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов из разных положений (лежа на спине, на боку, на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого).

  1. К 6 мес. следует научить ребенка брать предмет из любых положений. Способствовать не только раскрытии кулачка , но и элементарному дифференцированию положения пальцев при схватывании предмета, перемещению точки его соприкосновения с ладонью (с тыльной стороны к ее центру).

  1. При выполнении целенаправленного движения в сторону предмета методом пассивных упражнений обучать различным приемам захватывания (петлеобразное, скользящее, с постепенным опусканием).

  1. Продолжать развивать осязание, используя специальные пособия (подушечки с набором чехлов разной фактуры, с различными рисунками и аппликативными деталями, а так же погремушки с разными рукоятками).

6-7 мес.

  1. Продолжать развивать активные движения рук.

  1. Развивать локомоции - смену положения тела (повороты со спины на живот и с живота на спину); перемещение в пространстве (подползание, а затем ползание) с ориентировкой на предметы, лежащие сбоку на небольшом расстоянии.

  1. Совершенствовать восприятие предметов. С этой целью показывают ребенку на расстоянии 1-2 м. более крупные игрушки (25-30см.) разного цвета (мишка белый и черный) и величины (две красные матрешки-неваляшки: одна большая, другая – маленькая; два коричневых медведя: один - большой, другой – маленький).

  1. К 7 мес. учить проползать расстояние до игрушки, изменять направление движения при перемене ее местоположения.

  1. Побуждать детей переходить от одного – двух действий с предметами к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер (перекладывание из руки в руку, постукивание, отбрасывание, притягивание, отталкивание и т. п.).

  1. Называть предметы с которыми действуют дети. Обращаясь к ребенку, употреблять вопрос «где?» «Где шарик? Где ляля?»

  1. Учить действовать с игрушками не только в положении лежа на спине или на животе, опираясь на руки, но и находясь в вертикальном положении (на руках у взрослого).

7-8 мес.

  1. Продолжать знакомство с окружающими предметами, формировать образное восприятие, на основе которого производятся простейшие манипуляции.

  1. Развивать ориентировочно – исследовательские действия в ходе игры с предметами, в процессе которой ребенок учится действовать в соответствии с их физическими свойствами и особенностями (шарики прокатывать, кубики ставить один на другой, воздействовать одним предметом на другой и др.).

  1. Формировать подражание действиям взрослого (выложить шары из коробки, прокатить их, открыть коробку, откинув крышку, достать что-то, закрыть и т. д.).

  1. Учить выполнять по подражанию два целенаправленных, взаимосвязанных действия (приблизится к мячу, и толкнуть его); реагировать на слова, обозначающие действия (возьми, положи, достань).

  1. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям, постепенно развивая умение выполнять их самостоятельно.

  1. Продолжать развивать движение пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы (2,5-3,5см.) различной формы (шарики, кубы, конусы, кольца, цилиндры).

  1. Продолжать развивать тактильную чувствительность ладоней и пальцев, осязание, подбирая игрушки, различные по материалу, фактуре, массе, плотности, упругости.

  1. К 8 мес. самостоятельно садиться и вставать, держась за опору, с целью достать предмет, рассмотреть его, проделать с ним различные действия.

8-9 мес.

  1. Совершенствовать ориентировочно – исследовательскую деятельность при ознакомлении с новыми игрушками и предметами.

  1. Учить точно, выполнять действия с хорошо знакомыми игрушками.

  1. Способствовать развитию характерной для хватания позиции руки, направляемой к объекту: точка соприкосновения на ладони смещается от центра к большому пальцу, кулачок разжимается, большой палец несколько отставлен в сторону, наблюдается его активность при хватании.

  1. Развивать  умение соотносить предметы с определенном месте в пространстве, а также сопоставлять часть с целым.

  1. Учить таким действиям, как разъединение и соединение, выкладывание и вкладывание.

  1. Учить выполнять задание вместе со взрослым.

  1. На эмоционально- чувственной, ориентировочной основе практически знакомить со свойствами пустого и заполненного пространства (в пустое ведро вложить шарики, заполнив его доверху).

  1. Развивать осязание.

9-10 мес.  

  1. Продолжать совершенствовать навыки исследовательских действий в процессе ознакомления игры с предметами.

  1. Совершенствовать ассоциативные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осязанием и положением тела в пространстве, т.е. зрительно-слуховые, зрительно-тактильно - кинестетические ориентировки.

  1. Продолжать учить действиям разъединения целого предмета на части (снятие колец со стержня, снятие втулок с ленты и т. д.), раскладывания однородных и неоднородных предметов (выкладывание шариков по одному из ведерка, выкладывание кубиков по одному из коробки).

  1. Развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять задание с опорой на автодидактические свойства специально подобранных игрушек и предметов.

  1. Учить с  помощью взрослого выполнять действия составления из частей множества (присоединение по одному однородных и разнородных предметов; например, складывание в мисочку  разбросанных  шариков, складывание в коробку кубиков, а так же различных игрушек).

  1. Развивать умение выполнять действия  соотнесения предметов (с местом, целого с частью и т. д.).

  1. Продолжать совершенствовать движения руки по направлению к предмету: петлеобразное – накладывание ладони на предмет, захватывающее сверху, скользящее – приближение к предмету по поверхности, обхватывание его сбоку или снизу, плавное – опускание руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета, расположение его в пространстве.

  1. Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук.

  1. При действиях с предметами способствовать активизации позиции большого пальца с учетом различий в физических свойствах предметов (форма, упругость, тяжесть, положение в пространстве).

10-11 мес.

  1. Обогащать предметно – игровую деятельность смысловым содержанием (открыть коробку, чтобы посмотреть, что в ней лежит; протолкнуть шарик в прорезь, чтобы увидеть, как он будет скатываться по желобу и т. д.).

  1. Продолжать развивать все виды ориентировок (зрительно- слуховые, зрительно- кинестетические и пр.). Формировать способы двигательного воздействия на предмет (легкие удары и броски; сжатие, надавливание, вдавливание; вращение и кручение; колебание или трясение; разделение целого на части: отсоединение, открывание).

  1. Совершенствовать различные виды соотнесения предметов (с местом, целого с частью и наоборот и т.п.), включать действие соотнесения в более сложные задания.

  1. Продолжать развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять последовательные действия с опорой и без опоры на автодидактические свойства материала.

  1. Предоставлять детям большую самостоятельность в выполнении действий раскладывания предметов (анализ), а затем их складывание, соединение (синтез).

  1. Совершенствовать координированные действия рук, мелкую моторику пальцев, активизировать при схватывании большой и указательные пальцы. С этой целью подбирать игры и предметы, требующие специфических движений при манипулировании ими (нанизывание, проталкивание, вкладывание, рассоединение на части и т.п.).

  1. Подводить детей к выполнению двухактных взаимоисключающих действий: выкладывание – вкладывание, рассоединение – соединение, снятие – нанизывание и т.п.

11-12  мес.

  1. Создавать проблемные ситуации с дидактическими игрушками, развивающими активную ориентировку: ожидание, поиск, предположение (прогнозирование).

  1. Путем практических действий, заканчивающихся получением конкретного результата, подводить ребенка к элементарному планированию своей деятельности.

  1. Интенсивно обогащать содержание дидактических игр, совершенствовать активное подражание простейшим операциям соотнесения, группировки предметов (анализ и синтез, сравнение).

  1. Развивать умение переносить усвоенные способы действий в новую ситуацию.

  1. Продолжать совершенствовать игры с предметами, создавая с их помощью цепь взаимосвязанных действий.

  1. На основе аутостимуляции (цепной ориентировочный процесс) развивать устойчивость, целенаправленность, избирательность действий с предметами (умение в течении 5-10 минут заниматься с игрушкой, не отвлекаясь).

  1. Знакомить с технической стороной действий с предметами, побуждая постепенно переходить от элементарных способов двигательного воздействия на предмет (удар, сотрясение, сжатие и т.п.) к целенаправленным ориентировочно – исследовательским действиям (поглаживание, прикладывание к уху, обследование частей и т.п.).

  1. Развивать мелкую моторику обеих рук, активное участие не только большого, но и указательного, среднего пальцев, учить действовать их кончиками. Обратить внимание на превалирующее участие правой руки.

  1. Совершенствовать все виды восприятия, способствовать их взаимодействию.

  1. Продолжать развивать осязание, различные виды ориентировок на предметы в пространстве (зрительно- слуховые, зрительно- тактильно –кинестетические).

  1. Формировать умение самостоятельно выполнять простые практические задания, приводящие к конкретному результату.

  1. Вызывать чувство радости, удовлетворения от достижения результата.

1год -1год 3мес.

  1. Учить детей выполнять взаимосвязанные действия с предметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку; раскладывать и собирать цветные колпачки; нанизывать на стержень 5 одинаковых колец; вкладывание в полые предметы (меньший в больший), накрывать одинаковые полые предметы (кубы, конусы и пр. – меньший большим); собирать игрушки из двух частей (матрешка, бочата).

  1. Привлекать внимание к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, полиэтилен, бумага, металл, ткань), звучащим по-разному (тихо - громко): колокольчикам, бубнам, погремушкам и др.

1год 3мес. – 1год  6 мес.

  1. Продолжать учить действовать с одноместными дидактическими игрушками (матрешки, бочата, яйца и пр.), двухместными геометрическими фигурками-вкладышами, различающимися по размеру (конусы- колпачки, цилиндры, кубики); выполнять прямые и обратные действия.

  1. Собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конической основе, состоящую из 2-3 колец разных размеров, а затем собирать пирамидку на прямой основе (стержне) из двух колец, значительно отличающихся по размеру.

  1. Привлекать внимание детей к звукам, которые издают предметы из различных материалов, а также музыкальные разнотембровые игрушки.

1год 6мес. – 1год 9мес.

  1. Продолжать формировать умение собирать двухместные дидактические игрушки; учить выбирать предметы по размеру и соответственно называть их (большой, маленький); понимать значение слова поменьше, соответствующее промежуточной величине предмета.

  1. Продолжать учить собирать с небольшой помощью взрослого пирамидку на конической основе из двух колец, а затем с помощью взрослого собирать пирамидку из трех колец (большое, поменьше, маленькое) на прямой основе (стержне).

  1. Развивать мелкую моторику пальцев, побуждая детей выполнять более тонкие действия с предметами (с помощью мелких вкладышей).

  1. Продолжать знакомить с предметами, звучащими по-разному.

1 год 9мес.-2года

  1. Продолжать учить собирать двухместные дидактические игрушки, находить нужные детали-вкладыши при выборе сначала из двух, а затем из трех деталей; подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглая, квадратная, треугольная); раскладывать предметы по убывающей величине; понимать значение слов поменьше, побольше.

  1. Учить самостоятельно, собирать пирамидку из двух – трех крупных колец контрастных размеров.

  1. Учить собирать с помощью взрослого пирамидку из четырех – пяти колец разной величины.

  1. Совершенствовать умение выполнять задание с ориентацией на два свойства одновременно: цвет и величину, форму и величину, форму и цвет.

  1. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развитие понимания речи.

3-4 мес.

  1. Способствовать развитию речевого внимания (слуховому вниманию)

  1. Стимулировать ребенка прислушиваться к голосам, реагировать на интонацию и узнавать знакомые голоса.

  1. К 5 мес. учить различать строгую и ласковую интонацию обращенной к ребенку речи

5-7 мес.

  1. Продолжать учить различать интонацию голоса;
  2. К 6 мес. способствовать, чтобы ребенок по-разному реагировал на свое и чужое имя;
  3. Способствовать установлению связи между словом и предметом;
  4. К 6 мес. стимулировать по слову взрослого находить взглядом близкого человека («где мама»).
  5. К 7 мес. учить на вопрос «где?» искать и находить взглядом предмет, который до этого неоднократно назывался и постоянно находящийся в определенном месте («где окошко? где кроватка? где шкаф?»)

7-9 мес.

  1. К 8 мес. учить ребенка на вопрос «Где?» находить несколько (2-3) предметов стоящих на постоянных местах.

  1. К 8 мес. учить по слову взрослого выполнять определенные движения: «ладушки», «дай ручку», «до свидания»;

  1. Учить понимать слова, связанные с элементарными практическими действиями: «садись», «дай», «на».

  1. К 9 мес. учить ребенка на вопрос «Где?» находить взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения.

  1. К 9 мес. способствовать дифференцированному отношению к своему и чужому имени. Учить откликаться на зов.

  1. Продолжать формировать начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: "поцелуй маму", "дай ручку", "скажи: до свидания", "покажи, какой ты большой".

  1. Учить ребенка понимать инструкции, которые дает педагог в ходе игры с предметами, «прокати шарики», «поставь кубики один на другой», «выложи шары из коробки», «открой коробку, откинув крышку, достань что-то, закрой и т. д.

  1. Учить реагировать на слова, обозначающие действия (возьми, положи, достань).

Обогащать пассивный словарь детей:

  1. Учить различать близких взрослых и детей

  1. Учить понимать названия предметов мебели, одежды, части лица и тела.

  1. Закреплять умение находить предмет по слову взрослого, выполнять определенные движения, действия.

  1. Учить находить по слову взрослого из 2-3 игрушек одну (куклу, мишку, кошку, собачку, зайца, петушка и.т.д.)

  1. Учить понимать инструкции такие, как разъединение и соединение, выкладывание и вкладывание.

  1. В процессе знакомства со свойствами пустого и заполненного пространства (в пустое ведро вложить шарики, заполнив его доверху) учить понимать инструкции педагога.

9-10 мес.

  1. К 10 мес. учить ребенка по словесной инструкции выполнять разученные действия, подсказанные предметом (водит куклу, кормит собачку и т.д.)

  1. Способствовать появлению первых обобщений (закладывать основы понимания, что кукла это и большая и маленькая, и тряпичная и пластмассовая и пр. аналогично мячик, часы, машины и др. игрушки)

  1. В процессе выполнение действий разъединения целого предмета на части, раскладывания однородных и неоднородных предметов, учить понимать инструкции педагога: сними кольца со стержня, сними втулочки с ленты, выложи шарики из ведерка, выложи кубики из коробки.

  1. Учить понимать инструкцию: возьми один шарик (кубик), бери по одному.

  1. Продолжать учить находить по слову взрослого из 2-3 игрушек одну (куклу, мишку, кошку, собачку, зайца, петушка и.т.д.)

10-11 мес.

  1. К 11 мес. учить ребенка по словесной инструкции выполнять разученные действия, не подсказанные предметом (водит куклу, кормит собачку и т.д.)

  1. Продолжать способствовать появлению первых обобщений (закладывать основы понимания, что кукла это и большая и маленькая, и тряпичная и пластмассовая и пр. аналогично мячик, часы, машины и др. игрушки).

  1. Учить понимать названия знакомых предметов и выполнять с ними действия по словесному указанию («открой-закрой», «сними – надень»), выполнять простые поручения («дай куклу» (мяч), «покорми собачку»).

  1. Учить понимать слова можно и нельзя.

  1. Способствовать усвоению различных пространственных отношений предметов (в, на, под, за, над).

  1. Учить понимать в предметно – игровой деятельности инструкции педагога: открой коробку, посмотри, что в ней лежит; протолкни шарик в прорезь, посмотри, как он будет скатываться по желобу и т. д.

  1. Учить ребенка понимать инструкции, типа: ударь, брось; сожми, надави, вдави; вращай, покрути; потряси; отсоедини, открой; разложи, сложи.

11-12 мес.

  1. Расширять запас понимаемых слов:
  1. свое имя,
  2. названия наиболее часто употребляемых предметов обихода;
  3. названия некоторых животных (кошка, собака)

   

  1. Способствовать усвоению различных пространственных отношений предметов (в, на, под, за, над).

  1. Продолжать учить по слову взрослого выполнять разученные ранее действия с игрушками (без показа).

  1. К 12 мес. учить ребенка понимать:
  1. инструкции, типа: погладь, приложи к уху, потрогай и т.п. не подкрепленные показом;
  2. имена взрослых и детей;
  3. учить выполнять отдельные поручения, типа: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др.

1год 1 мес. – 1год 3мес.

  1. Продолжать расширять запас понимаемых слов. (Свое имя, названия наиболее часто употребляемых предметов обихода; названия некоторых животных (кошка, собака).

  1. Учить детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми педагог сопровождает показ игрушки, свои действия.

  1. Способствовать усвоению различных пространственных отношений предметов (в, на, под, за, над).

  1. Продолжать расширять пассивный словарь детей
  1. Словами- признаками: цвет, размер (больший- меньший), различные материалы (деревянный, полиэтиленовый, бумажный, металлический, тканевый), звучание предмета (тихо - громко)
  2. Словами действиями: накрой, переложи, разложи, собери, вложи и пр.
  3. Слова-предметы (коробка, ведерко, колпачки, кубы, конусы, матрешка, бочата, колокольчик, бубен, погремушка).

  1. Продолжать учить детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми педагог сопровождает показ игрушки, свои действия.

  1. Продолжать учить детей понимать и показывать на картинках слова, обозначающие:
  1. части тела человека (руки, ноги, голова),
  2. части   лица (рот, глаза, уши, нос);
  3. название некоторых животных
  4. игрушки;
  5. некоторые предметы мебели;
  6. некоторые предметы посуды;
  7. некоторые предметы одежды.

  1. Учить детей понимать слова, обозначающие бытовые и игровые   действия  (умываться, есть, пить, спать,  гулять);

1год 3мес.- 1 год 6мес.

  1. Продолжать расширять пассивный словарь детей
  1. Словами- признаками: цвет (красный, синий), контрастные  размеры (большой,  маленький, больший- меньший, различные материалы (деревянный, полиэтиленовый, бумажный, металлический, тканевый), звучание предмета (тихо - громко)
  2. Словами действиями: накрой, переложи, разложи, собери, вложи и пр.
  3. Слова-предметы (коробка, ведерко, колпачки, кубы, конусы, матрешка, бочата, колокольчик, бубен, погремушка).

  1. Закрепить умение детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми педагог сопровождает показ игрушки, свои действия.

  1. Закрепить умение детей понимать и показывать на себе, другом ребенке, игрушке части тела и части лица;

  1. Учить ребенка по слову взрослого находить и показывать (в естественных условиях, на картинке) игрушки, некоторые предметы одежды,  некоторые предметы мебели, некоторые предметы посуды, некоторые фрукты и овощи, некоторых животных.

  1. Продолжать закреплять знания детей о животных

  1. Продолжать расширять пассивный словарь ребенка за счет слов, обозначающих фрукты.

  1. Учить детей понимать слова, обозначающие бытовые и игровые действия  (умываться, есть, пить, спать,  гулять);

  1. Научить детей понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением. (Передай Олечке куклу; принеси чашку и т.п.).

  1. Учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке (мальчик умывается, кушает и т. д.).

 

  1. Учить понимать речевые конструкции с предлогами в, на. (Чашка на столе; Молоко в чашке).

  1. Учить понимать небольшие инсценировки с игрушками, состоящие из 2—3 действий.

1 год 7 мес.

  1. Учить понимать значение слова поменьше, соответствующее промежуточной величине предмета.

  1. Продолжать учить ребенка по слову взрослого находить и показывать (в естественных условиях, на картинке) игрушки; некоторые предметы одежды; некоторые предметы мебели; некоторые предметы посуды; некоторых животных; некоторые фрукты; некоторые овощи.

  1. Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке (мальчик умывается, кушает и т. д.).

  1. Продолжать учить понимать речевые конструкции с предлогами в, на. (Чашка на столе; Молоко в чашке).

  1. Продолжать расширять пассивный словарь за счет слов, обозначающих:
  1. предметы, находящиеся в комнате;
  2. признаки предметов:

       -  большой - маленький,

       -  красный - синий, желтый - зеленый,  

       -  чистый - грязный;

  1. действия предметов. (Спит, бежит, сидит, пьет, лает, играет, умывается и т. д.);
  2. место нахождения предмета (здесь, там), местоположение  («часы высоко», «медвежонок на диване» и др.).

  1. Учить детей понимать слова можно, нельзя, нужно, хорошо, плохо, использовать их при формировании навыков культурного  поведении.

  1. Продолжать учить детей группировать (по указанию воспитателя) знакомые предметы по названию, по цвету.

  1. Продолжать учить понимать небольшие инсценировки с игрушками, состоящие из 2 - 3 действий.

1 год 8 мес.

  1. Продолжать расширять пассивный словарь за счет слов, обозначающих:
  1. предметы, находящиеся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице);
  2. признаки предметов:

       -  большой - маленький,

       -  красный - синий, желтый - зеленый,  

       -  чистый - грязный;

  1. действия предметов. (Спит, бежит, сидит, пьет, лает, играет, умывается и т. д.);
  2. место нахождения предмета (здесь, там), местоположение  («часы высоко», «медвежонок на диване» и др.).

  1. Продолжать учить ребенка по слову взрослого показывать на картинке игрушки; некоторые предметы одежды; некоторые предметы мебели; некоторые предметы посуды; некоторых животных; некоторые фрукты; некоторые овощи.

  1. Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке (мальчик умывается, кушает и т. д.).

  1. Учить детей понимать несложный рассказ взрослого без показа картинок и действий о событиях из личного опыта ребенка.

  1. Закреплять умения детей группировать (по указанию воспитателя) знакомые предметы по названию, по цвету.

  1. Понимать речь взрослого и выполнять его просьбы («помоги», «не мешай»).

  1. Выполнять простейшие поручения воспитателя (принеси кубик, уложи спать мишку и др.).

  1. Продолжать учить понимать небольшие инсценировки с игрушками, состоящие из 2 - 3 действий.

1 год 9мес.

  1. Продолжать расширять пассивный словарь за счет слов, обозначающих:
  1. предметы, находящиеся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице);
  2. признаки предметов:

       -  большой - маленький,

       -  красный - синий, желтый - зеленый,  

       -  чистый - грязный;

  1. действия предметов. (Спит, бежит, сидит, пьет, лает, играет, умывается и т. д.);
  2. место нахождения предмета (здесь, там), местоположение  («часы высоко», «медвежонок на диване» и др.).

  1. Продолжать учить ребенка по слову взрослого показывать на картинке игрушки; некоторые предметы одежды; некоторые предметы мебели; некоторые предметы посуды; некоторых животных; некоторые фрукты; некоторые овощи.

  1. Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке (мальчик умывается, кушает и т. д.).

  1. Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого без показа картинок и действий о событиях из личного опыта ребенка.

  1. Учить выполнять несложные поручения, включающие два взаимосвязанных действия (найди и принеси; достань и принеси; возьми и надень; поставь на полку, в шкаф).

  1. Закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы и действия с ними.

  1. Продолжать учить понимать небольшие инсценировки с игрушками, состоящие из 3 - 4 действий.

  1. Знакомить со словами обозначающими (круглая, квадратная, треугольная); понимать значение слов поменьше, побольше.

1 год 10 мес.

  1. Продолжать знакомить со словами обозначающими (круглая, квадратная, треугольная); понимать значение слов поменьше, побольше.

  1. Продолжать расширять пассивный словарь за счет слов, обозначающих:
  1. предметы, находящиеся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице);
  2. признаки предметов:

       -  большой - маленький,

       -  красный - синий, желтый - зеленый,  

       -  чистый - грязный;

  1. действия предметов. (Спит, бежит, сидит, пьет, лает, играет, умывается и т. д.);
  2. место нахождения предмета (здесь, там), местоположение  («часы высоко», «медвежонок на диване» и др.).

  1. Продолжать учить ребенка по слову взрослого показывать на картинке игрушки; некоторые предметы одежды; некоторые предметы мебели; некоторые предметы посуды; некоторых животных; некоторые фрукты; некоторые овощи.

  1. Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.

  1. Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого без показа картинок и действий о событиях из личного опыта ребенка.

  1. Продолжать учить выполнять несложные поручения, включающие два взаимосвязанных действия (найди и принеси; достань и принеси; возьми и надень; поставь на полку, в шкаф).

  1. Продолжать учить понимать инсценировки из нескольких действий (настольный театр).

1 год 11 мес.

  1. Закрепить знания детей о предметах находящихся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице).

  1. Закрепить знания детей о названиях игрушек; предметов одежды; предметов мебели; предметов посуды; животных; фруктах; овощах.

  1. Закрепить знания детей о признаках предметов (большой и маленький, красный и синий, желтый и зеленый; чистый и грязный.).

  1. Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.

  1. Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого без показа картинок и действий о событиях из личного опыта ребенка.

  1. Продолжать знакомить со словами обозначающими (круглая, квадратная, треугольная); понимать значение слов поменьше, побольше.

  1. Продолжать учить понимать инсценировки из нескольких действий (настольный театр).

2 года

  1. Расширять знания детей о предметах находящихся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице).

  1. Расширять знания детей о названиях игрушек; предметов одежды; предметов мебели; предметов посуды; животных; фруктах; овощах.

  1. Расширять знания детей о признаках предметов (мягкий – твердый, пушистый – гладкий и т. д.).

  1. Продолжать учить детей понимать рассказ взрослого по сюжетной картинке.

  1. Продолжать учить детей понимать рассказ взрослого без показа картинок и действий о событиях из личного опыта ребенка.

  1. Продолжать учить понимать инсценировки. (Настольный театр).

Развитие активной речи

2-3 мес.

  1. Стимулировать появление улыбки и первого смеха - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми.

  1. Стимулировать переход от рефлекторных звуков к звукам общения.

  1. Стимулировать начальное гуление - «гуканье».Появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д. Сначала звуки короткие и отрывистые - "гукание" (гортанные звуки "гы", "хы").

3-5 мес.

  1. Стимулировать появление гуления. (4 мес.)

  1. Общаясь с ребенком, вызывать у него голосовые реакции, способствующие развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения.

  1. Продолжать способствовать формированию у ребенка комплекса оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого).

5-9 мес.

  1. К 6 мес. стимулировать появления начального лепета.

  1. К 7 -8 мес. стимулировать появление спонтанного продолжительного лепета (ба-ба, ма-ма);

  1. К 9 мес. стимулировать появление отраженного продолжительного лепета (слоги из лексикона ребенка)

  1. Развивать и поддерживать стремление детей вступать в контакт с окружающими в играх: «идет коза рогатая», «сорока - белобока», «прятки», «ладушки-ладушки».

9 - 10 мес.

  1. Развивать и поддерживать стремление детей вступать в контакт с окружающими в играх догоню-догоню, сорока-ворона, прятки.

  1. Стимулировать появление отраженного продолжительного лепета (новые слоги, которых нет в лексиконе ребенка). К 10 мес.

10 – 12 мес.

  1. К 11 мес. стимулировать появления первых лепетных слов (мама, папа, баба, дядя) и слов- обобщений («Ав-ав», «кис-кис», «дай»).

  1. К 12 мес. научить детей активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, деда, баба, дай, на, иди, бах, катя, нет.

1 год –

1 год 3 мес.

  1. Продолжать учить детей активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, деда, баба, дай, на, иди, бах, катя, нет.

  1. Продолжать учить детей произносить несложные звукоподражания.

  1. Продолжать учить детей произносить простые по звуковому составу и легкие для воспроизведения  слова (дай, на и др.).

  1. Стимулировать к общению с помощью жестов и мимики

1год 4мес.

  1. Продолжать развивать речевое общение детей со взрослыми.

  1. Стимулировать, при общении использовать, не только жесты и мимику, но и звукосочетания, слова.

  1. Продолжать учить детей повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, ляля),

  1. Совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам.

  1. Учить отвечать на простейшие вопросы  (кто? что? что делает?).

1 год 5 мес.

  1. Совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам.

  1. Продолжать стимулировать, при общении использовать, не только жесты и мимику, но и звукосочетания, звукоподражания, слова.

  1. Продолжать учить детей повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие:
  1. близких ребенку людей (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, ляля);
  2. знакомые предметы и игрушки (чашка, стол, мишка, кукла);
  3. части тела и лица
  1. Продолжать учить отвечать на простейшие вопросы  (кто? что? что делает?).

  1. Учить детей отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Что  делает?» и задавать их.

1 год 6 мес.

  1. Совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям, звукоподражаниям и словам.

  1. Продолжать стимулировать, при общении использовать, не только жесты и мимику, но и звукосочетания, слова.

  1. Продолжать учить детей повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие:
  1. близких ребенку людей (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, ляля);
  2. знакомые предметы и игрушки (чашка, стол, мишка, кукла);
  3. части тела и лица
  4. некоторые известные действия   (дай, сядь, возьми, встань, пусти и др.).

  1. Продолжать учить отвечать на простейшие вопросы  (кто? что? что делает?).

  1. Продолжать учить детей отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Что  делает?» и задавать их.

1 год 7 мес.

  1. Продолжать учить детей произносить по подражанию звукосочетания, звукоподражания, отдельные слова и предложения.

  1. Учить употреблять слова, понимаемые детьми и доступные для произношения, обозначающие названия часто встречающихся предметов, их свойств, явлений действительности.

  1. Учить выбирать предметы по размеру и соответственно называть их (большой, маленький).

  1. Продолжать учить детей повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие:
  1. близких ребенку людей (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, ляля);
  2. знакомые предметы и игрушки (чашка, стол, мишка, кукла);
  3. части тела и лица
  4. некоторые известные действия   (дай, сядь, возьми, встань, пусти и др.).

  1. Учить ребенка называть некоторые признаки предметов (маленький, большой),

  1. Учить детей правильно произносить:
  1. гласные звуки — а, у, и, о;
  2. согласные — б, п, м, д, т, в, г.

1 год 8 мес.

  1. Продолжать учить детей произносить по подражанию звукосочетания, звукоподражания, отдельные слова и предложения.

  1. Продолжать учить выбирать предметы по размеру и соответственно называть их (большой, маленький).

  1. Продолжать учить употреблять слова, понимаемые детьми и доступные для произношения, обозначающие названия часто встречающихся предметов, их свойств, явлений действительности.

  1. Побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно.

  1. Учить ребенка называть предметы, находящиеся в комнате и вне ее (на участке, на улице).

  1. Продолжать учить детей правильно произносить:
  1. гласные звуки — а, у, и, о;
  2. согласные — б, п, м, д, т, в, г.

  1. Учить детей выражать словами свои просьбы, желания.

1 год 9 мес.

  1. Продолжать учить употреблять слова, понимаемые детьми и доступные для произношения, обозначающие названия часто встречающихся предметов, их свойств, явлений действительности.

  1. Продолжать учить выбирать предметы по размеру и соответственно называть их (большой, маленький).

  1. Побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно.

  1. Продолжать учить ребенка называть предметы, находящиеся в комнате и вне ее (на участке, на улице).

  1. Продолжать учить детей выражать словами свои просьбы, желания.

  1. Учить ребенка называть отдельные действия взрослых.

1 год 10 мес.

  1. Побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно.

  1. Продолжать учить детей выражать словами свои просьбы, желания.

  1. Продолжать учить ребенка называть отдельные действия взрослых.

  1. Упражнять замене звукоподражательных слов общеупотребительными. («тик-так» – часы; «ав-ав» – собака; «би-би» - машина, «ляля»- кукла).

  1. Учить детей правильно пользоваться:
  1. местоимениями я, ты, мы, мне,
  2. наречиями там, туда,
  3. предлогами  в, на.

  1. Учить, называть предметы, обобщенные по наиболее существенным признакам (куклы, мячи, машины и  т.  д.).

1 год 11 мес.

  1. Продолжать учить детей выражать словами свои просьбы, желания.

  1. Продолжать упражнять замене звукоподражательных слов общеупотребительными. («тик-так» – часы; «ав-ав» – собака; «би-би» - машина, «ляля»- кукла).

  1. Продолжать учить детей правильно пользоваться:
  1. местоимениями я, ты, мы, мне,
  2. наречиями там, туда,
  3. предлогами  в, на.

  1. Продолжать учить, называть предметы, обобщенные по наиболее существенным признакам (куклы, мячи, машины и  т.  д.).

  1. Способствовать развитию диалогической  речи. Учить детей строить предложения из 2—4 слов, включая в них прилагательные и местоимения.

2 года

  1. Побуждать детей выражать словами свои просьбы, желания.

  1. Продолжать упражнять замене звукоподражательных слов общеупотребительными. («тик-так» – часы; «ав-ав» – собака; «би-би» - машина, «ляля»- кукла).

  1. Продолжать учить детей правильно пользоваться:
  1. местоимениями я, ты, мы, мне,
  2. наречиями там, туда,
  3. предлогами  в, на.

  1. Продолжать учить, называть предметы, обобщенные по наиболее существенным признакам (куклы, мячи, машины и  т.  д.).

  1. Способствовать развитию диалогической  речи. Учить детей строить предложения из 2—4 слов, включая в них прилагательные и местоимения.

  1. Учить отвечать словом или короткой фразой на вопросы о знакомых предметах. («Кто это?» — «Катя»; «Кого девочка везет в коляске?» — «Катю»; «Кому нужно принести одеяло?» — «Кате»; «Что будет делать Андрюша?» — «Спать, гулять, кушать, играть»).

  1. Научить выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушать задание и передавать его другому лицу (пригласить, предложить помочь, попросить нужную вещь у няни для передачи ее воспитателю и т. д.).

Развитие движений

0-3 мес.

  1. Класть ребенка на живот.

  1. Развивать умение поднимать и удерживать голову.

  1. Формировать умение удерживать голову, находясь в вертикальном положении, у взрослого на руках (с 2-3 недельного возраста).

3-6 мес.

Развивать движения, подготавливающие к ползанию.

6-12 мес.

  1. Учить ползать (6-9 мес.).

  1. Побуждать ребенка самостоятельно садиться из положения, лежа и ложиться из положения, сидя (7-8 мес.).

  1. Учить ребенка ходить, придерживаясь руками за опору (к 9 мес.).

  1. Учить ребенка подниматься на горку, по лесенке.

  1. Учить ребенка перелезать через бревно.

  1. Учить ребенка влезать в ящик и вылезать из него (с 9 мес.).

  1. Совершенствовать освоенные ребенком движения, подготавливающие его к самостоятельной ходьбе.

  1. Переходить от одного предмета к другому, придерживаясь руками за опору (к 10 мес.).

  1. Побуждать ребенка ходить самостоятельно, без опоры (к 11-12 мес.).

2 год жизни.

  1. Учить ребенка ходить в прямом направлении.

  1. Учить ходить по лежащей на полу доске.

  1. Упражнять ребенка в приподнимании на носки.

  1. Ходить по наклонной плоскости, ребристой доске, ограниченной поверхности.

  1. Учить ползти к определенной цели, за мячом.

  1. Учить подползать под стулом, переползать через препятствия, влезать на невысокий диван, подползать под скамейкой, в обруч, перешагивать через обруч.

  1. Учить переносить игрушку, держа ее двумя или одной руками.

  1. Знакомить со свойствами предметов: кубик падает, мячик подскакивает, катится.

  1. Учить катать мяч, бросать его вперед, знакомить с бросанием в цель.

Развитие речевого аппарата

6 – 12 мес.

  1. Учить при раздражении середины губы сиропом шиповника слизывать, выдвигая язык вперед, вверх, а при раздражении углов губ выполнять боковые движения языком. Эти приемы проводятся по 2—3 раза ежедневно перед кормлением.

  1. Учить выполнять упражнения направленные на увеличение силы и длительности выдоха с включением элемента подражательности: ребенка учат дуть на ватные «шарики», в дудочку, на разноцветные бумажные бабочки и т. д. При этом пассивно удерживают определенную позу губ — «хоботок». дети учатся игре на губах. При выдохе у ребенка вызывают вибрацию губ, возникающий при этом звук 6-6-6 или ф-ф-ф радует ребенка, и он неоднократно пытается повторить его, стараясь удлинить. Упражнение выполняется через день по 3 минуты.

1год- 1год 6мес.

  1. Учить детей складывать губы трубочкой и дуть слабо (как тихий ветерок), затем - сильно (сильный ветер).
  2. Учить улыбаться, показавая зубы.

  1. Учит высунутый язык поворачивать вправо и влево.

  1. Учить проводить кончиком языка по твердому нёбу от мягкого нёба до зубов и обратно.

  1. Учить цокать языком, как лошадка (лошадка едет медленно по грязной дороге, ее копыта застревают, потом дорога стала лучше, лошадка поскакала быстрее).

  1. Учить надувать воздушный шарик (надуваем щеки) и, сделав губы трубочкой, резко выпускаем воздух (шарик сдулся).

  1. Учить проводить языком (по возможности широким и расслабленным) по верхней губе, стараясь достать как можно выше, пытаясь дотянуться языком до носа.

1год 6мес. – 2года

Развитие речевого дыхания

Учить выполнять дыхательные упражнения соблюдая правила:

- воздух набирать через нос

- плечи не поднимать

- выдох должен быть длительным и плавным

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению 

Развитие артикуляционного аппарата:

(см. брошюрку «Утро с котиком Музиком»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОЛЬКЛОР – ОДИН ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЗАЛОГ БЛАГОПОЛУЧНОЙ АДАПТАЦИИ

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация вк...

Развитие игровой деятельности в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Играя, ребенок легче усваивает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления и многое другое...

«Эффективное использование современных педагогических технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево.  Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве ...

Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с детьми раннего дошкольного возраста и их родителями в ДОУ»

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.Трудно растить детей в сложном современном мире,  в условиях, когда боль...

Опыт работы «Приемы работы с детьми раннего дошкольного возраста, как начало организации процесса воспитания обучающихся»

     Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями. По темпам развития, ранний возраст не имеет себе подобного в последующие...