3-4 мес. |
- Способствовать развитию речевого внимания (слуховому вниманию)
- Стимулировать ребенка прислушиваться к голосам, реагировать на интонацию и узнавать знакомые голоса.
- К 5 мес. учить различать строгую и ласковую интонацию обращенной к ребенку речи
|
5-7 мес. |
- Продолжать учить различать интонацию голоса;
- К 6 мес. способствовать, чтобы ребенок по-разному реагировал на свое и чужое имя;
- Способствовать установлению связи между словом и предметом;
- К 6 мес. стимулировать по слову взрослого находить взглядом близкого человека («где мама»).
- К 7 мес. учить на вопрос «где?» искать и находить взглядом предмет, который до этого неоднократно назывался и постоянно находящийся в определенном месте («где окошко? где кроватка? где шкаф?»)
|
7-9 мес.
|
- К 8 мес. учить ребенка на вопрос «Где?» находить несколько (2-3) предметов стоящих на постоянных местах.
- К 8 мес. учить по слову взрослого выполнять определенные движения: «ладушки», «дай ручку», «до свидания»;
- Учить понимать слова, связанные с элементарными практическими действиями: «садись», «дай», «на».
- К 9 мес. учить ребенка на вопрос «Где?» находить взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения.
- К 9 мес. способствовать дифференцированному отношению к своему и чужому имени. Учить откликаться на зов.
- Продолжать формировать начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: "поцелуй маму", "дай ручку", "скажи: до свидания", "покажи, какой ты большой".
- Учить ребенка понимать инструкции, которые дает педагог в ходе игры с предметами, «прокати шарики», «поставь кубики один на другой», «выложи шары из коробки», «открой коробку, откинув крышку, достань что-то, закрой и т. д.
- Учить реагировать на слова, обозначающие действия (возьми, положи, достань).
Обогащать пассивный словарь детей: - Учить различать близких взрослых и детей
- Учить понимать названия предметов мебели, одежды, части лица и тела.
- Закреплять умение находить предмет по слову взрослого, выполнять определенные движения, действия.
- Учить находить по слову взрослого из 2-3 игрушек одну (куклу, мишку, кошку, собачку, зайца, петушка и.т.д.)
- Учить понимать инструкции такие, как разъединение и соединение, выкладывание и вкладывание.
- В процессе знакомства со свойствами пустого и заполненного пространства (в пустое ведро вложить шарики, заполнив его доверху) учить понимать инструкции педагога.
|
9-10 мес. |
- К 10 мес. учить ребенка по словесной инструкции выполнять разученные действия, подсказанные предметом (водит куклу, кормит собачку и т.д.)
- Способствовать появлению первых обобщений (закладывать основы понимания, что кукла это и большая и маленькая, и тряпичная и пластмассовая и пр. аналогично мячик, часы, машины и др. игрушки)
- В процессе выполнение действий разъединения целого предмета на части, раскладывания однородных и неоднородных предметов, учить понимать инструкции педагога: сними кольца со стержня, сними втулочки с ленты, выложи шарики из ведерка, выложи кубики из коробки.
- Учить понимать инструкцию: возьми один шарик (кубик), бери по одному.
- Продолжать учить находить по слову взрослого из 2-3 игрушек одну (куклу, мишку, кошку, собачку, зайца, петушка и.т.д.)
|
10-11 мес. |
- К 11 мес. учить ребенка по словесной инструкции выполнять разученные действия, не подсказанные предметом (водит куклу, кормит собачку и т.д.)
- Продолжать способствовать появлению первых обобщений (закладывать основы понимания, что кукла это и большая и маленькая, и тряпичная и пластмассовая и пр. аналогично мячик, часы, машины и др. игрушки).
- Учить понимать названия знакомых предметов и выполнять с ними действия по словесному указанию («открой-закрой», «сними – надень»), выполнять простые поручения («дай куклу» (мяч), «покорми собачку»).
- Учить понимать слова можно и нельзя.
- Способствовать усвоению различных пространственных отношений предметов (в, на, под, за, над).
- Учить понимать в предметно – игровой деятельности инструкции педагога: открой коробку, посмотри, что в ней лежит; протолкни шарик в прорезь, посмотри, как он будет скатываться по желобу и т. д.
- Учить ребенка понимать инструкции, типа: ударь, брось; сожми, надави, вдави; вращай, покрути; потряси; отсоедини, открой; разложи, сложи.
|
11-12 мес. |
- Расширять запас понимаемых слов:
- свое имя,
- названия наиболее часто употребляемых предметов обихода;
- названия некоторых животных (кошка, собака)
- Способствовать усвоению различных пространственных отношений предметов (в, на, под, за, над).
- Продолжать учить по слову взрослого выполнять разученные ранее действия с игрушками (без показа).
- К 12 мес. учить ребенка понимать:
- инструкции, типа: погладь, приложи к уху, потрогай и т.п. не подкрепленные показом;
- имена взрослых и детей;
- учить выполнять отдельные поручения, типа: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др.
|
1год 1 мес. – 1год 3мес. |
- Продолжать расширять запас понимаемых слов. (Свое имя, названия наиболее часто употребляемых предметов обихода; названия некоторых животных (кошка, собака).
- Учить детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми педагог сопровождает показ игрушки, свои действия.
- Способствовать усвоению различных пространственных отношений предметов (в, на, под, за, над).
- Продолжать расширять пассивный словарь детей
- Словами- признаками: цвет, размер (больший- меньший), различные материалы (деревянный, полиэтиленовый, бумажный, металлический, тканевый), звучание предмета (тихо - громко)
- Словами действиями: накрой, переложи, разложи, собери, вложи и пр.
- Слова-предметы (коробка, ведерко, колпачки, кубы, конусы, матрешка, бочата, колокольчик, бубен, погремушка).
- Продолжать учить детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми педагог сопровождает показ игрушки, свои действия.
- Продолжать учить детей понимать и показывать на картинках слова, обозначающие:
- части тела человека (руки, ноги, голова),
- части лица (рот, глаза, уши, нос);
- название некоторых животных
- игрушки;
- некоторые предметы мебели;
- некоторые предметы посуды;
- некоторые предметы одежды.
- Учить детей понимать слова, обозначающие бытовые и игровые действия (умываться, есть, пить, спать, гулять);
|
1год 3мес.- 1 год 6мес. |
- Продолжать расширять пассивный словарь детей
- Словами- признаками: цвет (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький, больший- меньший, различные материалы (деревянный, полиэтиленовый, бумажный, металлический, тканевый), звучание предмета (тихо - громко)
- Словами действиями: накрой, переложи, разложи, собери, вложи и пр.
- Слова-предметы (коробка, ведерко, колпачки, кубы, конусы, матрешка, бочата, колокольчик, бубен, погремушка).
- Закрепить умение детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми педагог сопровождает показ игрушки, свои действия.
- Закрепить умение детей понимать и показывать на себе, другом ребенке, игрушке части тела и части лица;
- Учить ребенка по слову взрослого находить и показывать (в естественных условиях, на картинке) игрушки, некоторые предметы одежды, некоторые предметы мебели, некоторые предметы посуды, некоторые фрукты и овощи, некоторых животных.
- Продолжать закреплять знания детей о животных
- Продолжать расширять пассивный словарь ребенка за счет слов, обозначающих фрукты.
- Учить детей понимать слова, обозначающие бытовые и игровые действия (умываться, есть, пить, спать, гулять);
- Научить детей понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением. (Передай Олечке куклу; принеси чашку и т.п.).
- Учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке (мальчик умывается, кушает и т. д.).
- Учить понимать речевые конструкции с предлогами в, на. (Чашка на столе; Молоко в чашке).
- Учить понимать небольшие инсценировки с игрушками, состоящие из 2—3 действий.
|
1 год 7 мес. |
- Учить понимать значение слова поменьше, соответствующее промежуточной величине предмета.
- Продолжать учить ребенка по слову взрослого находить и показывать (в естественных условиях, на картинке) игрушки; некоторые предметы одежды; некоторые предметы мебели; некоторые предметы посуды; некоторых животных; некоторые фрукты; некоторые овощи.
- Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке (мальчик умывается, кушает и т. д.).
- Продолжать учить понимать речевые конструкции с предлогами в, на. (Чашка на столе; Молоко в чашке).
- Продолжать расширять пассивный словарь за счет слов, обозначающих:
- предметы, находящиеся в комнате;
- признаки предметов:
- большой - маленький, - красный - синий, желтый - зеленый, - чистый - грязный; - действия предметов. (Спит, бежит, сидит, пьет, лает, играет, умывается и т. д.);
- место нахождения предмета (здесь, там), местоположение («часы высоко», «медвежонок на диване» и др.).
- Учить детей понимать слова можно, нельзя, нужно, хорошо, плохо, использовать их при формировании навыков культурного поведении.
- Продолжать учить детей группировать (по указанию воспитателя) знакомые предметы по названию, по цвету.
- Продолжать учить понимать небольшие инсценировки с игрушками, состоящие из 2 - 3 действий.
|
1 год 8 мес. |
- Продолжать расширять пассивный словарь за счет слов, обозначающих:
- предметы, находящиеся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице);
- признаки предметов:
- большой - маленький, - красный - синий, желтый - зеленый, - чистый - грязный; - действия предметов. (Спит, бежит, сидит, пьет, лает, играет, умывается и т. д.);
- место нахождения предмета (здесь, там), местоположение («часы высоко», «медвежонок на диване» и др.).
- Продолжать учить ребенка по слову взрослого показывать на картинке игрушки; некоторые предметы одежды; некоторые предметы мебели; некоторые предметы посуды; некоторых животных; некоторые фрукты; некоторые овощи.
- Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке (мальчик умывается, кушает и т. д.).
- Учить детей понимать несложный рассказ взрослого без показа картинок и действий о событиях из личного опыта ребенка.
- Закреплять умения детей группировать (по указанию воспитателя) знакомые предметы по названию, по цвету.
- Понимать речь взрослого и выполнять его просьбы («помоги», «не мешай»).
- Выполнять простейшие поручения воспитателя (принеси кубик, уложи спать мишку и др.).
- Продолжать учить понимать небольшие инсценировки с игрушками, состоящие из 2 - 3 действий.
|
1 год 9мес. |
- Продолжать расширять пассивный словарь за счет слов, обозначающих:
- предметы, находящиеся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице);
- признаки предметов:
- большой - маленький, - красный - синий, желтый - зеленый, - чистый - грязный; - действия предметов. (Спит, бежит, сидит, пьет, лает, играет, умывается и т. д.);
- место нахождения предмета (здесь, там), местоположение («часы высоко», «медвежонок на диване» и др.).
- Продолжать учить ребенка по слову взрослого показывать на картинке игрушки; некоторые предметы одежды; некоторые предметы мебели; некоторые предметы посуды; некоторых животных; некоторые фрукты; некоторые овощи.
- Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке (мальчик умывается, кушает и т. д.).
- Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого без показа картинок и действий о событиях из личного опыта ребенка.
- Учить выполнять несложные поручения, включающие два взаимосвязанных действия (найди и принеси; достань и принеси; возьми и надень; поставь на полку, в шкаф).
- Закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы и действия с ними.
- Продолжать учить понимать небольшие инсценировки с игрушками, состоящие из 3 - 4 действий.
- Знакомить со словами обозначающими (круглая, квадратная, треугольная); понимать значение слов поменьше, побольше.
|
1 год 10 мес. |
- Продолжать знакомить со словами обозначающими (круглая, квадратная, треугольная); понимать значение слов поменьше, побольше.
- Продолжать расширять пассивный словарь за счет слов, обозначающих:
- предметы, находящиеся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице);
- признаки предметов:
- большой - маленький, - красный - синий, желтый - зеленый, - чистый - грязный; - действия предметов. (Спит, бежит, сидит, пьет, лает, играет, умывается и т. д.);
- место нахождения предмета (здесь, там), местоположение («часы высоко», «медвежонок на диване» и др.).
- Продолжать учить ребенка по слову взрослого показывать на картинке игрушки; некоторые предметы одежды; некоторые предметы мебели; некоторые предметы посуды; некоторых животных; некоторые фрукты; некоторые овощи.
- Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.
- Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого без показа картинок и действий о событиях из личного опыта ребенка.
- Продолжать учить выполнять несложные поручения, включающие два взаимосвязанных действия (найди и принеси; достань и принеси; возьми и надень; поставь на полку, в шкаф).
- Продолжать учить понимать инсценировки из нескольких действий (настольный театр).
|
1 год 11 мес. |
- Закрепить знания детей о предметах находящихся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице).
- Закрепить знания детей о названиях игрушек; предметов одежды; предметов мебели; предметов посуды; животных; фруктах; овощах.
- Закрепить знания детей о признаках предметов (большой и маленький, красный и синий, желтый и зеленый; чистый и грязный.).
- Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.
- Продолжать учить детей понимать несложный рассказ взрослого без показа картинок и действий о событиях из личного опыта ребенка.
- Продолжать знакомить со словами обозначающими (круглая, квадратная, треугольная); понимать значение слов поменьше, побольше.
- Продолжать учить понимать инсценировки из нескольких действий (настольный театр).
|
2 года |
- Расширять знания детей о предметах находящихся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице).
- Расширять знания детей о названиях игрушек; предметов одежды; предметов мебели; предметов посуды; животных; фруктах; овощах.
- Расширять знания детей о признаках предметов (мягкий – твердый, пушистый – гладкий и т. д.).
- Продолжать учить детей понимать рассказ взрослого по сюжетной картинке.
- Продолжать учить детей понимать рассказ взрослого без показа картинок и действий о событиях из личного опыта ребенка.
- Продолжать учить понимать инсценировки. (Настольный театр).
|