Консультация для педагогов по теме: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Воробьёва Екатерина Владимировна

Определение  - фонематический слух.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Признаки нарушения фонематиеского слуха.

Развитие фонематических процессов.

Этапы по формированию фонематического восприятия.

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Сортавальского МР ДС № 23

Консультация для педагогов на тему: «Развитие фонематического слуха»

Выполнила: Воробьева Е.В.

Учитель - логопед

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их звукового состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.

Л.С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который включил 3 речевые операции

  • способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.

Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух? В психологии есть понятие сензитивного возраста — это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4—5 лет дети наиболее восприимчивы к развитию фонематического слуха.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни – уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает своё имя, часто произносимые слова, начинает подражать звукам.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка.

На третьем и четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух как в речи взрослого, так и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

К пятому - шестому году жизни фонематический слух полностью сформирован и наступает этап развития фонематического восприятия - звукового анализа, то есть умения определять последовательность и количество звуков в слове, различать звуки сходные по акустическим признакам. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет в дальнейшем успешно освоить чтение и письмо.

Таким образом, сформированный речевой слух и фонематическое восприятие позволяют правильно произносить звуки;

  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка.

Признаки нарушений фонематического слуха:

  • нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
  • нарушения звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа (пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);
  • нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Несформированность фонематического слуха влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что в впоследствии станет причиной трудностей в обучении письму и чтению.

Разница между фонематическим восприятием и звуковым анализом заключается в следующем:

  • фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;
  • фонематическое восприятие, в основе которого лежит фонематический слух — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.

Ещё один важный фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-5лет, звуковой анализ — после 4-5 лет.

Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие», под которым понимается способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Занимаясь поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму, он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха.

Детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. 

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

  • развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;
  • развитие умения делить слова на звуки;
  • развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;
  • развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание и различение неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. 

Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало? 
Игра "Жмурки". Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. 

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит. 
Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.

Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, ворота, морота). Ребёнок хлопает в ладоши, услышав правильный вариант произношения. 

IV этап – дифференциация слогов.

Игра "Хлопки". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – ребенок самостоятельно отхлопывает количество слогов в слове.

Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок хлопает, услышав «лишний» слог. 

V этап – дифференциация фонем.

Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, и поиграть с ним в звуки: Детям раздают картинки с изображением поезда, девочки, птички… и объясняют: "Поезд гудит ууу; девочка плачет ааа; птичка поёт иии; комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс". Далее взрослый произносит звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки, отгадывая кто (что) его издаёт.

Игра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает руку, когда услышит заданную фонему.  «Какой звук чаще слышим? – У Сени и у Сани в сетях сом с усами».

Игра «Поймай звук». Взрослый дает инструкцию ребенку: «Я тебе буду называть звуки, а ты ловишь – хлопаешь в ладоши, только звук [Ш].».Взрослый произносит ряд звуков. Затем можно усложнить игру – называть слоги, затем слова.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество. 
Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (сто…, …ампа, скака…ка ).

Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделив им достаточно времени и внимания, не забывая при этом, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Уделяя должное внимание развитию фонематического слуха, как базе для развития фонематического восприятия, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.

За кажущейся простотой, процесс чтения и письма весьма сложен.

Сначала ребёнок должен вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После чего мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Упражнения для развития звукового анализа и синтеза, как высшей ступени развития фонематического восприятия, поспособствуют развитию грамотного письма у детей.

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-т?)
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Добавь к слову «рот» звук, чтобы получилось новое слово? Крот-грот;пар-парк)
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом-лом-ком-Том).
  6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, от, рок, ток, кот, кто; рота, кора, торт, корт.
  7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
  8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нт.
  9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).
  10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: (сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк).
  11. Выбрать из предложений слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать.
  12. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паруса.
  13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определённой последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р

У

Ч

К

А

РОТ

УЛЯ

ЧАС

КОТ

АНЯ

РОЗА

УГОЛ

ЧАША

КАША

АИСТ

РУКАВ

УЛИЦА

ЧЕХОЛ

КОРКА

АСТРА

  1. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.
  2. Игра в кубик. Бросая кубик, придумать слово, состоящее из такого количества звуков, сколько точек выпало на его верхней грани.
  3. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т. д.

П ………. (простокваша).

  1. Вписать букву в клетку: РА□, КА□А.

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М. Книголюб, 2008г.
  2. Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов».Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г.
  3. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.
  4. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонематический слух – основа речевого развития Выполнила: Воробьева Екатерина Владимировна Учитель-логопед МКДОУ Сортавальского МР ДС № 23

Слайд 2

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения . В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Слайд 3

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.

Слайд 4

Л.С. Выготский ввел термин «фонематический слух» , в который включил 3 речевые операции: способность слышать есть ли данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова

Слайд 5

Возрастные нормы развития фонематического слуха. Первый год жизни – уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает своё имя, часто произносимые слова, начинает подражать звукам. На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка. На третьем и четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух как в речи взрослого, так и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. К пятому - шестому году жизни фонематический слух полностью сформирован и наступает этап развития фонематического восприятия - звукового анализа, то есть умения определять последовательность и количество звуков в слове, различать звуки сходные по акустическим признакам. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет в дальнейшем успешно освоить чтение и письмо.

Слайд 6

С формированный речевой слух и фонематическое восприятие позволяют: правильно произносить звуки; четко произносить слова; владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно); овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка.

Слайд 7

Признаки нарушений фонематического слуха: нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков); нарушения звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа (пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов); нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Слайд 8

Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие», под которым понимается способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова.

Слайд 9

Развитие фонематических процессов включает в себя: развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов; развитие умения делить слова на звуки; развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова; развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком

Слайд 10

В работе по формированию фонематического восприятия выделяются этапы : I этап – узнавание и различение неречевых звуков. II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу. IV этап – дифференциация слогов. V этап – дифференциация фонем. VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Слайд 11

Литература: Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М. Книголюб, 2008г. Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов».Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.

Слайд 12

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему:«Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

самообразование педагога на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

план самообразования по развитию мелкой моторики у дошкольников в подготовительной группе...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи и артикуляции у детей дошкольного возраста посредством использования биоэнергопластики»

В консультации представлено значение артикуляционной гимнастики в сочетании  с биоэнергопластикой и этапы работы....

Консультация для педагогов по теме: "Развитие правильной грамотной речи у детей дошкольного возраста".

Консультация для педагогов по теме-"Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста-подготовительная группа"....

Мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение ...