Факторы, влияющие на развитие речи ребенка
консультация на тему

Малинина Валентина Викторовна

Материал в родительский уголок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon faktory.rekomendatsii.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы,

влияющие на развитие речи ребенка.


Факторы, влияющие на развитие речи

На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных фактора, обусловливающих потребность малыша в общении: фактор положительных эмоций и фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком. Два этих фактора берут свое начало из социальной среды, ведь только родившись, ребенок начинает контактировать с окружающей действительностью, и, как показывают исследования, уже к трем годам малыш начинает различать разные интонации голоса мамы (доброта, ласка, гнев, раздражение. «Положительные эмоции способствуют активности ребенка в общении»[1], поэтому  так важно создать для ребенка доброжелательную атмосферу уже с первых дней жизни.

Что касается второго фактора потребности эмоционального контакта с близким человеком, то следует отметить, что в развитии ребенка эмоции предшествуют интеллекту. Необходимость эмоционального контакта обусловливается тем, что в «речевой (долговременной) памяти ребенка  накапливается произносимый материал – слоги, слова – продукты языковой среды»[2], столь важные для овладения языком.

Третий фактор, влияющий на развитие речи, - это фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, органов говорения, аудирования, координационной системы; поэтому  необходимо поддерживать артикуляционный аппарат и механизмы речи в хорошем состоянии. Здесь все играет важную роль: и органы слуха, и голосовые связки, и дыхательные пути, и даже хорошее зрение.   По мере физиологического развития органов речи слово, произнесенное ребенком, начинает выполнять «свою знаковую функцию»[3], и на первый план может выдвинуться новый фактор – потребность содержательного общения, Потребность эта постепенно дополняется двумя другими: стремлением к самовыражению и желанием «самоутвердиться» ( эти потребности часто проявляются у воспитанников детского сада). «Это первые шаги формирования личности, начало процесса социализации: ребенок становится членом общества»[4]. Еще одним фактором речевого развития человека является фактор речевой среды. Очень важно, чтобы языковая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была благоприятной: ребенок должен слышать образцы правильной речи, причём с позитивной эмоциональной окраской .

Наконец, существуют такие факторы речевого развития, как потребность и способность номинации и обобщения ( это связано с познавательной деятельностью ребенка), начало формирования понятий как основной формы познания, и речевая активность, т.е разнообразная и постоянная речевая практика, которая возможна у детей коммуникабельных, умеющих преодолевать застенчивость. Речевой активности препятствуют иногда физиологические «изъяны» ( заикание, гнусавость и т.д.).

Взрослым, окружающим ребенка, необходимо учитывать эти факторы речевого развития.

Дети должны ориентироваться  на лучшие образцы речи, поэтому нельзя отказываться от таких проверенных временем занятий, как семейное чтение, заучивание стихотворений.

Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н. Толстого, легкие и прозрачные стихи А.С. Пушкина, образный язык миниатюр К.Д. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок.

Рассмотрев все факторы, влияющие на развитие речи, можно заменить, что некоторые из них доминируют только в какой- то определенный момент (период) развития ребенка. К примеру, потребность в номинации и способность обобщения появляются у ребенка только в дошкольный период, а вот фактор положительных эмоций на протяжении всех периодов.


[1] Львов М.Р. Основы теории речи. - М.,2000, с.188

[2] Там же, с.189

[3] Львов М.Р. Основы теории речи. - М.,2000, с.189

[4] Там же,  с.191


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание»....

Факторы, влияющие на развитие речи.

На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие...

Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей сОВЗ

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствую...

Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии».

Анкета – это быстрый и удобный способ получить понятные ответы на важные однотипные вопросы. Для того чтобы общение с каждой семьей не затягивалось надолго, педагоги и администрация детских садо...

Статья на тему "Факторы, влияющие на развитие речи ребёнка дошкольного возраста"

Одним из самых сложных физиологических и психических процессов является овладение речевыми навыками, которое у каждого человека протекает по-разному. Оно заключается не только в развитии способности п...

«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ» (консультация для родителей)

На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных факт...

Факторы влияющие на развитие речи

Факторы, влияющие на развитие речиНаследственный фактор. Социальный фактор. Моторное развитие. Эмоциональный фактор. Общение....