Факторы влияющие на развитие речи
методическая разработка по коррекционной педагогике

Евсеева Антонина Викторовна

  Факторы, влияющие на развитие речи

Наследственный фактор. Социальный фактор. Моторное развитие. Эмоциональный фактор. Общение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие на развитие речи.

1.Наследственный фактор.

2. Социальный фактор.

3. Моторное развитие

4. Эмоциональный фактор

5. Общение.

 

Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11-12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти слов. К мальчикам первые слова приходят в 13-14 месяцев - в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 3-4 месяца. Но тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды – все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи.

На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть, как положительным, так и негативным.

Наследственный фактор.

На формирование психических  функций   детей оказывает влияние возраст родителей к рождению ребенка. Очень ранняя беременность отрицательно влияет на развитие плода, т.к. организм матери недостаточно сформирован, костная ткань нужна самой матери. После 40 лет идет процесс старения организма, недостаток костной ткани для развития плода. А, из-за проблем внутриутробного развития появляются проблемы формирования психических процессов, в том числе и речевых.

Любое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития. Частые длительные заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающим образом действуют на его нервную систему и организм, в целом.

Социальный фактор.

Большое влияние на развитие речи детей имеет социальный фактор. Неблагоприятные социально-бытовые условия приводят к макросоциальной педагогической запущенности, дефициту в развитии и еще больше усугубляют уже имеющиеся неблагоприятные факторы развития ребенка и его речи.

Характер взаимоотношений между родителями может тоже отразиться на развитии речи детей. В таких семьях, где обострены внутрисемейные отношения, где поведение родителей определяется различными несогласиями, частыми ссорами тип воспитания отличается несдержанностью и грубостью родителей в обращении с ребенком, несогласованностью воспитательных приемов. Дети бывают временами заброшены, педагогически запущены, они плохо адаптируются, не уверенны в себе, трудно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Все это усугубляет те нарушения речи, которые уже имелись у ребенка, о компенсаторных возможностях следует забыть в таких условиях.

В семьях, где есть взаимопонимание, нарушения речи могут сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов.

Замечено, что в тех семьях, где гибкое отношение ребенка к матери и отцу – это благополучные семьи, там царит атмосфера покоя, где к ребенку относятся как к личности, к равному члену семьи. Важными вопросами в этих семьях является не только вопросы питания и обеспечения для ребенка материального комфорта, но и общения с ним, создание для него еще и духовного комфорта. Только в таких условиях у ребенка будут формироваться положительные чувства, и характер с положительными социальными установками.

Излишние проявления родительской любви могут нанести ребенку не меньший вред, чем равнодушие к нему взрослых.  Но еще хуже, когда ребенку уделяется мало времени, внимания, любви, ребенок предоставлен сам себе, родители им не интересуются, не контролируют его. В результате ребенок растет замкнутым, не общительным, старается стать более незаметным, осознает свою никчемность, боится говорить с людьми и все это влияет на развитие  речи. В этих семьях родители проявляют безразличие, невнимание и ребенок испытывает заброшенность. Подвергается постоянному психическому трамвмированию. Эти дети требуют внимания и ласки со стороны взрослых, но отличаются крайне обидчивостью, конфликтностью, агрессивностью, злобностью. Семейное воспитание влияют на развитие ребенка. От уровня культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющиеся у него проблемами, от степени участия родителей в коррекционном процессе, во многом зависят успех диагностической, учебно-воспитательной и коррекционной работы

Моторное развитие

Так, например, языковое развитие ребенка нельзя отделить от его моторного развития. Большинство дошкольных педагогов убеждены в том, что такая связь существует и она очень сильная. Поэтому для хорошего языкового развития малыш нуждается в таких играх, которые включали бы нагрузку для всех пяти органов чувств и всех мускулов тела. При этом надо знать, что ребенок не сразу начинает контролировать движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это. Например, движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем движения крупных мускулов. После шести месяцев необходимо обратить особое внимание на артикуляционную моторику. Например, ребенок улыбается - активизируются мышцы губ. Чем раньше научится щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи ребенок появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л, и т.д.)

Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, на это указывают исследования деятельности детского мозга и психики.  Поэтому уже с 4-5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой его фаланги). Разминать и поглаживать их в течение двух - трех минут ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Как можно раньше необходимо приучать ребенка к самостоятельности. Было замечено, что дети, которые, как говорится, могут обслужить себя сами", меньше картавят и сюсюкают, быстрее переходят к предложениям. Это и понятно, ведь такие "упражнения", как действия с ложкой, расстегивание пуговиц и т. п., отлично развивают мелкую моторику кисти.

Эмоциональное развитие

Умение говорить тесно связано у ребенка и с эмоциональным развитием. Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют свою значимость для окружающих, защищенность, эмоциональную связь с родителями, всегда хорошо говорят. А вот детям, которые пережили много огорчений и стрессов, бывает трудно научиться говорить. Задержку в речевом развитии может вызвать и смена привычной обстановки, например, переезд из дома в дом или разлука с человеком, который раньше ухаживал за малышом. Даже слишком жесткое приучение к горшку и к опрятности может сделать окружающий мир неуютным для малыша, а тот будет бороться с этим миром, своим нежеланием говорить.

Общение.

Главным фактором, определяющим речевое развитие ребенка, является его желание и умение общаться с людьми. Ведь речь существует не только для того, чтобы выразить мысли или эмоции, но и просто, чтобы поддержать приятный разговор. И об этом знают уже самые маленькие дети. Часто можно наблюдать, как малыш, который едва освоил первые слова, уже заводит на улице "светский разговор" с незнакомым человеком. Конечно, нет сомнений в том, что такой ребенок будет хорошо развиваться в языковом отношении: у него есть желание высказаться, и он может уже на своем уровне пообщаться с другими людьми. Сформировать этот навык ему поможет только пример родителей: их реакции и поведение при разговоре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание»....

Факторы, влияющие на развитие речи ребенка

Материал в родительский уголок...

Факторы, влияющие на развитие речи.

На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие...

Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей сОВЗ

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствую...

Сообщение из опыта "Факторы, влияющие на нарушение речи младших дошкольников"

 В рамках дошкольного возраста важное значение для развития приобретает становление и развитие речи. Уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский са...

Статья на тему "Факторы, влияющие на развитие речи ребёнка дошкольного возраста"

Одним из самых сложных физиологических и психических процессов является овладение речевыми навыками, которое у каждого человека протекает по-разному. Оно заключается не только в развитии способности п...

«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ» (консультация для родителей)

На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных факт...