Консультация "Средства развития речи".
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
В этом материале описаны игры, упражнения, задания для развития речи ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_razvitiya_rechi.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Средства развития речи».
Не всегда взрослые, а тем более дети могут выражать свои мысли грамотно, последовательно. Многие дети на пороге школы испытывают серьёзные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные. Что помогает развивать речь ребёнка? Самым важным, самым главным средством развития речи конечно же является общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Дети не рождаются на свет с уже готовой речью, а перенимают опыт речевого общения у нас, взрослых. Поэтому очень важно с момента появления ребёнка наладить с ним речевой контакт. Говорите с ним спокойно, неторопливо, делитесь своими впечатлениями, спрашивайте о его друзьях, поступках, делах и интересах. Это поможет не только развить речь ребёнка, но и наладить ваши с ним отношения. Развитие речи дошкольника зависит и от общения его со сверстниками. Как мы, взрослые, любим порой просто поболтать со своими знакомыми о природе, погоде, делах домашних, также и дети, им тоже хочется рассказать своему другу, сверстнику, куда они с родителями ходили в выходной, что видели, что им купили и т.п.
Речь ребёнка – это показатель его интеллектуального развития, средство общения с другими детьми. И конечно же хорошо развитая речь – залог успешного обучения в школе. Что же делать, чтобы речь ребёнка развивалась в норме? Мы подскажем, как можно просто и с удовольствием развивать речь.
➢ Чаще читайте ребёнку. Чтение играет важную роль в развитии речи: малыш усваивает новые слова, узнаёт новые словосочетания, у него расширяется словарный запас. А ещё в детских книгах есть много иллюстраций. Это отличное средство для развития в целом. Прочитав книгу, не спеша рассмотрите картинки в ней. Спросите ребёнка:
• что он видит на картинке, что ему нравится (не нравится) и почему;
• чего здесь много (мало);
• какие предметы похоже и чем;
• какие предметы начинаются со звука «с» («м» и др.);
• что делают люди;
• кто с кем подружился (поссорился);
• что было до этого (будет после этого) и т.д.
Вопросов можно придумать очень много. Важно, чтобы ребёнок отвечал на них охотно, используя сложные предложения, интересные обороты речи. Если ребёнок затрудняется в чём-то, помогите ему. Можно попытаться составить рассказ по картинке. Сначала вместе с ребёнком, а потом пусть он сам придумает рассказ, сказку по данной иллюстрации.
➢ Для развития и обогащения словаря используйте всевозможные игры, игровые упражнения.
«Подбери слова». Спросите ребёнка:
- Какой бывает дом? (Высокий, низкий, большой, красивый, деревянный.)
- Что делает повар? (Варит, солит, наливает.)
- Какое слово подходит к этим словам:
зелёная, кудрявая, стройная? (Берёза.)
идут, отстают, спешат? (Часы.)
часы, человек, дождь, кошка? (Идут.)
«Доскажи словечко». Ребёнок добавляет к заданному слогу другие слоги, чтобы получилось слово: са–мовар, са–молёт, са–мокат, са–хар.
«Доскажи предложение». Ребёнок заканчивает предложение, начатое взрослым: «Мама купила в магазине…»
«Скажи наоборот». Ребёнок начинает осваивать антонимы: большой – маленький, широкий – узкий, горячий – холодный и т.п.
«Словесная цепочка». Ребёнок также учится подбирать слова. Взрослый называет исходное слово, например «кошка», и спрашивает:
- Какая бывает кошка? (Пушистая, ласковая.)
- Что ещё бывает ласковым? (Солнце, мама, ветер.)
- Каким ещё может быть ветер? (Холодным, сильным.)
- Кто ещё бывает сильным? (Папа, дождь.)
«Что из чего сделано?». Ребёнок учится преобразовать прилагательное из существительного:
- Как назвать одним словом стакан, если он сделан из стекла? (Стеклянный.)
- Сок из яблок? (Яблочный.) Морс из клюквы? (Клюквенный.) Ворота из железа?
(Железные.)
«Я знаю пять названий…». Взрослый перечисляет пять названий чего-либо, например: «Я знаю пять птиц – сорока, галка, скворец, ворона, воробей». Затем названия птиц перечисляет ребёнок. Аналогично с животными, посудой, мебелью и т.д. В такие словесные игры можно играть с ребёнком по дороге в детский сад, вечером дома, во время прогулки.
➢ Многие дети неправильно произносят звуки. Не теряйте времени, не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Упражняйте ребёнка в звукопроизношении, учите слышать звуки, различать похожие.
«Цепочка слов». Взрослый произносит первое слово так, чтобы ребёнок услышал последний звук, с этого звука ребёнок называет своё слово: ветер – ракета – аквариум – молния и т.д.
«Услышать звук». Взрослый просит ребёнка назвать слово, которое начинается с определённого звука; чтобы этот звук был в середине (конце) слова.
➢ Учите детей составлять загадки. Это даёт возможность совершенствовать словарный запас.
➢ Многие дети не всегда чётко и внятно могут произносить слова, фразы. Вот тут и приходит на помощь скороговорка. Выучите с ребёнком несколько скороговорок. Произносите их по очереди, вместе, сначала медленно, потом убыстряйте темп.
➢ Большинство детей недостаточно хорошо владеют связной речью, не умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание прочитанного. Этому нужно научить.
Вы с ребёнком на кухне. Возьмите два любых предмета, попросите их описать. Спросите, чем они похоже, чем отличаются. Например: огурец и помидор, они похожи, потому что это овощи, их можно есть, делать из них салат. Они отличаются друг от друга, потому что помидор красный, а огурец зелёный. Придумайте вместе сказку про помидор и огурец.
Можно научить ребёнка сочинять сказки, рассказы, обязательно используя 4-5 слов: туча, дождь, зонт, лужа. Попробуйте сочинять с детьми рассказ или сказку, используя набор предметных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...