Вечер-досуг во второй младшей группе. Моя дружная семья.
методическая разработка (младшая группа) по теме
Вечер- досуг с родителями детей младшего дошкольного возраста направлен на формирование психологической компетентности родителей по оптимизации взаимоотношений с детьми. Материал будет интересен педагогам и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher-dosug_vo_vtoroy_mladshey_gruppe._moya_druzhnaya_semya.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Вечер-досуг во второй младшей группе «Моя дружная семья».
Подготовила и провела
педагог-психолог
Разумова Ю.Н.
Цель: формирование психологической компетентности родителей по оптимизации взаимоотношений с детьми.
Задачи:
1.Создать позитивный настрой на продуктивную работу
2. Формировать навыки бесконфликтного общения «родитель-ребенок»
3. Мотивировать родителей на демократический стиль общения с детьми.
Материалы: музыкальное сопровождение, ручки и листы, карточки с установками.
- Приветствие «Здравствуйте!»
- Под музыку родители перемещаются, как только музыка останавливается, родителям надо поздороваться друг с другом ладошками, коленками, спинками, за руки.
- Родители делятся на 2 команды. Придумывают название, девиз. Представляем жюри.
- Ведущий вводит родителей в тему собрания: примерные вопросы для обсуждения, зачитываются высказывания детей «что такое семья».
- Родителям ведущий дает оценку результатов тестов.
-На ваш взгляд, какие фразы подходят для эффективного общения с ребенком?
Теоретический блок.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, т.е нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы ему сообщаете, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Известный семейный терепевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. Эти знаки нужны как пища растущему организму, питают его эмоционально. Если дети не получают таких знаков, то могут возникнуть эмоциональные проблемы, вплоть до неврозов.
1 правило: Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Это недовольство не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие ребенка.
- «Помощь родителей. Осторожно!».
Задание командам: разделите лист на 2 части. В 1-й колонке вы пишите круг дел, с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно. Во 2-й части вы пишите те дела, которые вы делаете с ребенком вместе.
Теоретический блок.
Психологический закон (Л.С.Выгодский) - зона ближайшего развития. Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга-дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Например, ребенок может сам одеться, но организовать свои дела в течении дня не может (реплики родителей-пора, теперь мы будем, сначала погуляем, а потом). Рисуем. Выгодский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял со взрослым. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой. Зона дел вместе-это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Представим, что у одного ребенка зона широкая, т.к родители с ним часто занимаются, а у другого узкая, т.к он сам себе предоставлен1-й ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя уверенее , чем 2-й. Теперь понятно, почему ребенка оставлять одного там, где ему трудно, нельзя. Это значит, не учитывать основной психологический закон развития. Ети хорошо чувствуют и знают, в чем они нуждаются. Пример 2
Правило 2 Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
- Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
- По мере освоения ему новых действий постепенно передавайте их ему.
Пример3
Важно уберечь естественную активность ребенка, не забить и не заглушить ее. Нельзя слишком рано перекладывать свою часть дел на ребенка, и наоборот, слишком долго и настойчиво вмешиваться в дела ребенка, которые он может делать сам.
ДОМА: Выберите дело, которое не очень хорошо получается у ребенка. Предложите ему - давай вместе!
Если проявит готовность, займитесь с ним. Внимательно следите, когда можно ослабить руль, но делайте рано или резко. Похвалите за успех. Выберите пару новых дел, которые вы бы хотели, чтобы ребенок научился делать сам, повторите процедуру, похвалите.
- «А если не хочет!» Л.С. Выгодский нашел, что ребенок легче и быстрее учится организовать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Это не слова родителей, постоянные нравоучения, а их замена. Вопрос родителям- как с помощью внешних средств организовать сбор ребенка в садик.
- Бывает, что родитель готов помогать, и за тоном следит, не сердиться, не приказывает, не критикует, а дело не идет. Такое случается с излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети. Анекдот.
- Теоретический блок.
Механизм психологического закона
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить.
Правило3 Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило4. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
- Как слушать ребенка?
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями показать, научить, направить ему не поможешь. В таких случаях лучше его послушать. Психологи нашли способ помогающего слушания «активное слушание» Активно слушать ребенка-значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Пример3
- Повернитесь к ребенку лицом, чтобы ваши глаза на одном уровне.
- Если ребенок огорчен, не следует задавать ему вопросов. Ответы в утвердительной форме.
- 3. В беседе держать паузу. Время для раздумий принадлежит ребенку.
- В вашем ответе полезно повторить, как вы поняли, что случилось с ним, а потом обозначить чувство.
Эффект от активного слушания:
- Исчезает, ослабевает отрицательное переживание ребенка. Разделенная радость удваивается, горе уменьшается вдвое.
- Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше.
- Ребенок сам продвигается в решении своих проблем.
- Меняет сам взрослый.
Навыки активного слушания порой необычны, но когда вы ими овладеваете, техника исчезает и переходит в искусство общения. Работа с таблицами
Родители, которые пытаются научиться активному слушанию, жалуются на большие трудности: на ум приходят привычные ответы, все, кроме необходимого. Пример, что бы вы ответили на такую жалобу дочери «Таня не хочет больше со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другими девочками, а на меня она даже не взглянула».
Психологи выделили типы традиционных родительских высказываний- настоящих помех на пути активного слушания ребенка. Их оказалось 12 типов автоматических ответов.
Блиц-турнир
Командам предлагаются высказывания родителей, а они должны определить тип, и поднять нужную карточку.
В конце конкурса делается вывод: постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят ребенка. Для начала найдите в течении дня несколько +поводов сказать ребенку добрые слова. Бойтесь похвалы-оценки(ты у меня молодей, ты самая красивая). Лучше сказать я рада, что ты так сделал.
В основе активного слушания лежат гуманные принципы: уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания отказ от родительской позиции «сверху»
В завершении нашего собрания давайте напишем: эффективные рекомендации в общении с ребенком, с учетом того, что вы услышали сегодня (каждая команда пишет друг другу). Затем команды озвучивают свои рекомендации.
Команда «ГРАМОТЕИ»
Приветствие: Гореть самим, зажечь других, быть впереди и точка!
Приветствие жюри: Пусть будет совесть чиста, как эта вода! (отдают жюри бутылку с водой!)
КОМАНДА «ЗНАЙКИ»
Приветствие: Все разведать, все узнать – легких тропок не искать!
Приветствие жюри: Пусть ваши глаза будут остры, как эта игла! (отдать жюри иглу!)
Рекомендации родителям по оптимизации общения с ребенком | Рекомендации родителям по оптимизации общения с ребенком |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5 |
Пример2 Многим из вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку.
Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!
Пример3 СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).
СЫН: Да, не хочу...
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся... (Обозначение чувства).
Правило 1: Безусловно принимать ребенка-значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Правила активного слушания:
- Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом, ваши глаза должны находиться на одном уровне!
- Если ребенок чем-то расстроен, не следует задавать ему вопросы, желательно чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
- Очень важно, в беседе держать паузу, после вашей каждой реплики, лучше всего помолчать, дать время для размышления ребенку.
- Сначала повторить, что с ним случилось, а потом обозначить его чувство!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский конспект открытого занятия во второй младшей группе «Моя дружная семья!»
Авторский конспект открытого занятия во второй младшей группе «Моя дружная семья!»...
Конспект интегрированного занятия по нравственному воспитанию во второй младшей группе "Моя дружная семья"
Конспект интегрированного занятия по нравственному воспитанию во второй младшей группе, тема «Моя дружная семья»Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины ми...
вечер досуга для детей второй младшей группы "Зеленый огонек"
Конспект вечера досуга по ПДД, расчитан на конец второй младшей группы, может проводиться как на улице, так и в помещении...
Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе "Моя дружная семья"
Занятие на тему "Моя дружная семья" проводилось в рамках проета "Семья". Программные задачиОбразовательныеФормировать у детей знания о семье.Формировать у детей умение отвечать на вопросы воспита...
сценарий вечера досуга для детей второй младшей группы: "Мамочка моя"
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам познакомиться с досугом: "Мамочка моя". Сценарий досуга включает в себя конкурсы, игры, развлечения.В своё время работая с детьми второй младшей группы, мы с...
Развлечение ко Дню семьи во второй младшей группе «Моя дружная семья»
Цель: Воспитывать у дошкольников любовь к своей семье, семейным традициям, уважение к ним....
Конспект ОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением во второй младшей группе «Наша дружная семья»» в подготовительной группе (по О.В Дыбиной)
Конспект предназначен в помощь для проведнения занятий во второй младшей группе для воспитателей и студентов...