Статья на тему "Работа над интервалами в системе развития певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа) по теме

Роговкина Нина Михайловна

В статье раскрывается значение работы над интервалами в процессе развития певческих навыков, обобщаются методические достижения в этой области музыкального воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над интервалами в системе развития певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст (3-4 года) является благоприятным для развития певческих навыков. Именно в этот период у ребенка формируется способность к музыкальным слуховым представлениям, что, по мнению
Б.П. Теплова, может служить основой обучения пению [8].

Согласно положению Теплова о том, что «музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка», их совершенствование происходит в результате систематического упражнения в пении [8, с. 316]. При этом особенно важным этапом работы является обучение чистому интонированию интервалов. Большое значение развитию этой способности в практике музыкального обучения придавали Б.П. Теплов, Б.В. Асафьев, Д.К. Кирнарская и другие.

Б.В. Асафьев называет «последовательность и одновременность звучания интервалов» основным качеством музыкального мышления. Ученый считает, что «только постепенное … закрепление в сознании качественной дифференцированности каждого интервала … и в исполнительской практике и в восприятии слушателей могло содействовать дальнейшему процессу голосоведения и, главное, пониманию выразительной силы гармонии» [1, с. 333].

Б.П. Теплов утверждает, что слуховые представления «становятся музыкальными только тогда, когда они отражают музыкальную высоту» [8, с. 316. Курсив наша – Н.Р.]; развитие ладового чувства также неразрывно связывается с ощущением музыкальной высоты. Одним из признаков ощущения музыкальной высоты и является переживание интервала. Восприятие музыкальных интервалов сохраняется при изменениях регистра, темпа и интенсивности звучания [8].

Д.К. Кирнарская также указывает, что чувство интервала «как целостного мелодического контура» лежит в основе развития музыкальных способностей [5, с. 182].

Особое значение работе над интервалами придавал основоположник русской вокальной школы М.И. Глинка. В его методе развития певческого голоса, адресованном ученику, басу Петрову, и получившему впоследствии название концентрического, предлагаются вокальные упражнения на различные интервалы и поступенное движение в пределах этих интервалов.

Работа начинается с поступенного движения голоса в пределах терции. Затем следует подъем и спуск голоса на терцию. Аналогичные упражнения предлагаются на кварту, квинту, сексту, септиму, октаву, секунду. Надо отметить, что подъем и спуск голоса на секунду Глинка считал самым трудным и ставил его на последнее место в ряду упражнений. Около 44% всех упражнений на интервалы посвящены терции как одному из самых легких, берущихся без напряжения [7].

Концентрический метод Глинки, адресованный взрослым певцам, по нашему мнению, с некоторыми ограничениями, может применяться и для развития певческих навыков детей младшего дошкольного возраста. В связи с очень небольшим диапазоном голоса младших дошкольников (от ре до ля первой октавы) вокальные упражнения для них не должны выходить за пределы квинты.

Концентрический метод способствует естественному звукообразованию и помогает преодолеть такой распространенный недостаток как крикливость.

В вокальной работе с младшими дошкольниками необходимо учитывать психологические особенности детей. Ребенку 3-4 лет еще неинтересно и непонятно пение вокализов или на отдельные слоги. Поэтому работу над интервалами целесообразно проводить на попевках с ярким, образным, интересным для малышей текстом.

Асафьев в статье «У истоков жизни. Памяти Пушкина» отмечает важность напевности созвучий в поэзии. Исследователь называет «глухой поэзией» ту, что оторвана от музыкальной стихии, и утверждает, что «напевность стиха» выступает как его «ценнейшее свойство» [2, с. 31]. По нашему мнению, именно такими качествами должны обладать стихи для детей, положенные в основу вокальных упражнений. Поэзия А. Барто,
В. Берестова, И. Токмаковой, Г. Лагздынь, К. Чуковского полностью соответствует этим требованиям. Кроме того, основой для попевок могут служить русские народные потешки, стих которых также обладает напевностью.

Автором настоящей статьи был разработан цикл вокальных упражнений для детей младшего дошкольного возраста, направленный на обучение чистому интонированию интервалов (терции, кварты, квинты, секунды) и поступенному движению в пределах этих интервалов на основе концентрического метода. В отличие от традиционной методики
(Т.М. Орлова, С.И. Бекина, 1986, М.Ю. Картушина, 2015), интонирование секунды ставится на последнее место из-за его трудности. М.Ю. Картушина утверждает, что первым этапом вокальных упражнений должно быть пение на одном звуке в пределах примарной зоны [3]. О.В. Кацер в своей «Игровой методике обучения пению» (2005) рекомендует использовать в работе с младшими дошкольниками попевки и песенки на двух рядом стоящих звуках большой секунды [4]. Но, как свидетельствует практика, детям 3-4 лет еще трудно удерживать звук на одной высоте и пропевать секунду, поэтому, по нашему мнению, работу по развитию певческих навыков целесообразно начинать с интонирования терцового хода вниз. Это упражнение могут выполнить даже слабо поющие дети. Н.А. Ветлугина также отмечает, что терция является одним из наиболее удобных для первоначального интонирования [6]. Практика показывает, что пение этого интервала способствует укреплению певческого голоса.

В соответствии с концентрическим методом, вокальные упражнения, особенно на начальном этапе, даются без гармонического сопровождения как мешающего естественной координации слуха и голоса во время пения. Практика также показывает, что младшие дошкольники намного лучше воспринимают и поют упражнения с голоса педагога, без инструментального аккомпанемента.

Изложенное позволяет сделать следующие обобщения:

– младший дошкольный возраст является благоприятным для развития певческих навыков. Совершенствование вокальных способностей детей происходит в результате систематического упражнения в пении. При этом особенно важным условием обучения является работа над интервалами;

– для развития певческих навыков младших дошкольников может быть применен концентрический метод М.И. Глинки, адаптированный для детей этого возраста. Метод направлен на укрепление примарных звуков и постепенное расширение диапазона. При обучении пению малышей целесообразно использовать попевки с ярким, образным текстом и начинать с терции как одного из наиболее удобных для первоначального интонирования интервалов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
  2. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). У истоков жизни. Памяти Пушкина. // Орфей. Книги о музыке. Книга первая. – Петербург, 1922. – С. 7-34.
  3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 176 с.
  4. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – СПб: Музыкальная палитра, 2005. – 52 с.
  5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
  6. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред.
    Н.А. Ветлугиной. ─ М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  7. Назаренко И.К. Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: хрестоматия. – М.: Музгиз, 1968. – 622 с.
  8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.; Л.: Изд. Академия Педагогических Наук РСФСР, 1947. – 332 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

«Развитие певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста»

 Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие:...

Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....

Статья на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный...

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК».

Воспитание у детей певческой культуры приобщает их к музыке.         Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно ...