«Развитие певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Харкевич Ирина Константиновна

   Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

      Пение – самый массовый и доступный для детей исполнительский вид музыкальной деятельности, а голос – это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент. Пение в дошкольном возрасте играет очень большую роль. Оно может оказывать сильное влияние на настроение детей и их развитие.

Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека.

Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

П.П. Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребенку, а наоборот, «от ребенка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и через пение к музыке».

Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно подобно разговору». По сути, песня – это синтез слова и музыки.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Метлов Н.А. в своей книге «Музыка детям» пишет об основных качествах детского голоса, о том, что «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка…

 Важность пения определяется сензитивностью дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f1_prezentatsiya_i.k.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема: «Развитие певческих навыков у детей

младшего дошкольного возраста»

                 

Выполнила музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 362

Харкевич Ирина Константиновна.

     Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

      Пение – самый массовый и доступный для детей исполнительский вид музыкальной деятельности, а голос – это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент. Пение в дошкольном возрасте играет очень большую роль. Оно может оказывать сильное влияние на настроение детей и их развитие.

      Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека.

Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

П.П. Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребенку, а наоборот, «от ребенка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и через пение к музыке».

Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно подобно разговору». По сути, песня – это синтез слова и музыки.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Метлов Н.А. в своей книге «Музыка детям» пишет об основных качествах детского голоса, о том, что «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка…

 Важность пения определяется сензитивностью дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

    Наш детский сад работает по комплексным программам «Радуга» и «Кроха», но раздел музыкального воспитания в этих программах освещен недостаточно, поэтому в дополнении берем  парциальную  программу «Камертон» Э.П.Костиной,  программа как логическое дополнение к отечественной методике обучения дошкольников пению Н.А.Ветлугиной, Н.П.Стуловой, Г.А.Струве и других.

   Работу по обучению детей пению начинаю с раннего возраста.

Каждая ступенька музыкального образования детей в программе «Камертон» начинается с характеристики возрастных особенностей.

Дети 2-ой младшей группы – это  дети 3-4 лет. У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита. Связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном голосовым резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания.

На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться – певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

     Цели и задачи  музыкального образования детей при обучении пению:

Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь? Для меня это развитие личности ребенка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. Певческая деятельность – наиболее доступный способ музицирования.

   Задачи в области пения детей 3 – 4 лет:

  • учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
  • внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;
  • правильно передавать мелодию в диапазоне  ми – си; петь с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него;
  • формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отстаивать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

Также ставлю задачи:

  • Педагогический анализ развития детей.
  • Пополнение предметно-развивающей макро и мини среды.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Взаимодействие  с воспитателями.

Для развития и воспитания детского голоса в первую очередь выявляю голосовые и певческие возможности ребенка.

Провожу педагогическую диагностику детей (по программе «Камертон»)

детей имеют средний уровень развития. Эти дети начинают слушать песню внимательно, различают песни наиболее простые и яркие по характеру, исполняют  многие выученные ранее песни, но недостаточно выразительно передают характер песни (веселый, грустный), интонации (вопроса -ответа), довольно удачно используют в пении средства выразительности; умеют петь в различном темпе (умеренно медленно и умеренно быстро), пытаются петь высоким и низким звуком, но не всегда точно исполняют ритмические особенности песни. Владеют некоторыми певческими умениями: поют напевно при оказании словесной помощи, дикция в основном внятная. Могут петь по ручным знакам (1-3 ступени).

    Проанализировав среду в ДОУ и в группе, сделала выводы, что

в группе у детей младшего возраста в центрах по музыкальному образованию имеется:

  • музыкально-дидактические игры: «Птица и птенчики», «Тихо-громко», «Чьи детки»;
  • музыкальный конструктор;
  • магнитофон;
  • подбор кассет с песнями;
  • варежки с пуговицами;
  • лесенка из 3-ех ступеней;
  • альбом с песнями данного возраста;
  • шумовые инструменты;
  • музыкальный круг;
  • барабаны, погремушки, колокольчики.

Нужно пополнить среду:

  • музыкально-дидактическими играми «Кукла шагает и бегает», «Ноги и ножки»;
  • пошить варежки с пуговицами;
  • сделать разнообразные шумовых инструментов;
  • приобрести бубен;
  • пошить платочки;
  • приобрести кукольный театр.

     Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков: чистота интонирования, звукообразование, дикция, дыхание, старалась использовать в работе самые разнообразные приемы.

В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления, прежде всего связанный с образом семьи, дома. Простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ре –ля); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.

     Использую приемы наглядный и словесный, которые помогают детям понять содержание песни - это показ иллюстраций, картин, стихи, загадки. А также наглядные пособия, атрибуты, фланелеграф, театр.

Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова показываю игрушку и после пения говорю: «кошечка просит молока».  «Мя-у, Мя-у», напевает  и спрашивает: «Как кошечка просит молока?». Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.

Использую игровые приемы в работе над развитием певческого голоса (Автор С.А.Арефьева):

  •  «Здоровое горлышко»
  •   «Разбудим голосок»
  •   «Бибикалки»
  •   «Папуасики»
  •   «Погреем ручки»

Такие игры нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат.

Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Я выразительно пропеваю         долгие звуки. Дети следуют этому примеру.

   Большое место в младших группах отвожу работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая из смысла.Ообъясняю значение отдельных, непонятных слов, учу правильному произношению. Для выработки правильной дикции беру такие приемы: выразительное чтение, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом. Игровые приемы, например, Петушок учится петь, как дети, но плохо произносит слова, неточно поет мелодию. Это вызывает у детей   сильное желание научить Петушка правильно выговаривать слова и точно интонировать мелодию.        

  Важную роль в этом процессе играет дыхание. Емкость детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых занятий приучаю детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенно выдох. Использую такие упражнения:

  • «Надуй шарик»
  • «Вдохни аромат цветка»
  • «Игра с флюгером»
  • «Задуй свечку»

  Побуждаю детей петь не только на занятиях, но и в группе, дома перед гостями, на праздниках и развлечениях.  Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную музыкальную деятельность. При этом мне вместе с воспитателями приходится принимать активное участие в организации этой деятельности. В группе так оборудовали музыкальный центр, чтобы дети, не мешая друг другу, могли свободно подходить и пользоваться музыкально-дидактическими играми, инструментами. Музыкально-дидактические игры активизируют процесс музыкально-сенсорного развития. Мы уделяем им внимание на занятиях, а потом в повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания с помощью музыкально-дидактических игр.

Чтобы воспитатель был первым помощником музыкального руководителя, провожу с педагогами индивидуальные и коллективные консультации, практические занятия. На консультациях знакомлю воспитателей с планом работы, разучиваю детский репертуар, обращаю внимание на  умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок, вместе обсуждаем проведенные мероприятия, учитываем, кому из детей нужна индивидуальная помощь.

Опыт убеждает, что только совместная работа с воспитателями может привести к желаемому результату в решении задач музыкального воспитания.

Уделяю внимание и взаимодействию с родителями, эту работу осуществляю через различные формы:

  • через стенды для родителей, в которых помещаю консультации. Например, разъясняя родителям вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка, насколько опасно позволять петь дошкольнику на улице в холодную, сырую погоду. «Как организовать праздник дома». Размещаю фотосессии проведенных праздников. Различную информацию о посещении детских спектаклей;
  • через выставки музыкальных шумовых инструментов, сделанными своими руками;
  • рекомендации по пополнению домашней фонотеки;
  • через подготовку к праздникам, развлечениям;
  • через подготовку экологических сказок (во 2-ой мл.группе ставим сказку о глупом мышонке)
  • семейный опыт музыкального воспитания (мама Насти З. делилась опытом пения песен дома русских народных;)

Результаты проведенной диагностики за первое полугодие показали, что уже четверо детей (Маша и Даша Л., Арина К., Лиза К.) имеют высокий уровень развития. Четыре ребенка (Саша К., Лола С., Рая А., Вика М.) уровень ниже среднего, 18 детей – средний уровень развития.

        К концу четвертого года приложу все усилия, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставая и не опережая друг друга, правильно передавали мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.

Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и эстетическую среду для формирования лучших человеческих качеств. В пении дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Музыкальное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"В гостях у гномов"

Музыкальное доминантное занятие по  развитию певческих навыков у детей старшего дошколного возраста...

Статья на тему "Работа над интервалами в системе развития певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается значение работы над интервалами в процессе развития певческих навыков, обобщаются методические достижения в этой области музыкального воспитания....

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК».

Воспитание у детей певческой культуры приобщает их к музыке.         Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно ...