Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Екатерина Юрьевна

Статья из опыта работы музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_sberegayushchie_tehnologii_v_razvitiii_golosa.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Статья на основе опыта работы музыкального руководителя  Смирновой Екатерины Юрьевны

Актуальность темы.

       Зровьесберегающие технологии имеют большое значение в музыкальном развитии ребёнка, тем более сейчас, когда здоровью детей уделяется большое внимание (в соответствии с ФГОС ДО). Здоровый малыш - это радость, счастье и благополучие не только семьи, но и всего общества.

       Актуальность темы состоит в том, что - забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и

педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. С одной стороны -  музыка благоприятна для всего организма в целом, она является одним из средств физического развития. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, музыкотерапия и т.д.), используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей.
     Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. А пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Через пение успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление. Это занятие не только приятное, но и полезное. Пение в детском саду объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье.

      Как отмечает Н. А. Ветлугина «В теории и методике музыкального воспитания в детском саду», пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений.

     Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и влияние их на певческие способности детей. В своей работе с детьми я стала использовать современные методики: «Фонопедический метод развития голоса. Голосовые игры» В.В. Емельянова  и «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.

     Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Голосовой аппарат у детей очень хрупок, раним и нуждается в охране и разумной вокально - певческой нагрузке. Поэтому, здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях являются первостепенной задачей для меня, как музыкального руководителя. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

       Валеологические песенки – распевки - несложные, добрые тексты и мелодия, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Проводится  в течении 3 минут  в начале занятия (в средней, старшей и подготовительной группах)

«Доброе утро»

«Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее.

Мы погладим лобик,
Носик и щечки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!»

         Дыхательная гимнастика

  • дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней органов дыхания, простудных заболеваний.
  • правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
  • в сочетании со звуковыми (голосовыми) упражнениями, эффективна в вокальной работе, улучшает речевое дыхание и развивает голос.

Проводится  в течении 5 минут на каждом занятии (в средней, старшей и подготовительной группах).

        Упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. «Насос»

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

        Дыхательная гимнастика с голосовыми играми  В.В.Емельянова

У носика - сопелка.

У ёжика - пыхтелка.

У змеи - шипелка.

У машины- тарахтелка.

У чаек- кричалка.

У мышек- пищалка.

        Артикуляционная гимнастика

Задачи вокально - артикуляционных упражнений:

1. Освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;

2. Развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;

3. Преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;

4. Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки;

5. Развитие способности петь слово интонационно чисто.

«Часики»

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

На качелях удержись. - язык влево - вправо, вверх- вниз. Также ладонями.

 «Большая лошадь и маленькая пони» (цоканье языком медленно на низких звуках  и быстро на высоких звуках).

         Принцип  постепенности.
   Последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года в каждой возрастной группе я даю более легкие задания, чем в конце года: постепенно переходя от усвоенного,  знакомого материала к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям.

       В средней группе я только начинаю знакомить детей с дыхательной гимнастикой, очень осторожно, использую простые доступные детям упражнения в игровой форме. Например, упражнения: «Шарик», Ёжик», «Вертушка», «Варим кашу», «Сдуй снежинку». В  старшей и подготовительной группе от простых упражнений мы постепенно переходим к более сложным, где дети учатся дышать носом, учатся долгому выдоху. Например, «Роза и одуванчик», «Насос», «Водолаз».

        В старшем возрасте я активно  использую на занятиях артикуляционную гимнастику. Она очень полезна перед подготовкой артикуляционного аппарата детей к пению (развивает подвижность губ, языка, нижней челюсти). Поэтому я стараюсь на каждом занятии перед пением выполнить хотя бы 2-3 упражнения. Например: «Кусаем язычок», «Сладкое варенье», «Чистые зубки», «Часики» (или «Конфетка»), «Лошадка, «Я обиделся»

      Принцип доступности.
Заключается в том, что материал, который я предлагаю детям,  тщательно отбирается мной, соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы. Я стараюсь  подбирать такие песни, артикуляционные и дыхательные упражнения, которые носят игровой характер и будут интересны, доступны  и полезны детям.

        Педагогические технологии, которые я  использую в работе:

  •  игровые технологии организации обучения;
  • технологии здоровьесбережения (валеологическая распевка, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; дыхательная гимнастика, речевые и звуковые игры В. В. Емельянова,  вибрационно - вокальные упражнения М.Л. Лазарева);
  • информационно – коммуникационные технологии обучения;
  • «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер;
  • технология элементарного музицирования Т.Э.Тютюнниковой.

Заключение.

           В завершение следует отметить, что систематическое использование здоровьесберегающих  технологий  (валеологическая распевка, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевые игры и игры с голосом) создают благоприятные условия для развития певческого голоса, качество самого пения, артикуляции дошкольников, чёткой дикции.

          Описанные выше здоровьесберегающие технологии я стараюсь постоянно использовать на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром и в конце занятия.

          Вывод: Дети учатся использовать здоровьесберегающие технологии. Осваивают дыхательную, артикуляционную гимнастику, речевые игры, что положительно влияет на их певческие способности и здоровье.


 Использованная литература:

1. Орлова Т. М. «Учите детей петь», Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет., М. «Просвещение», 1987,

2. Ветлугина  Н. А «Методика музыкального воспитания в детском саду»,

3. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения»

4. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению», Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 г.

5. Емельянов В. В., И. А. Трифонова «Развивающие голосовые  игры. Методическая  разработка  I уровня обучения многоуровневой обучающей программы В. В. Емельянова  «Фонопедический метод развития голоса» методическое приложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....

Статья на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный...

Обобщение опыта «Использование здоровье сберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов для развития певческих навыков детей, через здоровье сберегающие технологии....

Статья на тему: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлен материал по организации образовательного процесса по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"...

Конспект открытого интегрированного музыкального занятия с использованием инновационных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. «ПЕСНИ РАСПЕВАЕМ – НАСТРОЕНИЕ ПОДНИМАЕМ!»

Авторская разработка конспекта  открытого интегрированного музыкального  занятия с использованием инновационных игровых  технологий для развития певческих навыков у детей  старшего...

Статья на тему «Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»«Ни одно из искусств не обладаеттакой действенной восп...