Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая, подготовительная группа)
Статья из опыта работы музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sberegayushchie_tehnologii_v_razvitiii_golosa.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Статья на основе опыта работы музыкального руководителя Смирновой Екатерины Юрьевны
Актуальность темы.
Зровьесберегающие технологии имеют большое значение в музыкальном развитии ребёнка, тем более сейчас, когда здоровью детей уделяется большое внимание (в соответствии с ФГОС ДО). Здоровый малыш - это радость, счастье и благополучие не только семьи, но и всего общества.
Актуальность темы состоит в том, что - забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и
педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. С одной стороны - музыка благоприятна для всего организма в целом, она является одним из средств физического развития. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, музыкотерапия и т.д.), используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. А пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Через пение успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление. Это занятие не только приятное, но и полезное. Пение в детском саду объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье.
Как отмечает Н. А. Ветлугина «В теории и методике музыкального воспитания в детском саду», пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений.
Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и влияние их на певческие способности детей. В своей работе с детьми я стала использовать современные методики: «Фонопедический метод развития голоса. Голосовые игры» В.В. Емельянова и «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Голосовой аппарат у детей очень хрупок, раним и нуждается в охране и разумной вокально - певческой нагрузке. Поэтому, здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях являются первостепенной задачей для меня, как музыкального руководителя. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Валеологические песенки – распевки - несложные, добрые тексты и мелодия, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос.
Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.
Проводится в течении 3 минут в начале занятия (в средней, старшей и подготовительной группах)
«Доброе утро»
«Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик,
Носик и щечки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!»
Дыхательная гимнастика
- дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней органов дыхания, простудных заболеваний.
- правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
- в сочетании со звуковыми (голосовыми) упражнениями, эффективна в вокальной работе, улучшает речевое дыхание и развивает голос.
Проводится в течении 5 минут на каждом занятии (в средней, старшей и подготовительной группах).
Упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. «Насос»
По шоссе летят машины –
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Дыхательная гимнастика с голосовыми играми В.В.Емельянова
У носика - сопелка.
У ёжика - пыхтелка.
У змеи - шипелка.
У машины- тарахтелка.
У чаек- кричалка.
У мышек- пищалка.
Артикуляционная гимнастика
Задачи вокально - артикуляционных упражнений:
1. Освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;
2. Развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;
3. Преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;
4. Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки;
5. Развитие способности петь слово интонационно чисто.
«Часики»
Вправо, влево язычок,
Словно маятник часов.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
На качелях удержись. - язык влево - вправо, вверх- вниз. Также ладонями.
«Большая лошадь и маленькая пони» (цоканье языком медленно на низких звуках и быстро на высоких звуках).
Принцип постепенности.
Последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года в каждой возрастной группе я даю более легкие задания, чем в конце года: постепенно переходя от усвоенного, знакомого материала к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям.
В средней группе я только начинаю знакомить детей с дыхательной гимнастикой, очень осторожно, использую простые доступные детям упражнения в игровой форме. Например, упражнения: «Шарик», Ёжик», «Вертушка», «Варим кашу», «Сдуй снежинку». В старшей и подготовительной группе от простых упражнений мы постепенно переходим к более сложным, где дети учатся дышать носом, учатся долгому выдоху. Например, «Роза и одуванчик», «Насос», «Водолаз».
В старшем возрасте я активно использую на занятиях артикуляционную гимнастику. Она очень полезна перед подготовкой артикуляционного аппарата детей к пению (развивает подвижность губ, языка, нижней челюсти). Поэтому я стараюсь на каждом занятии перед пением выполнить хотя бы 2-3 упражнения. Например: «Кусаем язычок», «Сладкое варенье», «Чистые зубки», «Часики» (или «Конфетка»), «Лошадка, «Я обиделся»
Принцип доступности.
Заключается в том, что материал, который я предлагаю детям, тщательно отбирается мной, соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы. Я стараюсь подбирать такие песни, артикуляционные и дыхательные упражнения, которые носят игровой характер и будут интересны, доступны и полезны детям.
Педагогические технологии, которые я использую в работе:
- игровые технологии организации обучения;
- технологии здоровьесбережения (валеологическая распевка, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; дыхательная гимнастика, речевые и звуковые игры В. В. Емельянова, вибрационно - вокальные упражнения М.Л. Лазарева);
- информационно – коммуникационные технологии обучения;
- «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер;
- технология элементарного музицирования Т.Э.Тютюнниковой.
Заключение.
В завершение следует отметить, что систематическое использование здоровьесберегающих технологий (валеологическая распевка, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, речевые игры и игры с голосом) создают благоприятные условия для развития певческого голоса, качество самого пения, артикуляции дошкольников, чёткой дикции.
Описанные выше здоровьесберегающие технологии я стараюсь постоянно использовать на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром и в конце занятия.
Вывод: Дети учатся использовать здоровьесберегающие технологии. Осваивают дыхательную, артикуляционную гимнастику, речевые игры, что положительно влияет на их певческие способности и здоровье.
Использованная литература:
1. Орлова Т. М. «Учите детей петь», Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет., М. «Просвещение», 1987,
2. Ветлугина Н. А «Методика музыкального воспитания в детском саду»,
3. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения»
4. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению», Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 г.
5. Емельянов В. В., И. А. Трифонова «Развивающие голосовые игры. Методическая разработка I уровня обучения многоуровневой обучающей программы В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» методическое приложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....
Статья на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный...
Обобщение опыта «Использование здоровье сберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов для развития певческих навыков детей, через здоровье сберегающие технологии....
Статья на тему: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
В статье представлен материал по организации образовательного процесса по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"
Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"...
Конспект открытого интегрированного музыкального занятия с использованием инновационных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. «ПЕСНИ РАСПЕВАЕМ – НАСТРОЕНИЕ ПОДНИМАЕМ!»
Авторская разработка конспекта открытого интегрированного музыкального занятия с использованием инновационных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего...
Статья на тему «Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»«Ни одно из искусств не обладаеттакой действенной восп...