Говорим правильно
консультация (средняя группа) на тему

Богданова Ирина Сергеевна

Помните всегда:

« Правильная речь слаще мёда!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorim_pravilno.docx142.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Говорим првильно!» https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e95b632fc63b948a29829beb0a713549-l&n=13

        С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая этого. Когда мы говорим о словесном общении, следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта:

1. Воспитательный и коммуникативный.

        Обращаясь к детям, родители стремятся передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо?

- Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите, о том, как пошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подростет, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

- Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая Вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему? » после рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда:

- Не оставляйте детские вопросы без ответа!

- Не обрывайте их!

- Не отнекивайтесь!

- Не обходите молчанием!

- Не отвечайте вопросом на вопрос! Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр.

        Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать Машу и медведя или всех друзей Лунтика!

        Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом.

Чем это грозит?

1. Ребенок «намотает себе на «ус», что это в порядке вещей и именно так будет вести себя в своей дальнейшей жизни.

2. Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный», а «выгодный» ему.

3. В некоторых случаях, подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и даже к психическому расстройству.

        Говорите только то, что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С. Макаренко, всю свою жизнь посвятивший воспитанию детей говорил : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. » И далее: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива».

2. Сугубо «речевой», касающийся непосредственно самого языка.         Прислушиваясь к разговорам окружающих, маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так формируется культура его речи. Повзрослев Ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей. Конечно, речь его обрастет новыми лексическими оборотами, появятся новые темы, но основа ее останется неизменной: из детства. Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь теми людьми, которым он верит безоговорочно, и которых он копирует. Все, что говорится Вами, воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на Вас огромную ответственность. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. И если Вы хотите, чтобы речь его была речью культурного человека, т. е. грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы должны постоянно и неусыпно должны следить за своим языком.  Если в семье говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Если родители, разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя», «тётя Галя», «воспитательница», то и ребенок говорить будет так же. Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя слишком сложно для ребенка. Совершенно не важно, как малыш, по - началу будет произносить имя-отчество воспитателя, главное, что он при этом привыкает к тому, что правильно постороннего взрослого человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать.

        Ваша речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений. Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком неправильной речи взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи, от сюсюканья и коверканья слов, говорите нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые слова и фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и тормозящее влияние на формирование правильной речи и овладение словарем – малыш  привыкает к неправильному звукобуквенному ряду, и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина». Лучше с самого начала приучать его к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.  Избавьтесь от употребления в речи безличных, ничего не значащих выражений (слов-паразитов и фраз-паразитов, грубой и вульгарной лексики). Даже будучи в разгневанном состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при помощи хороших слов. Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, всё будет напрасно.

Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

Рекомендации:

- Чтобы говорить грамотно, нужно быть грамотным. Необходимо учить родной язык!

- Заглядывайте чаще в словари, особенно в орфоэпический и толковый. Словари помогут вам избавиться от косноязычия.

- Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции.

- Избавляйтесь от слов-паразитов. Если вы боитесь, что вас перебьют, то старайтесь избегать общения с такими людьми.

- Будьте уверенными в себе. Старайтесь также избегать вопросительных предложений вроде «Ну вы же понимаете?» и оправданий.

- Совершенствуйте технику речи.

- Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием. Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством!

- Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль. Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.

Неправильно

Правильно

Старая, пожилая лошадь

Старая, пожилая женщина

Одержать хороший результат

Одержать победу

Играть значение

Играть роль

Львиная часть

Львиная доля

Носить значение

Носить характер

Тратить нервы

Трепать нервы

Играть главную скрипку

Играть первую скрипку

Заварился сыр-бор

Загорелся сыр-бор

Об этом будет сказано ниже

Об этом будет сказано позже, далее, потом

Выше я уже говорил

Ранее я уже говорил

Без ничего

Безо всего, ни с чем

Днями раньше

На днях

Кушать

Есть

Я кушаю, мы кушаем

Я ем, мы едим

С января месяца

С января начались морозы

Одевай шапку

Надевай шапку

Оплатить за проезд

Оплатить проезд

Пара слов, пара часов

Два слова, два часа

Кто крайний в очереди?

Кто последний?

Грамматические ошибки в употреблении слов:

Неправильное употребление слов:

-Неправильное образование формы слова различных частей речи, например: неправильное определения рода существительного (кофе – м. р., тюль – м. р., бандероль – ж. р.)

-Неправильное определения числа (чернила – мн. ч., не «чернило»)

-Неправильная постановка ударения (торты, средства , арахис, щавель, хозяева, месяцы, звонит, балует)

-Искажение форм различных частей речи (ляжте – лягте, ложит – кладёт, обоих девочек – обеих девочек и др.)

-Просторечная лексика: жрать, горланить, вылупился, баба, мужик, морда и др.

-Слова – паразиты:(ну, это самое, блин, на фиг, короче, значит, ага, вот, и это, можно сказать, ё – моё, так сказать и др.)
Наиболее часто встречаемые грамматические ошибки:
-Одевай шапку, пальто и. т. д. (одевают кого-то, надевают что-то).

-Ихняя девочка, ихний папа (их девочка, их папа).

-Ложь фломастеры (клади фломастеры).
-Позвонишь мне? Телефон звонит у обоих подружек. (у обеих).
-Он пришёл сегодня без ничего( безо всего, ни с чем).
-Кто крайний? (кто последний?).

-Пара слов, пара часов (два часа, два слова).
-Я кушаю, мы кушаем (я ем, мы едим).

-Иди отсюдова (иди отсюда).
-Чё, щас.

Помните всегда:

« Правильная речь слаще мёда!» https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=7a45c2fc9b2af423ea35c9ee26cf1849-l&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"

 Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....