Нарушения развития речи у детей и их коррекция
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Но поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
Оба речевых центра у правшей располагаются в левом полушарии головного мозга, а у левшей — наоборот, в правом. В соответствии с этим разграничиваются импрессивная речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка). Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие: — восприятие звуков речи , за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли); — воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи).
В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка. Первая из них — фонетика , система звуков речи. Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составляет основу звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). В русском языке различают 42 фонемы, среди них 6 гласных и 36 согласных. К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (был-пыл, дом-том, гость-кость), твердость и мягкость (пыл-пыль), ударность и безударность (за'мок-замо'к).
Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. Реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ребенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное психоневрологическое обследование .
Классификации нарушений развития речи у детей Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике. До настоящего времени не разработано единой классификации речевых расстройств у детей. В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л.О. Бадалян (1986, 2000) предложил приведенную ниже классификацию. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм). III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата. IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).
Нарушения развития устной речи делятся на два типа: фонационное (внешнее) оформление высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания. К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся: — дисфония (афония) — проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса; — брадилалия — патологически замедленный темп речи, — тахилалия — патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы; — заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; — дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. — ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии; — дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата.
Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания включают два подтипа: — алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка. — афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга (в результате черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекций и других заболеваний, сопровождающихся поражением ЦНС).
Лечение нарушений развития речи у детей Для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей. Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях развития речи у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение.
Наиболее сложную медико-психолого-педагогическую проблему представляют собой алалии, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия должны осуществляться длительно и систематически. В процессе развития речи у детей с алалией прослеживается определенная положительная динамика, они последовательно переходят с одного уровня развития речи на другой, более высокий. Дети приобретают новые речевые навыки и умения, но часто остаются детьми с недостаточно развитой речью. В процессе школьного обучения у детей наблюдаются затруднения в освоении навыков письменной речи. Поэтому наряду с проведением логопедической и психолого-педагогической коррекции детям с алалией рекомендуется назначать повторные курсы терапии препаратами ноотропного ряда.
В заключение следует еще раз подчеркнуть необходимость раннего выявления, своевременной и комплексной диагностики и коррекции нарушений развития речи у детей, объединения усилий врачей, логопедов, педагогов и психологов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Глава I1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.Глава II2.1. Использован...
Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи.
Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи....
Причины нарушений развития речи у детей.
Причины нарушений развития речи у детей.Внутренние.1. Неблагоприятные факторы во время внутриутробного этапа развития или во время родов.2. Травмы черепа, сопровождающиеся поражением головного мозга.3...
Выступление на педсовете на тему:"Нормы и нарушения развития речи у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи"
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического ра...
Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.
Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся с проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...