Развитие речи и рекомендации по ее коррекции у детей раннего возраста
статья по развитию речи по теме
Рекомендации по коррекции речи у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_i_rekomendatsii_po_ee_korrektsii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи и рекомендации по ее коррекции
Динамика формирования речи
Форма речи | Примерный возраст появления | |
1 | Интонирует крики (вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) | 1 – 2 мес. |
2 | Гуканье, гуление (ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слова, как будто играет с ними) | 1,5 – 3 мес. |
3 | Лепет (ребенок повторяет за вами или сам произносит что-то похожее на слова, но состоящие из одинаковых слогов) | 4 – 5 мес. |
4 | Лепетные слова (ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех отдельных слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (гав-гав, би-би, пи-пи и проч.) | 8 мес. – 1 год 2 мес. |
5 | Двусловные предложения (ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) | 1 год 6 мес. – 2 года 2 мс. |
6 | Активный рост словаря (ребенок спрашивает, как это называется) | 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес. |
7 | Появление грамматических форм слова (ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и т.д.) | 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
|
8 | Словотворчество (ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) | 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес. |
9 | Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми | 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес. |
10 | Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом | 2 года 6 мес. – 3 года 6 мес. |
Признаки благополучного развития речи у ребенка:
- Физическое развитие ребенка соответствует возрасту
- У ребенка нет никаких неврологических заболеваний
- Ребенок активно общается со знакомыми родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми
- Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит
- Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи
- Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:
1. Ребенок развивается с задержкой
- Ребенок перенес тяжелые заболевания
- У ребенка есть неврологические заболевания
- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит
- Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, будто вас не слышал.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный ребенок»).
- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми взрослыми
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от развития речи его сверстников.
Если при неблагополучном развитии речи родители постоянно просят ребенка «Скажи» или «Повтори», это усугубляет ситуацию и формирует речевой негативизм, или отказ от речи. Ребенок отказывается говорить не только по просьбе взрослого, но и в любых ситуациях. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос.
Коррекционные занятия
Основные задачи:
- Развитие мотивационной основы речевой деятельности (развитие потребности в общении)
- Формирование имитативных способностей
Первый блок занятий:
- Расположитесь с ребенком в уютном уголке, создайте доверительную атмосферу: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.
- Возьмите любимую игрушку ребенка, организуйте простейшую игру, сопровождайте действия с игрушкой звуками. Катаете машинку и говорите «би-би».
- Пытайтесь установить словесный контакт. В ходе игры спросите: «Как гудит машина?», и сами отвечаете: «би-би», с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза вы услышали робкое «би», - это маленькая победа! Похвалите ребенка!
Второй блок занятий:
- Выберите для имитации простые для звукоподражания 5-10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды…того, что ребенок любит больше всего. При этом используйте «нянькин язык»: пи-пи, ав-ав, мяу…
- Возьмем слова шуба, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка. Каждый раз во время режимных моментов многократно медленно и четко повторять слова, имитируя диалог.
Взрослый: Что мы достали? – Шубу
Что это такое? – Шуба
Что сейчас мы надели? – Шубу (и т.д.)
- Постепенно поощрять ребенка к вступлению в диалог – после вопросов делайте все более и более длинные паузы:
Взрослый: Принеси тарелку. Что ты принес?...Правильно, тарелку. Тарелка. Это тарелка…Что это? Это тарелка.
Обращайте внимание на артикуляцию слов:
Взрослый: Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы: та-рел-ка. Еще раз: та-рел-ка. Давай вместе: та-рел-ка.
Важно, чтобы ребенок не догадывался, что вы занимаетесь с ним развитием речи! Не бойтесь перехвалить ребенка. Если у ребенка не получаете, никогда не ругайте его. Наверное, это вы делаете что-то неправильно.
- Через какое-то время ребенок учится повторять отдельные слоги. Не заставляйте повторять слово точно, поощряйте все попытки.
- Давайте артикуляционные упражнения: учите полоскать рот с сомкнутыми губами, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы; попросить облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой, вылизать блюдце, корчить рожицы – улыбаться, хмуриться; вытянули губы как хобот у слона, сделали оскал как у тигра…
- Если ребенок повторяет предложенные слова, выберите следующую серию 5 – 10 слов.
- Необходимо закреплять уже усвоенные слова в самостоятельной речи ребенка, создавая специальные ситуации:
- использовать альтернативные вопросы «Какую игрушку тебе дать, зайку или куклу?».
- давать поручения: просить принести игрушку или предмет, заранее переставив на недоступное место, тем самым стимулируя обращение ребенка к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо просить? – Дай машину».
- использовать опосредованное общение с игрушкой или с животным («Попроси у куклы чашку», «Уложи мишку спать»…).
8. По мере наращивания словаря формируется потребность в общении, на этой стадии необходимо поощрять желание ребенка говорить. Важно рассказать о его достижениях в его присутствии родным.
Формирование целенаправленного слухового восприятия.
Детей знакомят с предметами, действиями с ними и их качествами. В словарь включаются глаголы (есть, пить, гулять, смотреть, рисовать, сидеть…) и прилагательные, обозначающие форму, цвет, величину.
Во время повседневного общения ребенка приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией. «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико» и т.д. Помощь в виде жестов полностью исключается.
Каждая инструкция должна быть повторена не более 2-3 раз. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу: сделай так, как я скажу».
Формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций.
Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в/на стол», «Положи машинку на стул» и т.д. Предлоги говорите громче и в замедленном темпе. Если ребенок не понимает задания, взрослый сам выполняя это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию. Чтобы игра была интереснее, к работе привлекаются игрушки. Ребенок выполняет задание «мишкиными лапами». Этот прием хорош по двум причинам: во-первых, если задание выполнено неверно, то ошибся мишка, а не ребенок, во-вторых, ребенок занимает позицию учителя, что более комфортно, чем быть учеником.
Постепенно инструкции усложняются: используются двух - , а затем и трехступенчатые инструкции: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Возьми у меня мишку, поставь на место, а мне принеси зайку».
9. По мере появления лепетной речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения задания или по его окончании: «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сделал?», активизируется тем самым ранее усвоенная лексика. На этом этапе не производится исправление недостатков звукопроизношения. Основная задача – научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Взрослый должен категорически избегать оценок и указаний типа: «Неправильно!», «Скажи еще раз!», «Повтори!», «Следи за собой!».
Примерный сценарий ситуации:
Взрослый: Что тебе дать? Машину?
Ребенок: Трр-р-р-р
Взрослый: Послушай и посмотри, как я скажу: Ма-ши-на. Ма-ши-на.
Ребенок: А-тиа
Взрослый: Молодец! (Берет в руки игрушку). Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на. Губы сжали и помычали м-м-м.
Ребенок: М-м-м
Взрослый: Очень хорошо! (Подносит игрушку к ребенку, но не отдает ее). М-м-ма-ши-на, м-м-ма-ши-на.
Ребенок: Мматиа
Взрослый: Умница, вот тебе машина. Возьми ее. Это ма-ши-на.
Очень полезными на этом этапе видами работ может быть чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Отбираются простейшие сказки с циклическим сюжетом («Колобок», «Репка», «Три медведя»). После многократного чтения можно переходить к совместному рассказыванию. Взрослый не называет некоторых персонажей, а только показывает в книжке. Через некоторое время ребенок научается повторять целые фразы.
10. После появления фраз в отраженной речи можно переходить к формированию навыка владения элементарными бытовыми конструкциями «Дайчто-либо», «На что-либо», «Хочу что-либо сделать»…, а также «Привет», «Пока», «Спасибо».
Например, ребенок просит игрушку жестом. Взрослый выясняет, чего хочет ребенок : «Как надо попросить? Дай куклу. Дай куклу». Взрослый приближает куклу к ребенку, но отдает только после попытки произнесения фразы.
Необходимо создавать ситуации, в которых ребенку необходимо использовать речь. Например, взрослый «симулирует» свою занятость и невозможность понять жесты ребенка, ссылаясь на свою занятость. Важно, чтобы отказ понимать ребенка не выглядел демонстративно.
Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику через 2-3 месяца. Если улучшение не отмечается, срочно запишитесь на прием к невропатологу или логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое развитие речи детейчерез игры с водой и самомассаж детей раннего возраста
Практикум для родителей и воспитателей...
Практическое развитие речи через игры с водой и самомассаж детей раннего возраста
Развитие ребёнка раннего возраста происходит через практическую деятельность. Для того, чтобы ребёнок познавал свойства предметов, нужно ввести их в его развивающую среду, развивать тактильные чу...
Развитие речи как один из факторов успешной адаптации детей раннего возраста.
Влияние развития речи на процесс адаптации детей в ДОУ....
схема конспекта-занятия по развитию речи "В лес пойдём, колобка найдём" для детей раннего возраста
конспект занятия по речевому развитию детей раннего возраста...
«Развитие речи, как средство формирования творческих способностей у детей раннего возраста»
консультация ДЛЯ воспитателей...
Конспект занятия по развитию речи "Кукольный театр "Курочка Ряба"(разновозрастная группа детей раннего возраста (1,6-3)
цель: создать условия для речевого развития детей...
Мастер-класс с родителями "Развитие речи, мелкой моторики и сенсорных представлений у детей раннего возраста"
Мастер-класс с родителями "Развитие речи, мелкой моторики и сенсорных представлений у детей раннего возраста"...