Личность, индивидуальность и индивидуализм.
консультация на тему
Личность, индивидуальность и индивидуализм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_individualnost_i_individualizm.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
- Личность, индивидуальность и индивидуализм.
Трудно представить, что есть родители, которые не хотели бы, чтобы их ребенок стал
личностью. Почему это так важно – быть личностью? Каждый ли человек – личность? Как взаимосвязаны эти два понятия –личность и индивидуальность?
Словом личность определяют сущность каждого из нас, то самое главное, социально
ценное, что в нас есть, - наше социальное лицо. Понятие “личности должно зазвучать по-новому для каждого родителя, ведь найти свое достойно мес-то в обществе - секрет успеха для каждого человека. И насколько успе-шен будет в этом ваш ребенок, определит его формирующаяся личность.
Понятно, что личностью человек не рождается, а становится. Оказавшись вне социального окружения, личностью он может и не стать. Если ребенку не хватает общения с близкими взрослыми, если он испытывает дефицит эмоционального тепла, это почти неизбежно приводит к задержке в лич-ностном развитии, нарушает процесс вхождения в детский коллектив, ме-шает адаптации к дошкольному учреждению, а затем и к школе, мешает и психическому, и физическому развитию. Доказано, что дети, формирова-нию личности которых с раннего детства не уделялось должного внимния, более ослаблены, чаще болеют.
Предпосылками развития личности являются формирующиеся отношения ребенка к другим людям, к самому себе и окружающему миру.
Каждая мать следит за тем, как малыш набирает вес, когда начинают ре-заться зубы, в каком возрасте появляются первые долгожданные слова. Если ребенок позже сверстников начинает ползать или ходить, обращаются к врачу, хотят знать причины. Но всегда ли мы столь же внимательны к развитию у дочери или сына избирательного отношения к окружающим? А ведь именно в избирательности - истоки будущего осознанного отно-шения к окружающим людям. В том, как проявляются избирательные от-ношения, в каком возрасте, насколько они устойчивы, раскрываются особенности развития вашего ребенка. Вспомните, когда вам удалось впервые заметить непохожие реакции на приход в гости бабушки, вашего брата, подруги, детского врача. Почему малыш симпатизирует одному человеку и боится другого? Чем вызваны эти реакции? Как меняется его отношение к близким взрослым с каждым днем? Верно поступают родители, которые задаются этими проблемами с не меньшим интересом, чем вопросами закаливания, рационального питания.
Как правило, первым человеком, к которому у ребенка формируется устойчивое положительное эмоциональное отношение, является мать или тот, кто ее заменяет и постоянно общается с малышом, ухаживает за ним. Затем круг людей, к которым маленький человек как-то по-своему относится, расширяется. Постепенно родители начинают делать выводы о том, насколько их сын приветлив, общителен, застенчив или нелюдим.
Со временем все более значимым оказывается общение со сверстниками. Формируется избирательное отношение к детям вашего двора, затем к друзьям по группе в яслях и детском саду. Одни дети явно вызывают
симпатию, других ваш ребенок обходит стороной, третьих вроде не замечает, с четвертыми часто ссорится. Если кто-нибудь из детей нравится вашей дочери, она ведет себя, на ваш взгляд, как-то более по-взрослому: может и яблоком угостить, и дать поиграть новой игрушкой. А другим детям она почему-то отказывает, проявляет жадность, неуступчивость. Это пугает родителей, приводит иногда к скоропалительным выводам о вредных наклонностях, которые следует искоренять. Такие страхи нередко преждевременны. Малыш должен понять, что его жадность вас огорчила, однако для себя с печальными выводами не стоит торопиться. Ребенок двух-четырех лет руководствуется в своих взаимоотношениях со сверстниками преимущественно симпатиями-антипатиями, а не правила-ми поведения. В средней группе ребенок уже знает правила взаимодействия, оценивает поступки героев сказок или мультфильмов, но по отношению к себе правила еще не умеет применять, особенно при возникновении сложной ситуации. Правила поведения должны быть близки опыту ребенка, пережиты им, иначе они не станут руководством к действию. Вот почему велика роль взрослого, его оценочных суждений, его помощи.
Отношение к себе возникает в процессе формирования отношения к сверстникам. Ребенок всматривается в товарищей по играм, учится видеть их достоинства и недостатки, оценивать поступки и постепенно начинает предъявлять к себе те же требования, что и к ровесникам. Ваш малыш, особенно если он пока единственный, остро нуждается в детском коллективе как своеобразном социальном зеркале. Общество сверстников - важнейшая среда, создающая условия для благополучного развития личности. Проследите, когда и как сын или дочь начинают оценивать товарищей. Видят ли они только недостатки, неправильные поступки или с удовольствием хвалят кого-то, повторяют высокие оценки воспитателей? Помогите им в новой и важной оценочной деятельности. Научите добро-желательности, умению прощать обиды, вести себя в спорах. Ведь руководя общением со сверстниками, вы незаметно влияете на становление личности вашего ребенка, формируете у него способность видеть себя глазами других людей.
На основе отношений к окружающим и к самому себе еще на пороге дошкольного детства начинает складываться все более осознанное отношение к миру, к природе. И здесь роль семьи трудно переоценить. Где, как не в семье, малыш получает первые уроки отношения к животным? Кто, если не родители, учит ребенка видеть красоту заката, звездного
неба, приближающейся грозы, утреннего спокойного моря? Семья – первоисточник экологического воспитания.
Все ли индивидуальные особенности являются одновременно и свойствами личности? Конечно, нет. Для характеристики личности не очень важно, хорошая ли у дочери зри-
тельная память, насколько развит музыкальный слух, подвижная или инертная нервная система. Зато необходимо знать, как она относится к своей старенькой прабабушке, заботится ли о ней, умеет ладить с детьми, считаться с чужими интересами.
Качества личности социально обусловлены, однако у каждого человека
они выражены по-разному. Поэтому можно сказать, что личность - это человек с социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами. Говоря о личности ребенка, мы постоянно подчеркиваем его зависимость от окружающей среды, условий развития, системы воспитательных воздействий. Когда же речь идет об индивидуальности, имеется в виду ребенок с тем же комплексом личностных свойств, однако делается акцент на своеобразии, относительной независимости от внешних влияний, заложенной в каждом возможности оставаться в любых условиях самим собой, невзирая на обстоятельства.
Говоря об индивидуальности и условиях ее развития в семье, мы одновременно говорим и о развитии ребенка как личности, поскольку этих два процесса неразделимы. Если индивидуальность лишена возможности проявить себя в важных поступках, возникают различные отклонения в поведении, в психическом развитии. Особенно сильна потребность выделиться, продемонстрировать свою непохожесть на других в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Нужно ли специально заботиться о формировании индивидуальности? Сама по себе индивидуальность, конечно, будет развиваться. Помимо системы направленных педагогических мер, огромное влияние на ребенка оказывают стихийные впечатления, получаемые из окружающей его среды, обстановки в семье, традиций культуры, средств массовой информации, в результате восприятия которых он постепенно становится полно-правным членом общества. Однако случайные влияния не отменяют продуманных родительских формирующих воздействий. Ведь плодоносят и заброшенный, и тщательно взращиваемый садовые участки, но сравним качество выращенных в этих разных условиях плодов. Конечно, вряд ли есть родители, которые бы сознательно отказались от развития индивидуальности своего ребенка, уповая на то, что она и так проявится. Наоборот, все больше становится родителей которые хотят чтобы их ребенок был ни на кого не похож, был ярким и особенным.
Известны случаи непомерного увлечения индивидуальным своеобразием растущего в семье малыша со стороны родителей, бабушек и дедушек. То родители срочно покупают скрипку, потому что после пяти лет учить играть на этом инструменте поздно, то откуда ни возьмись возникает идея занятий в изостудии, которую посещают дети шефа, и квартира переполняется красками, фломастерами, мелками, то две недели кряду с магнитофона звучит иностранная речь, чтобы малыш незаметно учился говорить по-английски. В этой суете, в ожесточенной конкурентной борьбе взрослых за первенство в обнаружении новых талантов нередко упускается из виду цель происходящего.
Нужно ли выявлять все задатки дарований в столь нежном возрасте, да еще и не спрашивая при этом у ребенка, действительно ли ему это интересно? В чем именно заключается тактичный и грамотный подход к формированию индивидуальности? Приведем один пример. В интеллигентной еврейской семье мальчика семи лет отдали в музыкальную школу, но занятия быстро прекратили, и не потому что у ребенка не было слуха, а потому что не было искреннего интереса к музыке. В шестом классе, когда у подростка начался процесс самовыражения, на базе сформировашихся личностных качеств у мальчика возникло жгучее рвение изучить классическую музыку, овладеть музыкальным инструментом. Родители наняли учителя и спустя полтора года занятий мальчик достиг уровня своих сверстников, занимающихся в музыкальной школе.
Попытки вырастить яркую индивидуальность направлены на стремление быть личностью. Но все ли знают, где разница между индивидуальностью и индивидуализмом? Последнее время можно услышать сказанное с гордостью или с завистью: “Он - яркий индивидуалист!” Однако люди путают понятие индивидуальности и индивидуализма. Именно индивидуализм предполагает отторжение обществом, а в таких условиях добиться успеха очень сложно!
Как начинает расти индивидуалист? Как правило, этот ребенок - центр семьи. Ради его тренировок папа откажется от футбола, мама не пойдет в парикмахерскую, бабушка отвергнет санаторную путевку. Семья, как известно, является для ребенка действующей моделью общества. Раз центр семьи, то и центр любой группы, любого коллектива. Если для мамы его интересы - закон, то почему воспитательница в детском саду с ним не считается? В результате столь "старательного" формирования индивидуальности (как думают родители) формируется потребительское отношение к людям.
Итак, делаем вывод.
Формирование сильной и яркой личности ребенка невозможно без чуткого и грамотного руководства, контроля родителей,
гармоничного развития индивидуальности малыша
и индивидуального подхода к каждому ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-психологические особенности личности
Советую учитывать в рабботе педагогам и в общении с ребенком ролителям....
Индивидуальный подход, его значения в рамках художественно-эстетическом развитии личности дошкольника.
Значение индивидуального подхода в работе педагога в рамках художественно-эстетического развития личности дошкольника....
Фронтальные и индивидуальные формы оздоровительной работы в формировании индивидуальной и неповторимой личности.
"Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность зна...
Сказкотерапия,как способ формирования индивидуальной личности.
Современные технологии. Сказкотерапия....
Интегрированный подход к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности
Консультация для воспитателей...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческой личности дошкольника при обучении татарскому языку». на 2016-2021 год.
План по самообразованию на 2016-2021 год...
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми группы раннего возраста Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫс детьми группы раннего возраста Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на созн...