Виды нарушений речи и логопедический массаж
консультация по теме
В материале содержится информация для родителей какие бывают нарушения речи и нужен ли при этом логопедический массаж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_rechi.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды нарушений речи.
Дислалия – один из самых распространенных дефектов речи.
Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушения речи называются дислалией.
Обычно это нарушение речи поддается коррекции без особых трудностей.
Дислалия подразделяется на простую и сложную.
К простой относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, [р]) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие [с, з, ц]). Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих [с, з, ц] и шипящих [ш, ж, ч, щ]) – это сложная дислалия, вызывающая трудности при коррекции.
Дислалию и дизартрию часто сопровождают такие нарушения как общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка психического развития (ЗПР).
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и распознавание звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.
Задержка психического развития (ЗПР) – замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: от различного вида травм и болезней до педагогической запущенности.
Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но испытывают при обучении значительные трудности и этим отличаются от нормально развивающихся сверстников. Эти дети страдают различными нарушениями речи.
При простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже. Различные же варианты сложной дислалии более эффективно поддаются коррекции, когда на ряду с традиционными методами исправления звукопроизношения применяется массаж артикуляционного аппарата.
Дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой.
В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуком, требующих поднятие языка вверх.
Это звуки [ш, ж, щ, ч, л, ль, р, рь].
Современные логопеды уже не стремятся сразу же применять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична и растягивается под воздействием специального комплекса упражнений и логопедического массажа языка (консервативное лечение).
Однако если уздечка значительно укорочена, возможно, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект такого рода может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ортодонтом.
Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, приемы логопедического массажа языка и артикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения.
Дизартрия и ее стертые формы.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть с иннервацией.
Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при «стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроизносительные нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи.
Наиболее характерными для детей, страдающих дизартрией, являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки. При их произнесении язык отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направлена не вперед, а идет по обоим краям языка или отклоняется влево или вправо. Мы слышим нечеткую смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту (боковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располагается между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм. К этому может быть добавлен боковой ротатизм (искаженное произношение звука [р]) или отсутствие звуков [р] или [л]. Для таких детей характерна ассиметричная улыбка.
Коррекция всех форм дизартрии практически невозможна без применения логомассажа.
Без массажа педагогический процесс потребует слишком много времени и сил логопеда и не обязательно закончится положительным результатом.
Заикание.
Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.
По типу судорог, возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата. Различают три вида заикания: клоническое, тоническое и смешанное.
При клоническом – заикающийся повторяет в слове звуки или слоги, в при тоническом – в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова.
Смешанная форма заикания подразумевает наличие судорог обоих типов. При коррекции такого сложного дефекта необходимо снизить проявление судорог.
Снизить появление судорог можно с помощью расслабляющего логопедического массажа.
Алалия.
Алалия – полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная алалия.
При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить.
При сенсорной алалии главным является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов: вместо ответа на вопрос ребенок повторяет заданный вопрос.
Логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии.
Ринолалия.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия бывает открытая и закрытая.
При открытой ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщеплении твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба». Функция речи при последних дефектах восстанавливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов.
При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Данные дефекты также устранимы с помощью операции.
При ринолалии массаж показан в послеоперационном периоде и дает положительные результаты.
Нарушения голоса.
Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации (голосообразования) вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Существуют два основных термина для обозначения патологии голоса:
Афония – полное отсутствие голоса.
Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра.
Нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные.
Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани (перенапряжение голоса, мутации в переходном возрасте, различные инфекционные заболевания и т.д.)
Органические нарушения – это патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата.
В комплексной системе восстановления голоса успешно применяется логопедический массаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды нарушений речи и их профилактика в детском саду
По результатам обследования состояния речи среди старшего и подготовительного возраста из 100 детей выявлено: с чистой речью 14 детей, с нарушениями речи: 86 детей. Поэтому проблема взаимосвязи работы...
Причины и виды нарушений речи детей дошкольного возраста
В данном докладе достаточно подробно рассмотрены причины и виды нарушений речи у детей. Материал может быть полезен логопедам, дефектологам....
Причины и виды нарушения речи
В помощь родителям...
Основные виды нарушений речи и их профилактика в ДОУ
В презентации описаны основные виды нарушений и их профилактика в каждой возрастной группе....
Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области Аносова Н....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в разновозрастной группе (от 5 до 7 лет) для детей с ОВЗ (нарушение речи) на логопедическом пункте.
Активизировать словарь детей по теме:"Зимующие птицы".Учить составлять рассказ с опорой на схему....
Виды нарушений речи и особенности развития лексики и грамматики у детей с речевой патологией
В статье затронута тема того, когда же можно диагностировать возможные трудности в обучении детей....