Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аносова Наталия Бейбулатовна
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30
города Железногорска Курской области  Аносова Н. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР

 «Кристаллик» - детский сад № 30

города Железногорска Курской области

Аносова Наталия Бейбулатовна

Проблема развития речи у детей с тяжелыми нарушениями волнует очень многих родителей. Дело в том, что у детей имеющих сложные дефекты наблюдаются разнообразные нарушения речи, которые в комплексе затрудняют процесс успешного усвоения программы в школе. К этим нарушениям относится неправильное звукопроизношение, частой причиной которого является несформированность органов артикуляционного аппарата.

Для выработки полноценных движений органов артикуляции родителям рекомендуется применять специальные упражнения, но в случае, если в течение 1 – 2 месяцев у ребенка не наблюдается положительный результат, следует обратиться к логопеду. Специалист углубленно обследует ребенка и определит возможные причины отсутствия полноценных движений языка.

У детей с тяжелыми нарушениями речи часто наблюдается повышенный, либо пониженный тонус мышц языка. В этих случаях обязательно показан логопедический массаж. После того, как специалист определит состояние мышц речевого аппарата, по его рекомендациям, некоторые приемы массажа могут проводить родители в домашних условиях.

Предложенная сказка – это интересная, форма проведения массажа в домашних условиях. Она рассчитана для детей с дизартрией, ринолалией, моторной алалией и заиканием с повышенным тонусом языка.

Проводить сказку рекомендуется 1 – 2 раза вдень в течение 10 – 14 дней. Выполнять действия необходимо с помощью ватной палочки, чистой ложки, медицинского шпателя, обвернутого бинтом или хорошо промытого пальца.

При проведении массажа ребенок должен сидеть в удобной для него позе. Взрослый должен находиться напротив ребенка.

С детьми более старшего возраста для зрительного контроля за состоянием мышц языка можно использовать зеркало.

В процессе массажа по мере необходимости можно просить ребенка избавиться от обильного слюноотделения.

Следуя рекомендациям логопеда и используя предложенную сказку, можно нормализовать мышечный тонус языка и сократить время по подготовке речевого аппарата к постановке отсутствующих звуков.

Заяц и его друзья

(сказка – игра)

По большой дорожке (проведение прямых, параллельных линий вдоль поверхности языка)через маленькую полянку (проведение прямых, параллельных линий поперек поверхности языка) шел Зайчик горох собирать (волнистые движения вдоль поверхности языка).

Собрал горох (точечно – вибрационные движения по всей поверхности языка, положил в сумочку и понес зайчатам. Вдруг посыпался горох из сумочки (быстрые точечные движения по всей поверхности языка). Расстроился зайчик.

Прилетел Воробей, стал горох собирать, клевал – клевал (быстрые точечные движения по всей поверхности языка) – не смог собрать.

Пришел Медведь, рыл – рыл, все перерыл (проведение волнистых линий поперек поверхности языка) – не собрал.

Пришла Лиса, все подмела, все собрала (поглаживаюшие движения по всей поверхности языка). Обрадовался зайчик, поблагодарил друзей и пошел домой.

Дома Зайчата угостились горошком и решили написать письмо друзьям. Взяли бумагу, ручку и пишут«Дорогие Воробей, Медведь и Лиса! Большое вам спасибо!» (проведение волнистых линий вдоль и поперек всей поверхности языка). Письмо шло – шло (круговые движения по всей поверхности языка, наконец пришло (похлопывающее движение).

Друзья читают«Дорогие Воробей, Медведь и Лиса! Большое вам спасибо!» (проведение волнистых линий вдоль и поперек всей поверхности языка). От этого письма приятно и радостно им стало. Друзья захлопали в ладоши и стали танцевать (хаотичные, волнистые движения по всей поверхности языка). После шумного веселья Воробей, Медведь и Лиса разошлись по домам (поглаживаюшие движения по всей поверхности языка).

Иллюстрации к движениям:

проведение прямых, параллельных линий вдоль поверхности языка

проведение прямых, параллельных линий поперек поверхности языка

волнистые движения вдоль поверхности языка

точечно – вибрационные движения по всей поверхности языка

быстрые точечные движения по всей поверхности языка

проведение волнистых линий поперек поверхности языка

поглаживаюшие движения по всей поверхности языка

проведение волнистых линий вдоль и поперек всей поверхности языка

круговые движения по всей поверхности языка

хаотичные, волнистые движения по всей поверхности языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для родителей детей имеющих тяжелые нарушения речи

Материал позволяет заниматься родителям дома по лексическим темам Домашние птицы, Игрушки, Помещение детского сада...

Мастер-класс (для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи.

Мастер-класс (для родителей  детей, имеющих  тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи....

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи

Консультация для родителей с тяжелыми нарушениями речи...

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи "Факторы коррекционного обучения ребенка".

Успех коррекционного обучения зависит от содружества воспитателей детского сада и родителей....

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» "Проект "Чудо-дерево"

laquo;ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»«Только вместе с родителями, общими у...