Конспект совместного с родителями мероприятия « Куклы наших бабушек» в группе « Волшебники» в рамках проекта « Мои любимые игрушки»
методическая разработка (средняя группа)
Вместе с родителями ребята сделали куклы- кувадки. В процессе посмотрели ознакомительную презентацию о куклах- оберегах, научились делать куклу -кувадки по схеме. А потом даже играли с готовыми куклами. Интересно буыло всем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект СОД с родителями куклы наших бабушек. Сделаем вместе куклу -кувадку. | 305.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ-СОШ №6 г. Маркса Саратовской области
структурное подразделение МДОУ д /сад №16 г. Маркса
Конспект
совместного с родителями мероприятия
« Куклы наших бабушек»
в средней группе « Волшебники»
в рамках проекта
« Мои любимые игрушки»
Воспитатели:
Москаленко М. И.
Симатова С. А.
Цель: создать условия для сохранения, популяризации и развития народной культуры.
Задачи:
Обучающие:-познакомить с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол;-познакомить с видами традиционных тряпичных кукол по назначению;-формировать знания по использованию инструкционно-технологической карты при изготовлении куклы;
-прививать навыки работы с тканью при создании народной игрушки куклы - «кувадки».
2. Развивающие:-развивать мелкую моторику рук и глазомер;-развивать умения ручного труда.
3. Воспитательные:- совершенствовать детско – родительские отношения посредством совместной деятельности;-пробуждать интерес и уважительное отношение к культуре, традициям и обычаям русского народа;-формировать потребность в творчестве, интересном и познавательном досуге;-воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность;-обогащать словарный запас, знакомя с новыми словами и их значениями: кукла-оберег, рукодельница, фартук, сорочка, тесьма, и т.д.
Предварительная работа: Чтение миниатюры «Анютка»; выставка любимых игрушек детей; знакомство с каргопольской и дымковской игрушкой.
Оборудование и материалы: два лоскутка разноцветной ткани прямоугольной формы на каждого , аудиозапись « Танца жука» из к/ф « Золушка», лоскуток треугольной формы для платка, красные нитки, ножницы, тесьма для украшения (по желанию), мультимедиа, презентация «Куклы наших бабушек», сундучок с обереговыми куклами.
Методы и приемы: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические: репродуктивный, игровой.
Ход :
1.Введение в тему: на мотив «Танца жука»
Поскорее встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг, самый лучший друг!
1,2,3- ты повернись! Повернись! повернись!
Снова в детстве очутись! В детстве очутись!
- Кого мы можем сразу встретить в детстве? Правильно друзей! Игрушки! Мальчики - машинки, а девочки - куколок!
- А для чего детям нужны игрушки? Конечно игрушка – это спутник, помощник, друг в познании мира взрослых.
-А как вы думаете, у ваших бабушек и дедушек в детстве были игрушки? Какие? ( выслушиваем и детей, и взрослых).
2. Чтение отрывка из рассказа «Анютка» (миниатюра).
… Ёлочка получилась замечательная. Глядя на неё Таисия Петровна задумалась. Вспомнила своё детство. Другие в те времена были забавы у детей... Её взгляд упал на швейный коробок.
- А хочешь, сделаем куклу? - предложила она внучке.
- Какую? Ещё одну Барби??? - изумилась Анютка.
- Нет. Другую. Она будет оберегать ваш дом.
- А такие бывают?
- Бывают.
Баба Тая, открыв коробку, стала выбирать из вороха подходящие кусочки ткани.
- Мы её шить будем? - спросила внучка.
- Нет. Иголкой и ножницами к ней прикасаться нельзя. Только руками.
Таисия проворно разорвала светлую бязь, свернула рулончиком, затем сложила его пополам - получилось туловище. Кусочками тесёмки обозначила шею и талию.
Из другого рулончика, потоньше, приладила ручки. Сама приговаривала:
- Раньше на Руси супермаркетов не было. В поле сеяли лён, ухаживали за ним, потом собирали, пряли пряжу и ткали на станке. Тяжело доставалась ткань. А кукол мастерили из старой, ненужной одежды.
- А что мы на неё оденем? - недоверчиво наблюдая за процессом, спросила внучка.
- Смотри: из этого лоскутка получится красивая красная юбка, из этого - синяя кофта... а сверху повяжем кружевной платочек и фартук.
- Бабушка, у моей Барби есть красные бусы! Принести? - залепетала внучка.
- Конечно, эта тоже щеголиха! Спустя пять минут кукла предстала во всей красе.
- Ой, - воскликнула Аня, - а где глазки?
- Анечка, это не простая кукла - а Берегиня. Глаза ей не нужны. Она чувствует, когда нужна защита. А если ей зеркальце подаришь - то исполнит желание. Но ты тоже должна беречь её. Попусту не беспокоить.
- Бабушка, можно я её повешу на елку?
- Можно. Только петельку добавлю.
Внучка торжественно водрузила куклу на ветку и долго оценивающе разглядывала фигуру Берегини. Наконец объявила:
- Я хочу ещё такую...
- Хорошо, внученька. Сделаем. Их раньше в деревнях много было: Крупеничка - с крупой для достатка, Многоручница - помощница в хозяйстве, даже лошадок из верёвок вязали…
- Понравился рассказ?
Хотите увидеть какими бывают куколки - обереги?
3.Просмотр 1 части презентации « Куклы наших бабушек» ( см. приложение 1)
Слайд 1. На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».
Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Тряпичные куклы могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней , хранительницей доброго духа. Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».
Слайд 2. Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол, передавая им опыт и представления о жизни предков. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.
Слайд 3. Неразлучники на общей «руке» — обычно ее роль исполняла веточка — считались главным свадебным оберегом. Красный цвет в одежде неразлучников служил пожеланием богатства, здоровья и счастья. После венчания их вешали под дугу упряжки, которая везла молодых домой, а потом помещали на видное место в комнате.
Свадебный каравай или пирог украшала «Роща» (иначе — «Мировое древо»). Основой парного оберега служила рогулька: на левой ее части помещали фигурку невесты, на правой — жениха. Общий «ствол» обозначал слияние двух родов в один.
Слайд 4. С появлением детей переделывали неразлучников: на их общую «руку» навешивали мартинички — маленькие тряпичные фигурки мальчиков и девочек.
Слайд 5. Нередко невесте дарили на свадьбу пеленашку — куколку-младенца в пеленках. Создавала ее мать невесты , с оберегом она как бы передавала девушке свою материнскую силу. Пеленашку бережно хранили, а после рождения ребенка она переезжала в колыбель — для защиты младенца от злых духов и порчи. Первыми оберегами новорожденного становились пеленашка и кувадка. Кувадку создавали из цветастой ткани — и тоже перед рождением малыша. Считалось, что во время родов цветастая куколка отвлекает злых духов от матери и младенца. Сначала кувадок сжигали, когда ребенок появлялся на свет, а позже стали вешать над колыбелью как оберег от дурного глаза и болезней. Иногда мастерили не одну куколку, а нескольких, но количество их по традиции всегда было нечетным.
Слайд 6. Чтобы на все хватало сил и внимания, хозяйка создавала Филипповку. К одной из рук филипповки привязывали мешочек с монеткой. Считалось также, что эта кукла защищает невестку от придирок свекрови. Также дарили на свадьбу и десятиручку. Благодаря ей молодая жена должна была быстрее и легче справляться с домашними делами.
Слайд 7. Кукла «Материнское благословение» состояла из трех фигурок: большой — матери — и двух маленьких, которые крепились к ее переднику и обозначали жениха с невестой. На свадьбе мать отрывала маленьких куколок от передника и дарила молодым вместе со своим благословением, а большую куклу оставляла себе. Этот обряд олицетворял уход девушки в новую семью.
Слайд 8. Для беспокойного ребенка мать на скорую руку скручивала куклу-бессонницу: из одного лоскутка сворачивала голову и руки, из другого — платье. Считалось, что оберег помогает убаюкать малыша, и на время сна его клали в колыбель.
Кукла-перевертыш «День и ночь» означала смену времени суток. Она состояла из двух половинок — темной и светлой. Утром ее выворачивали светлой стороной наружу, а вечером — темной. Считалось, что дневная сторона помогает в хозяйственных делах, а ночная — обеспечивает здоровый и спокойный сон домочадцам.
Слайд 9. Если хозяйка замечала, что в доме стало неладно: часто болеют дети, родные ссорятся — она проводила особый обряд и делала куклу-метлушку. Хозяйка тщательно убирала весь дом, затем брала метлушку и, начиная от углов к центру комнаты, сметала ею воображаемый мусор на тряпицу или бумажку. Всю «грязь» сжигали, а метлушку благодарили и прятали до следующего раза.
12 Кукол- «лиходеек» . Защищают домочадцев от болезней. Если кто-то в семье заболевал, сжигали одну куколку. Хранили их весь год до масленицы, вместе с большой Масленицей оставшихся сжигали и крутили новых защитниц.
Слайд 10. У входа в дом устанавливали столбушку с туловищем-столбиком. Считалось, что она не только отводит от семьи беду, но и отваживает незваных гостей, сплетников и завистников.
За достаток в семье отвечала и другая куколка — крошечная хозяюшка-благополучница. Ее также называли домовушкой: на Руси верили, что она помогает договориться с домовым. Юбку благополучницы создавали в форме мешочка, а внутрь клали монетку. Такой оберег часто дарили друзьям и родственникам.
Зерновушка, или крупеничка, должна была принести в семью сытость и достаток, хороший урожай и приплод скота. Внутрь нее прятали мешочек с зерном, а самой куколке придавали пышные округлые формы.
Слайд 11 . Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куклу –«капустницу» девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать
Чтобы воздух в избе был чистый и целебным, изготавливали полезную
куколку «Кубышку-Травницу». Кубышка-Травница следит за тем, чтобы
болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни и добрая утешница.
Слайд 12. Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе хорошо, духу замечательно, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Детская берегиня — ведучка — изображала женщину и ребенка, которые держатся за руки. Такая кукла олицетворяла мать, бабушку, няньку или старшую сестру, которые ведут ребенка по жизни, направляют его на нужный путь и не дают совершать плохое . Куклы связаны одной ниточкой, символизирующий неразрывную связь в жизни мамы с дочкой.
Поднятые ручки куколки « Благодать» символизируют радость и благодарностьжизни. Куколка напоминает , что для привлечения благодати в свою жизнь надо жить в радости. Дарят ее и желают: не грусти, не унывай, руки не опускай.
Слайд 13 Оберег Московка (СемьЯ, Плодородие) – семейный оберег, символ благополучного материнства, единения мужского и женского начала и продолжения человеческого рода.
4.Физминутка «Кукла»
Эй, ребятки, не зевайте, на разминку выбегайте!
Пяточка, носочек, раз, два, три!
Пяточка, носочек, раз, два, три!
А теперь потопаем, ручками похлопаем
А еще попрыгаем, ножками подрыгаем!
Покружились вправо, покружились влево!
Ну и снова еще раз повторяем этот пляс!
5. Схема изготовления «Кувадки»
а)Просмотр 2 части презентации « Куклы наших бабушек» ( см. приложение 1)
б) практическая деятельность по изготовлению куклы-«кувадки»
5. -Дорогие родители! Ребята приготовили частушки и песенки. Приглашаем вас послушать!
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Нужно будет потрудиться
Нам кувадку очень просто
Было с мамой мастерить
Лень пришлось всем победить
И старанье приложить!
Куколка -кувадочка,
Я тебя люблю,
Перед сном я для тебя
Песенку спою.
Баю-баюшки-баю,
спать укладываю.
Спать укладываю,
приговариваю:
«Ты, собачка, не лай
Мою детку не пугай.
Баю-баю, баю-бай
Поскорее засыпай!».
Моя куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Позовем подружек ей,
Кукле будет веселей.
6. Рефлексия
- Куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.
А какие чувства появились, какие мысли возникали у вас? Может быть, у вас появились какие-нибудь желания, мечты? Может быть, вы захотели с детьми побывать в Краеведческом Музее?
-А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки...
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, «Просвещение» 2011
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.
3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников», «Просвещение»2011.
4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.
5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"
Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"....
Проект : "Моя любимая игрушка (кукла)"
Проект: " Моя любимая игрушка(кукла)"...
Конспект детско-родительской творческой встречи «Первое слово, главное слово» в рамках проекта «Нет роднее и краше мамочки нашей»
Конспект детско-родительской творческой встречи в мастерской "Творим и мастерим"...
Конспект ОО художественно - эстетическое развитие "Пуговицы - затейницы" в рамках проекта "Моя любимая коллекция"
Коллекционирование, как одна из форм культурных практик, зарождается в раннем детстве, и сопровождает человека всю последующую жизнь. Опыт коллекционирования дошкольников определяется тем, что дети со...
Организация совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах в рамках проекта: «Моя любимая игрушка» в младшей группе.
В данной методической разработке представлены ситуации общения, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-ситуации, проблемные ситуации, произведения художественой литературы, используемые в ...
Конспект проекта "Моя любимая игрушка", группа раннего возраста
Конспект проекта "Моя любимая игрушка"...
Результат творческого проекта "Моя любимая игрушка: Народная игрушка Матрёшка"
В данной презентации вы можете ознакомиться с проектом и его результатом...