Почему у ребенка возникло нарушение речи.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Овчинникова Светлана Владимировна

Из данной консультации родители узнают причины нарушения речи. Познакомятся с правилами организации логопедических занятий дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_u_rebenka_vozniklo_narushenie_rechi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ У РЕБЕНКА ВОЗНИКЛО НАРУШЕНИЕ РЕЧИ

Причины речевых нарушений разнообразны. Что вызвало нарушение речи в вашем случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется и консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога.

     Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Как правило, в такой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребенку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься. Ребенок оказывается заброшенным. Другой вариант: родители целыми днями работают, а ребенок находится на попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Все это называется ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ. Только не воспринимайте, пожалуйста, эту запущенность на свой счет. Возможно, она не ваш случай. Но хотелось бы, чтобы вы критически, не кривя душой, оценили обстановку в своей семье. Во всяком случае, если причина только в этом, то у вас так называемый неосложненный вариант недоразвития речи и справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным вариантом.

     Осложненной считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус – фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение», затяжные роды, асфиксия. Неблагоприятные роды, кА правило, ведут к родовой травме неврологического характера. Следствием ее является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.  

     Если что – либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка задерживается. Он начинает говорить после 2 – 3 лет. Если же речевое развитие происходит в срок, то эти причины не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения (речь смазана).

     Негативным для развития речи ребенка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребенка (до 2,5 – 3 лет).

     Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, занимался в детстве с логопедом). Причиной нарушения речи может быть и снижение слуха.

     Выше рассматривались только невидимые причины. Существуют еще и видимые, которые вы легко сможете определить и сами.

     Это различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформации зубов. Сюда же относится и неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдаются вперед. Сейчас таких детей становится  все больше, так как мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребенка. А соски – пустышки часто формируют неправильный прикус.  

     Еще хуже, если ребенок не удовлетворяет полностью свой сосательный рефлекс из–за отсутствия естественного вскармливания. В этом случае для удовлетворения своих потребностей он сосет палец. Это может продолжаться неограниченно долго. Следствие этого – самые невообразимые улыбки и «каша во рту».

     Еще одна видимая причина – короткая подъязычная уздечка. Можете рассмотреть ее перед зеркалом. Поднимите вверх язык, и вы увидите мышечное образование. В норме длина уздечки 1,5 см. если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок с очень короткой уздечкой порой не может даже поднять язык вверх. Следовательно, звукопроизношение нарушается.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА

И так, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

     Прежде чем начать занятия, подготовьте все, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «лото» различной тематики.
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям.
  • Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

ОСНОВНАЯ ТРУДНОСТЬ для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!

     Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

     Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей качели.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

     Ежедневно проводятся:

  • Игры на развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день);
  • Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
  • Игры на формирование лексико – грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

     Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания!

     Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 20 минут!

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже никак не реагирует на вашу речь, как бы вы не старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

     Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине  дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционную гимнастику проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха – во второй половине дня.

     Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

     Знакомьте ребенка с детской литературой. Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

     Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

     Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

     Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания вашего ребенка, хвалите даже за незначительные успехи.

 

НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ НА ЗАВТРА ТО,ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Лето для ребенка с нарушением речи

Рекомендации родителям...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Консультация для родителей. "Почему необходимо устранить все нарушения речи в дошкольном возрасте"

В материале консультации говорится о роли грамотной чистой речи в формировании личности ребенка и необходимости устранения всех имеющихся речевых нарушений до поступления ребенка в школу....

Почему у ребенка возникло нарушение речи

В статье описываются причины речевых нарушений у детей....

Почему у ребенка возникло нарушение речи

Информация для родителей о причинах возникновения речевых нарушений...

Буклет "Речевое дыхание ребенка с нарушением речи. Почему оно должно быть правильным?"

Речевое дыхание - важный компонент коррекционной работы учителя-логопеда. Чтобы ребенок научился произносить верно тот или иной звук, чаще всего, вначале нужно научить ребенка парвильно дышать, т.е. д...